Глеб Архангельский приобрел репутацию одного из наиболее авторитетных в России специалистов по тайм-менеджменту (ТМ). Он призывает тратить время на заветные цели, успевать главное и быть счастливым человеком. А людям, одержимым навязчивым стремлением успеть как можно больше, он советует приобрести особо ценный навык — «здоровый пофигизм».
Кто бы сомневался, что Глеб Архангельский умеет распределять свое время правильно и гармонично! Он руководит компанией «Организация времени», ведет радиопередачу «Время предпринимать», заведует кафедрой тайм-менеджмента Московской финансово-промышленной академии, пишет книги, руководит внедрением ТМ в крупных российских корпорациях и государственных органах. Однако помимо работы в его графике находится время на увлечение архитектурой, классической музыкой, древнерусским певческим искусством, литературой и игрой в покер. Наш корреспондент Ольга Бахлина выведала у Глеба Архангельского некоторые из секретов его личной эффективности.
Вы производите впечатление человека спокойного и неспешного. Неужели везде успеваете?
Есть расхожее мнение, что ТМ — понятие, связанное со скоростью, что это наука о том, как вместить много событий в единицу времени. Поэтому начну со своего определения. Тайм-менеджмент —
это технология, которая помогает использовать невосполнимое время в соответствии с личными целями и ценностями. В этой формулировке не оговаривается, каким образом это должно происходить: быстро или медленно, много ли дел при этом охватывается или мало. Многих великих людей мы помним благодаря всего лишь одному делу — единственной выигранной битве или написанной книге. Скажем, Грибоедова мы знаем как автора «Горе от ума», хотя он много чего успел сделать на дипломатическом поприще. То же самое касается меня. Я не тороплюсь уложить много мелких дел в единицу времени, я стараюсь успевать сделать главное. Это одна из основных задач ТМ. Если ставить вопрос именно таким образом, то у вас найдется время и на быстрое решение определенных вопросов, и на безделье, и на медленные созерцательные дела.
Что такое «съесть лягушку» и «нарезать слона на бифштексы»?
«Съедать лягушку по утрам» — это выполнять одно маленькое неприятное дело, которое есть у всех у нас и не дает нам спокойно жить. Наполовину готовый документ, звонок клиенту, которому нужно признаться, что вы не сможете сделать работу в срок. Эти дела маленькие и неприятные, они похожи на лягушек, отсюда и название. Выполнив их с утра, вы весь день потом будете жить спокойно. «Слон» — наоборот, что-то большое. Сразу с ним не справиться, поэтому его нужно нарезать на бифштексы — назначать себе каждый день маленькую порцию работы. Например, вы собрались получить второе высшее образование или выучить иностранный язык — все это масштабные занятия. Их осуществление требует того, чтобы вы посвящали им какое-то время день за днем.
В своей книге «Тайм-драйв» вы охватываете все сферы жизни человека. Но все-таки, что самое главное в ТМ, в чем его суть?
Нужно тратить время не как сложилось, получилось или по обстоятельствам, а на жизненные цели и ценности. Один из моих клиентов, руководитель крупного бизнеса и, казалось бы, человек со всех точек зрения успешный, жаловался мне: он просыпается утром, а жить не хочется. Выясняю, почему. Оказывается, в 1990-е годы, когда развалился его научно-исследовательский институт, они с женой стали торговать шубами. Возили их, воевали с таможней, ненавидели эти шубы лютой ненавистью. Вкалывали по 14 часов в сутки без выходных и отпусков. Прошло время, у него теперь серьезная компания. Но они по-прежнему вкалывают по 14 часов в сутки, все так же воюют с таможней и ненавидят шубы. С точки зрения обыкновенного человека, у него все хорошо: успешный бизнес, приличный заработок, дом в престижном районе. Но с точки зрения ТМ человек явно тратит время своей жизни не на то, что ему хочется делать. Это провальная стратегия. Суть ТМ — тратить время на то, что хочется.
Позволяете ли вы себе бездельничать и ни о чем не беспокоиться?
Я стараюсь не переживать. Если можешь что-то изменить, то действуй. Если нет, то и беспокоиться излишне. Бездельничаю ли я? Обязательно! В моей книге «Тайм-драйв» есть глава «Творческая лень». Безделье, созерцание, медитация — все это важные состояния для человека. Город превращает нашу жизнь в конвейер. Мы все время бежим — без остановки и без оглядки. Большинство моих клиентов жалуются не на то, что им не хватает времени решить какие-то задачи, а на то, что у них нет времени подумать.
Это ведь происходит не от огромной занятости? Что нужно изменить, чтобы вернуть себе способность ясно мыслить?
Думаю, проблема в «информационном обжорстве». Многие следят за своей фигурой — и соответственно за своим рационом, не едят что попало. Но часто ли мы следим за своим «информационным рационом»? Какая доля информации, ежеминутно поглощаемой нами, действительно нужна и полезна? Если ограничить количество информационного «мусора», то вернется и вкус к неторопливому размышлению.
