Краткое содержание книги Стива Колла «Частная империя: ExxonMobil и американская власть» (Steve Coll. Private Empire: ExxonMobil and American Power), издательство Penguin Press, 2012.
В своей книге «Частная империя: ExxonMobil и американская власть» лауреат Пулитцеровской премии Стив Колл впечатляюще рассказывает о закулисной стороне деятельности одной из крупнейших компаний в мире. Это довольно пространный отчет: на 685 страницах автор отслеживает историю корпорации ExxonMobil с момента крушения танкера Exxon Valdez в 1989 году, приведшего к катастрофическому разливу нефти у побережья Аляски, освещая самые разные события — от лоббирования компанией своих интересов в Вашингтоне до бурения нефтяных скважин в Северном Ледовитом океане.
ExxonMobil — самый крупный из «кусков» треста Standard Oil Джона Д. Рокфеллера, который в 1911 году решением Верховного суда США был разделен на 34 отдельные компании. Сто лет спустя, в 2011 году, ExxonMobil с оборотом $452 млрд и прибылью $41 млрд возглавляла рейтинг Fortune 500.
Первая книга, посвященная тресту Рокфеллера, вышла еще в 1904 году. За два года до этого Ида Минерва Тарбелл, прославившаяся своими журналистскими расследованиями, начала публиковать разоблачительные статьи о Standard Oil Company — тресте, созданном Рокфеллером, когда он решил разместить свои активы в бурно развивающуюся нефтяную отрасль. Эти разоблачения публиковались из номера в номер в журнале McClure, а в 1904 году автор скомпоновала из 19 своих статей 815-страничный двухтомник «История компании Standard Oil», вышедший в издательстве Macmillan. Мало найдется книг, публикация которых произвела бы такой же эффект. Скрупулезный отчет Тарбелл о том, как Рокфеллер собирал свою империю, подкрепленный историями о конкурентах, задушенных его железной рукой, инициировал ряд судебных разбирательств, кульминацией которых стало решение Верховного суда о признании треста «необоснованной монополией». Стив Вайнберг, почетный профессор факультета журналистики Университета Миссури, считает книгу Тарбелл «возможно, величайшей из всех книг, написанных на основе журналистского расследования». Гений Рокфеллера заключался в понимании того, что в нефтяной отрасли вся прибыль достается тем, кто ее перерабатывает и перевозит. Он построил сеть перерабатывающих заводов и трубопроводов, которые доминировали в отрасли, и использовал их в качестве рычага давления на железнодорожные компании, выбивая для себя льготные тарифы. Самоуверенность Рокфеллера была настолько высока, что одновременно он требовал, чтобы железнодорожники завышали тарифы для его конкурентов.
Стив Колл назвал свою книгу «Частная империя» — и это очень точно характеризует детище Рокфеллера. Но, в отличие от Иды Тарбелл, он не задавался целью создать жизнеописание грешника или святого. Нигде нет ни намека на разоблачение грязных делишек ExxonMobil, которая, управляемая неприметными специалистами, опутала своими щупальцами весь мир.
Но благодаря эпизодам из истории компании, о которых рассказывает Колл, влиятельность и мощь компании становятся очевидными для всех. Автор, к примеру, пишет о том, как Рекс Тиллерсон, сменивший в 2006 году Ли Реймонда на посту CEO компании, вел с курдами переговоры о бурении нефтяных скважин в Ираке, даже не удосужившись проинформировать об этом администрацию Барака Обамы. А вот другой эпизод: в 2001 году, когда премьер-министр Индии Манмохан Сингх попросил президента Джорджа Буша «надавить» на ExxonMobil, чтобы та дала возможность индийской государственной нефтяной компании присоединиться к проекту по добыче нефти на океанском шельфе России, Буш в ответ сказал: «Никто не может указывать этим парням, что им делать».
Эти парни к тому же прямолинейны до грубости. Когда на встрече представителей нефтяной отрасли в Вашингтоне Реймонда спросили, почему компания больше не строит нефтеперерабатывающих заводов в США, тот ответил вопросом на вопрос: «А с чего бы мне хотеть это делать?»
«Потому что это нужно для Соединенных Штатов… их безопасности», — сказал его собеседник.
