Волгоградский предприниматель Роман Себекин занимается необычным для России бизнесом: делает стройматериалы из вторсырья, из которых потом возводит для клиентов дома. Первый такой дом Себекин построил для себя. Кроме строительства домов из мусора компания Себекина «ЮФО-Переработка» патентует новые технологии производства из полимерных материалов, за счет которых планирует выйти на мировой рынок — в России заработать на этом не получается.
На втором курсе института Роман Себекин решил заняться собственным бизнесом, сочтя, что его инициативной натуре будет слишком тесно на наемной работе. Выбор отрасли, по его словам, был случайным, поскольку особых предпочтений у молодого человека не было. Производством негорючего теплоизоляционного материала пеноизола, который пользуется спросом у строителей, он занялся по той причине, что этот бизнес не требовал существенных стартовых вложений. Себекин и его партнер-однокурсник инвестировали в производственное оборудование всего 30 тыс. рублей (дело было в 2002 году), а производственную линию смонтировали самостоятельно. В 2004 году партнер вышел из бизнеса, а Роман, решив продолжить начатое дело, зарегистрировал компанию «ЮФО-Переработка». Молодому человеку пришла пора обзаводиться собственным жильем, и Себекин решил построить дом. В качестве строительного материала он выбрал недорогой и прочный полистирол-бетон, а чтобы не покупать его на рынке, запустил собственное производство. «Сначала я собирался производить пенобетон, но когда съездил на дачу к другу, который как раз строил дом из этого материала, то без труда выломал кусок пенобетона из дверного проема — за несколько месяцев дом, оставленный без обшивки, под действием влаги стал разрушаться. Полистирол-бетон, в отличие от более популярных газобетона и пенобетона, не боится влаги», — нахваливает свой товар Роман.
Поставщиком сырья стал местный завод по производству полистирольных шариков, из которых потом делают пенопласт. Себекин закупил необходимую партию и начал производство, а через несколько недель директор завода подсказал ему идею: не покупать полистирол, а собирать использованные пенопластовые упаковки и перерабатывать их. Предприниматель поначалу отмахнулся, но мысль о том, что можно делать деньги из мусора, не давала ему покоя. Чтобы сэкономить, он купил подержанное оборудование, сам перенастроил его под свои нужды и через полгода запустил в эксплуатацию. «Несколько месяцев ушло на отработку технологических процессов, — вспоминает Себекин. — Пенопласт — ударопрочный пластик, жесткий материал, который очень сложно перерабатывать». Юридическое и экономическое образование Романа в данном случае не выручило, так что ему пришлось самостоятельно изучать химию и физику.
До 2008 года бизнес Себекина развивался постепенно, а во время кризиса спрос на его материалы даже повысился из-за их дешевизны. Тогда же Себекину удалось получить инвестиционный кредит, чему способствовала победа в конкурсе молодых предпринимателей. Компания расширила номенклатуру производства, начав помимо строительных блоков и плит выпускать полимерпесчаные изделия — тротуарную плитку, кровлю и т.п. Полимеры, необходимые для этого производства, также получаются из отходов — в данном случае перерабатывается пластик. В 2012 году компания запустила в Волгограде программу по сбору пластиковых отходов, установив в городе контейнеры для сбора мусора. Причем горожанам не предлагают сортировать мусор — пригодный для переработки пластик «выуживают» на мощностях «ЮФО-Переработки» в черте города, а потом везут на производство, расположенное в 50 километрах от Волгограда — там дешевле и электроэнергия, и рабочая сила. Хотя, признается Себекин, транспортное «плечо» получилось все-таки слишком большим.
В месяц компания перерабатывает 30 тонн отходов, причем 10-20 тонн из них самостоятельно и бесплатно привозят на завод с других производств. По подсчетам Себекина, это всего лишь десятая часть всех городских отходов. Такого количества сырья хватает на материалы для постройки трех-четырех домов площадью 100 кв. м. Себестоимость «коробки» (несущих конструкций будущего дома) составляет около 90 тыс. рублей. Происхождение стройматериалов от клиентов не скрывают, чтобы потом не возникало вопросов типа «Почему вы мне не сказали, что я буду жить в доме из мусора?». «Мы работаем по ГОСТу — все блоки и плиты производим строго по стандартам, — подчеркивает Себекин. — В России нет сертификации качества переработанного материала, но есть сертификация готовой продукции. И я считаю принципиально важным соответствие этим стандартам».
