В европейских городах нехватку газонов компенсируют, озеленяя крыши. По данным World Green Infrastructure Network, каждый год во Франции цветет и колосится около 1 млн кв. м крыш, а в Германии, где официально принята программа городского озеленения, — 11 млн «квадратов». Уже сейчас в Берлине поросли травой 30% домов. В России бизнес по озеленению крыш оказался крайне чувствительным к кризисам. В 2009 году продажи резко упали, а в 2012 и 2013 на рынке царило оживление. Игроки надеются на госзаказы, но и без них засевание крыш травой остается привлекательным бизнесом, не требующим значительных инвестиций и обещающим быструю прибыль.
В Россию мода на крыши, покрытые газоном, пришла в конце 1990-х. Первым на российском рынке «пустил корни» один из мировых лидеров в этом сегменте — компания Zinco, в 1997 году озеленившая здание подземного гаража в московской штаб-квартире «Газпрома» на улице Наметкина. В 2008 году было создано совместное российско-германское предприятие «ЦинКо Рус», которое с 2009 года стало открывать региональные представительства. В портфеле компании уже более 150 проектов, за прошедшие пять лет «ЦинКо Рус» озеленила 50 тыс. кв. м кровли в Москве и около 10 тыс. кв. м в других российских городах. Сейчас в столице работает десять компаний, специализирующихся на озеленении крыш.
Превращение обычных крыш в зеленые — дело непростое: необходимо, чтобы растения прижились на новом месте, иначе газон погибнет в первую же зиму. Технологии позволяют делать на крышах точно такие же парки «под ключ», как и на земле. «Один из наших проектов в Екатеринбурге — озеленение крыши клубного дома в центре города, — рассказывает Алексей Веинский, генеральный директор «ЦинКо Рус». — Так как во дворе места для зоны отдыха не осталось, мы разместили на крыше не только деревья, но и детские игровые площадки, лавочки и даже баскетбольную площадку». Чтобы корни растений и вода не разрушали здание, строители выкладывают на крыше «слоеный пирог» из тепло- и гидроизоляционных материалов, дренажа и грунта.
Как уверяют игроки рынка, объем первоначальных инвестиций в компанию, озеленяющую крыши, сопоставим с вложениями в фирму, занимающуюся наземным ландшафтным дизайном, и составляет 1-1,7 млн рублей. Деньги пойдут на аренду транспорта для перевозки строителей, на офис, в котором не стыдно принимать состоятельных клиентов, и на зарплату сотрудникам. Как минимум понадобится специалист, знакомый с обустройством кровельного «пирога», и бригада из 3-4 рабочих для работы на объекте. В Москве «зеленые кровельщики» зарабатывают на уровне менеджера среднего звена (50-70 тыс. рублей в месяц), что лишь немногим больше оплаты труда обычного ландшафтного дизайнера (50-60 тыс. рублей) и строителя, имеющего опыт работы с самыми ходовыми и распространенными кровельными материалами (до 40 тыс. рублей).
На первых порах в штат можно взять только планировщика-архитектора (без предварительного моделирования крыши не обойтись, для некоторых заказчиков придется подготовить и 3D-визуализацию). С дизайнерами, прорабом и строителями поначалу имеет смысл работать по договору, нанимая их для выполнения конкретных заказов. Необходимые материалы (минимальный комплект вместе с оборудованием обойдется в 500 тыс. рублей) можно также приобретать «под клиентов», тратя на это внесенную ими предоплату.
Крыши обычно озеленяют двумя основными методами — экстенсивным и интенсивным. В первом случае на крышу высаживаются только газонные травы или неприхотливые почвопокровные растения. Второй метод подразумевает создание полноценной садовой зоны с кустарниками, деревьями и искусственными водоемами. Опытные игроки рекомендуют начинать с менее затратных «экстенсивных» проектов.
Себестоимость высаживания газонной травы на крыше (с учетом всех слоев «пирога») — не более 100 тыс. рублей за 17-20 кв. м (минимально возможный размер зеленой крыши). Стоимость же одного кв. м зеленого покрытия для покупателя на рынке составляет от 7 до 10 тыс. рублей, что не намного дороже услуг по классическому ландшафтному проектированию (для сравнения: стоимость создания цветника из многолетних цветов и кустарников обычно составляет 3-5 тыс. рублей за кв. м).
Игроки рынка не рекомендуют в борьбе за заказы заниматься демпингом: за качественную услугу клиенты готовы платить больше, а значит, нельзя показывать, что вы — зеленый новичок. Еще один нюанс: обеспеченные заказчики предпочитают проекты «под ключ», поэтому лучше сделать ставку на пакетные предложения услуг.
Если вы намерены развиваться только за счет количества проектов, то на самоокупаемость проект может выйти уже по итогам первого года работы, а рентабельность бизнеса составит 20-25%. Для сравнения: в Канаде, где желающих озеленить крыши куда больше, но и конкуренция гораздо выше, верхняя планка рентабельности — 20%.
