Долгое время в теории менеджмента концепция лидерства сводилась к психологическим характеристикам и определенному набору навыков, таких как умение мотивировать и руководить. И только с приходом эры маркетинга, потребовавшей от организации больше гибкости, с появлением гиперконкуренции и корпоративного брендинга, лидерство стало подразделяться на две категории: транзакционное и трансформационное.
Трансформационный лидер действует на двух уровнях. Первый — изменение стратегии развития компании; во главу угла ставятся реальные или прогнозируемые запросы от клиентов. Второй уровень — когда трансформация становится частью корпоративной культуры. Это личностная трансформация людей, которые начинают определенным образом мыслить, заботиться о клиентах, поддерживать долгосрочные партнерские отношения.
Очень часто в организации трансформационного лидера воспринимают как необходимое зло. Люди по своей природе инертны, они внутренне противятся изменениям. В этом случае трансформационный лидер использует вдохновляющие цели. Они нужны для того, чтобы расширить горизонт сознания каждого отдельного человека, научить его мечтать, ставить амбициозные цели. Вдохновляющие, сложные, но достижимые цели – это первый шаг на пути к переменам.
Следующий инструмент – мотивация. Умение лидера объяснить и доказать всем необходимость изменений, используя при этом свою харизму, уверенность, влиятельность – залог успеха трансформации. Трансформационный лидер – это всегда мощный коммуникатор, харизматичный и влиятельный управленец. Все изменения, которые придумывает трансформатор, как правило, абсолютно реалистичны. Нереалистичны лишь сроки, в которые он ожидает увидеть результаты своих усилий. Поэтому трансформационному лидеру нужна команда, члены которой не боятся высказывать свое мнение, способны «заземлять» идеи босса, обладают навыками планирования и противопоставляют здравый смысл желанию лидера сделать все по мановению волшебной палочки.
Когда компании необходима трансформация?
Первый признак того, что перемены необходимы — начинают уходить хорошие люди. Вообще, ключевой критерий оценки жизнеспособности компании – это качество людей, работающих в ней, и способность руководителя их удержать. Если люди толковые, но компания не в состоянии создать для них условия, в которых они развиваются, остается лишь предложить большие деньги в качестве непоколебимого аргумента в пользу такого работодателя. Да и то, если человек находится в активной фазе своей карьеры, он непременно задумывается о том, что опыт работы в конкретной компании добавляет к его профессионализму. Высокая зарплата не всегда может оправдать упущенные возможности самореализации. Поэтому лучшие люди начинают искать, где им будет лучше. На первый взгляд может показаться, что они делают это ради денег, но обычно причины более глубокие.
Второй признак назревшей трансформации – это деньги. Срываются сделки, падают продажи, уходят клиенты. Иногда уходят клиенты, с которыми ты давно работаешь – это тоже свидетельствует о необходимости изменений.
Как правило, трансформационный лидер – это человек со стороны. Трудно представить себе, что трансформационный лидер способен вырасти внутри компании. Как правило, ищут руководителя, который уже совершал некоторые «чудеса» и знает, как их повторить. Это не значит, что внутри компании нет лидеров, способных вызывать трансформации. Но чтобы трансформация удалась, лидеру нужно иметь огромное влияние. А человек изнутри не всегда им обладает.
Трансформация — рискованное действие, которое может откинуть компанию назад, особенно если не хватит терпения довести задуманное до конца. Трансформация не всегда затевается во имя роста, но всегда ради большего соответствия текущему моменту. Допустим, изменились условия работы в вашем сегменте, рынок больше не растет. Значит, вы должны найти такое решение, которое сделает организацию оптимизированной и «подстроенной» под стагнирующий рынок. Рост – лишь один из вариантов трансформации, для многих самый привлекательный, но объективно не всегда возможный.
Какие качества необходимы трансформационному лидеру?
Фокус человека на будущее, невозможность застыть на месте – это, прежде всего, прирожденные качества, связанные со скоростью и способами обработки информации, абстрактным или конкретным видением мира. Главная задача трансформационного лидера — запустить механизм неизбежных перемен.
Управлять изменениями настолько сложно, что даже признанные трансформационные лидеры порой сами не ведают, что творят. Как говорилось выше, очень важно, чтобы вокруг лидера-трансформатора была разнородная команда, уравновешивающая его идеализм и порывистость. Трансформационному лидеру необходимо стратегическое мышление, привычка постоянно забегать вперед, видеть проблему там, где она еще не успела появиться.
Мнения читателей
Андрей
Есть ресурс, широко известный в очень узких кругах, где реальные миллионеры и миллиардеры (а не президенты очередной бизнес-школы) делятся опытом и дают четкие инструкции:
https://www.big-money.info/