Основатель «ЮФО-Переработки» уверяет, что такой бизнес легко масштабируется: «Мы легко могли бы за несколько месяцев нарастить мощности и перерабатывать не 10%, а 100% городских отходов. Проблема в том, что нас не поддерживает государство. В России нет закона о переработке. Недавно нас оштрафовала экологическая служба как загрязнителей окружающей среды, хотя мы приносим окружающей среде пользы в десятки раз больше, чем вреда. В Европе предприятия, перерабатывающие отходы, субсидируются государством. Мы же выживаем за счет того, что производим собственные материалы и продаем их. Иначе давно закрылись бы».
Финансовые показатели своей компании предприниматель не раскрывает, отмечая лишь, что в прошлом году «ЮФО-Переработка» вышла на окупаемость. На это ушло два года с момента запуска производства полимерпесчаных изделий. Инвестиционный кредит, полученный в 2008 году, компания погасила в 2010-м. Всего, по словам Себекина, в компанию вложено уже порядка 15 млн рублей. Главным драйвером роста он видит новые патентуемые технологии и материалы — в первую очередь полимерные шпалы. Роман говорит, что в мире всего шесть технологий производства таких шпал, и предлагает седьмую — свою собственную. Он уверяет, что его шпалы прочнее, бесшумнее и экономичнее в производстве. Но прежде чем РЖД сможет взять их на вооружение, пройдет несколько лет — требуются длительные испытания. Другой пример новой технологии — бытовая полимерная пленка из переработанных ПЭТ-бутылок: ею можно, например, накрывать парники.
Для реализации всех планов Себекину нужны деньги — около 1 млн евро на 4-5 лет. «Мы ищем инвесторов, но пока не можем найти, — сетует он. — Я со многими инвесторами разговаривал, и у меня сложилось впечатление, что они боятся вкладывать в российскую компанию по переработке мусора. Хотя бы потому, что у нас здесь нет законодательной базы для ведения такого бизнеса». Роман говорит, что ему предлагали переехать в Англию, где с регулированием вторичной переработки полный порядок. «Наверное, если бы я родился в той же Британии, то уже был бы миллионером, — вздыхает бизнесмен. — Когда мне предлагали переехать, я отказался, так как меня здесь держали технологии, которые нужно было довести до ума. Но долго терпеть не хочу. Если в ближайшие два года ничего не изменится — уеду».
Роман Себекин не боится эмиграции отчасти и потому, что основные рынки сбыта для своей продукции видит за рубежом. Уже сейчас «ЮФО-Переработка» ведет переговоры с африканскими, азиатскими и европейскими компаниями о поставке технологий и оборудования. «У нас уникальная компания, — без ложной скромности заявляет Себекин. — И она может работать в любой точке России, да и в любой стране мира». Он мечтает, что когда-нибудь в каждом российском городе будут предприятия по вторичной переработке полимеров, и готов приложить к этому руку, продавая франшизу. «Правда, малыми инвестициями тут не обойдешься. Франчайзи придется вложить в дело 5 млн рублей. Кроме того, потребуется производственное помещение площадью не менее 500 кв. м, желательно собственное. Остальное — дело техники. Бизнес окупится за год», — уверяет Себекин. Партнеров у него пока немного, как раз из-за большого размера начальных инвестиций. При этом «ЮФО-Переработка» предлагает не стандартную франшизу, а долевое участие. Себекину это нужно для того, чтобы в будущем у него не было проблем с вторсырьем: часть сырья он планирует брать у партнеров. Вариант с обычной франшизой Роман тоже не исключает, но считает, что у долевого участия больше преимуществ для обеих сторон. «По франшизе мы будем передавать свой опыт, технологии, оборудование по рыночной стоимости. Долевое участие предполагает предоставление оборудования и технологий по себестоимости или на безвозмездной основе», — объясняет он.
Роман Себекин
В 2007 году окончил экономический факультет Волгоградской академии государственной службы. В 2010 году там же получил второе высшее образование юриста. В 2004 году основал компанию «ЮФО-Переработка», специализирующуюся на переработке пластиковых отходов и производстве строительных материалов из вторсырья.
Текст: Алексей Упатов
Фото: «ЮФО-Переработка»