«Но мы не американская компания, и мои решения не зависят от того, хороши ли они для Соединенных Штатов или нет», — отрезал Реймонд.
«Мы — Нефть, а вы все просто дети» — так, по словам главы одной нефтяной компании, с которым общался Колл, ExxonMobil всегда относилась к конкурентам. В ходе дискуссий, которые развернулись в 2010-е годы после взрыва на нефтяной платформе компании BP Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, Тиллерсон выступил с открытой критикой в адрес BP, заявив, что Exxon Mobil никогда бы не допустила ничего подобного. А во время частного ужина с редакторами и журналистами в клубе Metropolitan в Вашингтоне Тиллерсон сказал, что, хотя у BP прекрасные специалисты, компания не уделяет должного внимания вопросам безопасности и не проявляет той же степени личной ответственности, какую продемонстрировала ExxonMobil после инцидента с танкером Valdez. «Они всегда ведут себя как посторонние, — утверждал Тиллерсон. — Мы работаем с ними по всему миру и прекрасно это видим». («Вскоре после этого, — пишет Стив Колл, — из пробитого трубопровода ExxonMobil в Нигерии вылилось около миллиона галлонов нефти, загрязнивших побережье Гвинейского залива, усеянное бедными рыбацкими деревушками».)
Неудивительно, что главы других нефтяных компаний, по свидетельству Колла, считают руководителей Exxon Mobil безжалостными, зацикленными на себе, беспринципными, самодовольными людьми, изображающими из себя святош, которые, как и Рокфеллер, следуют кредо из программы воскресной школы: «Мы не курим и не пьем, с хулиганами дел не ведем». Колл из первых рук узнал о том, как тщательно в ExxonMobil хранят секреты. Компания уполномочила восемь руководящих сотрудников раскрывать во время интервью лишь информацию о прошлом компании, которая, по словам Колла, была «полезной, но ограниченной». Никто из этих сотрудников не дал согласия на упоминание их имен в цитатах. Сам Рекс Тиллерсон наотрез отказался давать интервью, а когда Колл обратился к двенадцати разным участникам рынка за помощью в проверке фактов, «ExxonMobil была единственной, кто ответил отказом». К счастью, в распоряжении Колла оказались другие источники информации — стенограммы судебных заседаний, запросы, поданные в соответствии с Законом о свободном доступе к информации, и переписка госдепартамента США, обнародованная WikiLeaks.
Колл крайне неохотно рассказывает о деловой хватке ExxonMobil — точно так же, как Ида Тарбелл, которая дала предпоследней главе своего двухтомника название «Законное величие Standard Oil Company», признав, что «эта огромная туша, покрытая грязными пятнами греха, всегда была сильна своими деловыми качествами — энергичностью, сообразительностью, бесстрашием. Жадность сочеталась в ней с молодым задором, а беспринципность — с интеллектом». Похожее замечание делает и Колл: «На встречах нефтепромышленников обычно доминируют представители Exxon. По словам главы одной из конкурирующих компаний, «их не особо любят, но очень уважают, так как все знают, что это — умные ребята».
Ида Тарбелл в эпилоге своей книги обвиняет Standard Oil в неэтичном поведении, открыто осуждая людей, оправдывающих «напор и жульничество» — методы, которыми пользовался Рокфеллер, заявляя, что «это всего лишь бизнес». От Стива Колла вы таких стенаний не услышите. Он считает, что доминирующее влияние ExxonMobil отчасти отражает « растущую значимость корпораций в американской политической и экономической системе». Колл отмечает, что в 2011 году «в структуре национального дохода США корпоративный доход ExxonMobil превысил совокупный доход американского малого бизнеса. Это произошло впервые с 1929 года, когда в США стали вести подобную статистику». И, как указывает автор, несмотря на то что размеры Exxon Mobil вполне позволяют ей «вести собственную международную, экономическую и оборонную политику», компания по-прежнему сохраняет самый высокий рейтинг кредитоспособности, который уже утратило федеральное правительство. Действительно, частная империя.
“Fill’er Up” by Milton Moskowitz reprinted with permission from the Spring 2013 issue
of strategy+business, published by Booz & Company Inc.
Copyright © 2013. All rights reserved. www.strategy-business.com
Текст: Милтон Московиц