Ярослав Глазунов
Член глобальной практики по работе с советами директоров Spencer Stuart – международной компании в области поиска, оценки и развития членов советов директоров и топ-менеджмента. Консультирует частные и публичные компании по вопросам формирования и развития советов директоров и управленческих команд, а также планирования преемственности.
Окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова, прошел обучение по программе лидерства в бизнес-школе INSEAD. Член международной организации бизнес-лидеров Young Presidents Organization (YPO).
yglazunov@spencerstuart.com
20 лет назад один российский предприниматель основал розничную компанию. Он управлял ею, полагаясь на свое деловое чутье. Спустя некоторое время компания, достигнув больших размеров, подошла к поворотной точке — поменялись принципы управления, потребовался менеджмент другого калибра, стали необходимы новые инструменты финансирования. Собственного опыта и интуиции, которые были столь полезны вначале, стало недостаточно. Тогда предприниматель сформировал консультативный совет из управленцев с большим жизненным и профессиональным опытом. Это позволило компании подняться на новую «орбиту». Сегодня это многомиллиардная и одна из самых эффективных и прибыльных розничных компаний в России — «М.видео».
В этой истории успеха важную роль сыграл консультативный совет. Успешные руководители понимают, что их знания не безграничны. Поэтому они окружают себя опытными людьми, у которых они могут научиться новому. Это и есть консультативный совет. Частным компаниям следует рассмотреть возможность создания консультативного совета, так как это дает им целый ряд преимуществ. Вот главные из них:
Оптимальные решения. Для описания этого преимущества я обычно использую термин «спарринг-партнер». Боксеру, чтобы оставаться в хорошей форме, необходим заслуживающий уважения спарринг-партнер. Точно так же и предпринимателю для принятия эффективных решений нужен опытный человек, способный к критике. В роли спарринг-партнеров могут выступать бизнес-лидеры, помогающие предпринимателю проверять и совершенствовать его подходы и образ мыслей.
Связи. Знания играют значимую роль в бизнесе, но еще важнее связи. Владельцы частных компаний прежде всего сосредоточены на текущей деятельности своих предприятий и редко выходят за рамки своих компаний. Их связи обычно ограничиваются узкими рамками отрасли или границами страны, а круг знакомств не отличается разнообразием. И если бизнесу потребуется инвестор, расширение географических границ или базы клиентов, такие предприниматели могут оказаться в затруднительном положении. Внешние директора, обладающие многосторонним опытом и прочными связями, могут серьезно помочь в расширении круга знакомств.
Наставничество. Нередко приходится видеть, как развитие компании опережает темпы развития ее руководителей и даже владельца. Вдумчивый бизнес-лидер, прошедший через неизбежные для всех компаний взлеты и падения, может стать хорошим наставником для топ-менеджеров и владельца компании. Такой человек существенно повысит качество работы команды и окажет позитивное влияние на перестройку мышления.
Знания и опыт. Руководители компании ежедневно сталкиваются с рядом стратегических проблем: глобализация, новые технологии, нормативные требования и др. Им приходится решать операционные задачи в различных сферах: маркетинг, финансы, производство, кадры. В таких условиях для накопления знаний и приобретения навыков потребуется время и деньги. Внешний директор, обладающий практическим опытом и при этом замечающий слабые стороны организации, несомненно, поможет сэкономить время и деньги, а также свести к минимуму риски.
Экономический фактор. Компетентный консультативный совет способен обеспечить те же преимущества, что и обычный совет директоров, но без излишних расходов и формальных процедур. Один известный председатель российской компании сказал мне: «Привлечение внешних директоров — одно из самых остроумных изобретений в корпоративном мире. Компания может пользоваться связями, знаниями и опытом директора за гораздо меньшую плату, чем если бы она потратилась на консультанта или постоянного руководителя».
Консультативный совет поможет компании и ее владельцу в критически важных сферах бизнеса — таких как стратегия, управление кадровым потенциалом, инвестиции и управление рисками. У решений, выработанных в ходе обсуждений с консультативным советом, больше шансов оказаться успешными. Сильный консультативный совет способен обеспечить бесспорное конкурентное преимущество.