Если же вы хотите предложить заказчикам и интенсивное озеленение, то в бизнес нужно будет вложить еще около 500 тыс. рублей. Так как предоплата составляет не 100%, дополнительные собственные средства потребуются на закупку деревьев, а также на оплату труда строителей и подрядчиков. Услуги фирм, занимающихся созданием искусственных водоемов и площадок для отдыха, оплачиваются клиентом отдельно: каждый квадратный метр пруда стоит 12-30 тыс. рублей, а мощеной дорожки — 2-4 тыс. рублей. «Если обходиться без изысков, то, заплатив по 8 тыс. рублей за квадратный метр, клиент может получить шикарную крышу с элементами интенсивного озеленения — произрастающими в средней полосе России деревьями высотой до десяти метров», — говорит Алексей Веинский.
Основные заказчики зеленых крыш — владельцы коттеджей. «Площадь крыши типичного частного загородного дома — 50 кв. м. Общая стоимость оборудования такой крыши обычно достигает полумиллиона рублей. Для большинства владельцев коттеджей это не такие уж большие деньги, так что я бы не стала называть озеленение кровель «элитарным» бизнесом», — говорит Дарья Седенкова, дизайнер интерьерного озеленения из компании TerraKultur Russia. В последние годы пул клиентов пополнили владельцы пентхаусов, желающие видеть зелень на открытых террасах. В этом случае для защиты растений от сильного ветра архитекторы используют стеклянные ограждения; стоимость зеленой кровли с террасной зоной начинается от 27 тыс. рублей за 1 кв. м (средняя площадь террас — 40-50 кв. м). Новые заказчики у фирм появляются в основном благодаря «сарафанному радио», реже клиенты находят подрядчиков через интернет. Компания «ЦинКо Рус» открыла еще один канал привлечения клиентов, договорившись с архитектурными бюро, которые разрабатывают проекты элитной недвижимости для частных заказчиков, а также с одним из профобъединений архитекторов.
В прошлом году представители московской мэрии озвучивали планы создания зеленых зон на крышах нескольких зданий, находящихся в собственности города, но дальше слов дело не пошло. В июне этого года муниципальный депутат вновь предложил озеленить 20 крыш на Старом Арбате. «Пока реальных ведомственных проектов по озеленению крыш не было, но мы держим руку на пульсе и готовы работать с госзаказами», — говорит Алексей Веинский.
К озеленителям крыш обращаются и студии ландшафтного дизайна — если их клиенты хотят не просто настелить на крыше рулонный газон, расставив на нем растения в горшках, а разбить полноценный сад. В таких случаях сотрудники ландшафтных фирм либо пытаются выйти на новый для них рынок «зеленых» крыш, либо обращаются к коллегам, получая свой процент от стоимости заказа.
Отдельный доход компаниям приносит сервисное обслуживание и ремонт озелененных крыш. Как правило, срок бесплатного гарантийного обслуживания подобных объектов составляет минимум 10 лет после завершения проекта, однако клиенту может потребоваться помощь в уходе за «зеленой» крышей. Проектировщики помогут найти садовника, умеющего работать с системами полива, встроенными в крышу, и удалять излишнюю влагу, которая скапливается при дождях и таянии снега. Впрочем, как отмечает Дарья Седенкова, трудоемкость эксплуатации зеленых крыш зачастую преувеличивается: «Система зеленой кровли самодостаточна. Если у клиента есть работники, ухаживающие за растениями на участке, то они легко разберутся, что нужно делать на «зеленой» крыше. Когда слои зеленой кровли выстроены правильно, помощь специалиста в процессе эксплуатации не требуется. Пожалуй, главный риск — протечка воды из-за засорения сточной воронки листьями и другим мусором».
Одна из главных проблем рынка — сложность организации работ на объекте. В случае с частными заказами компании обходятся силами собственных строительных бригад, но если речь идет о масштабных заказах от девелоперов или проектах, территориально удаленных от офиса фирмы, то архитекторы-проектировщики обычно привлекают подрядчиков, которые не знакомы со спецификой эксплуатации крыш с растениями. Решение этой проблемы игроки рынка видят лишь в расширении штата.
Другой «подводный камень» бизнеса — нестабильный спрос. Так как озеленение крыши не является необходимостью, любые намеки на финансовый кризис резко снижают количество заказов. По мнению Дарьи Седенковой, главной сложностью для начинающих фирм может стать сезонность бизнеса: один-два крупных заказа способны обеспечить компанию с весны до осени, однако костяк команды должен получать зарплату и в течение холодного сезона, когда заказов нет.
В 2010 году муниципалитет Торонто (Канада) обязал владельцев всех новых административно-коммерческих зданий с крышами площадью более 2 тыс. кв. м озеленять кровлю. В 2010 году количество «зеленых» крыш во всей Канаде выросло на 30%, а в 2011-м и 2012 году — на 115% и 105% соответственно.
Текст: Елена Краузова