Чем вы занимаетесь, когда все задачи в списке дел выполнены?
Я слежу за тем, чтобы у меня не было таких ситуаций, когда мне совсем нечем заняться. В моем ежедневнике целей и задач всегда больше, чем я реально могу выполнить. Это дает творческую свободу, иначе говоря — свободу выбора. И заодно создает определенное напряжение и драйв. Смогу ли я выполнить еще и вот это? А вот то?
В ваших книгах вы советуете читателям применять таблицы, заводить картотеки. А что делать, если человек не склонен к систематизации и даже воспринимает это как насилие над собой? Способен ли такой человек когда-нибудь освоить тайм-менеджмент?
Приведу такую аналогию. Некоторые с детства блестяще выступают перед публикой. Может, им повезло в школе с учителями, которые не стыдили ребят, стоящих у доски, перед одноклассниками. Или, может, у них были мудрые родители. А есть люди, которые с детства обливаются холодным потом, когда нужно выступать перед большой аудиторией. Даже сейчас, будучи взрослыми, они испытывают панический страх, прячутся за трибуну и не знают, что говорить. В таких случаях даже самому закоренелому интроверту и замкнутому спикеру помогут книги и тренинги по ораторскому искусству. То же самое и со временем. Кому-то повезло, и он вырос организованным. Для него планировать и структурировать — все равно что дышать. А у кого-то отношения со временем не сложились. Но это дело поправимое. В наших книгах мы подробно говорим о гибких технологиях, о визуализации информации и свободном рабочем графике. О вещах, которые позволяют неорганизованному человеку быть эффективным и много успевать, не загоняя себя в жесточайшие рамки и не расписывая свой день по минутам, что является типичной ошибкой в ТМ. Непреодолимых барьеров нет, каждый может стать организованным.
В своих книгах вы учите не только пунктуальности и сосредоточенности, но и «здоровому пофигизму». Что это?
Представьте себе такую ситуацию: воскресным утром предприниматель просыпается в загородном доме под пение птиц, и хотя у него выходной, в голове тут же начинают хаотично крутиться мысли о работе — отправлено ли деловое письмо партнеру, согласован ли проект, почему в пятницу ему не доложили о выполнении договора, хотя точно обещали. Человек не может отключиться от работы, поэтому начинает терзать и себя, и окружающих. В таких ситуациях я советую проявлять «здоровый пофигизм». Если вы не директор атомной электростанции или детской травматологии, то по большому счету срочных дел у вас нет. Подумаешь, денег на счет капнет чуть больше или чуть меньше. Стоит ли из-за этого портить себе отдых и засорять сознание мелким беспокойством? В рабочее время нужно работать, а в нерабочее — отдыхать. Конечно, учитывая все сложности ведения бизнеса в нашей стране, неустроенность инфраструктур и хаос, который творится в компаниях, трудно заставить себя полностью отключиться от работы. Тем не менее это нужно делать. Интуиция и подсознание все время посылают нам сигналы: «Хозяин, остановись, перестань суетиться, сделай паузу, ничего страшного не случится». К ним иногда следует прислушаться.
Вы часто ссылаетесь на книгу Даниила Гранина «Эта странная жизнь» как на источник, который дает наиболее полное представление о времени. Означает ли это, что западные методики ТМ не подходят русскому человеку с его особым менталитетом?
Не стоит думать, что мы какие-то особенные в плане ТМ или бизнеса. Время от времени я выступаю с лекциями в зарубежных бизнес-школах и замечаю, что люди там испытывают похожие проблемы. Точно так же не умеют пользоваться электронными планировщиками, ежедневниками, опаздывают на встречи. В этом смысле мы не уникальны. Прежде чем сформулировать принципы восприятия времени, я изучал все лучшее как в отечественной школе ТМ, так и в западной. Кстати, в России богатая история ТМ: наша школа начала складываться в 1920-е годы благодаря таким деятелям, как Алексей Гастев и Платон Керженцев. Их труды до сих пор не потеряли актуальности. Затем можно вспомнить принципы организации труда, активно развившиеся в СССР в 1960-е и 1970-е годы. Но находки и разработки западных исследователей представляют не меньший интерес. Систему ТМ, которая будет удобна вам и вашей компании, можно и нужно выстраивать, опираясь на все многообразие опыта, накопленного десятилетиями. А мы стараемся помочь в этом.
Что для вас время — физическое явление, мистическое или единица измерения эффективности человека?
И то, и другое, и третье. С одной стороны, время является жестким физическим ограничителем. Мы в начале своих семинаров спрашиваем: «Как вы думаете, сколько часов осталось до конца вашей жизни?» Люди обычно говорят навскидку: миллион. Но потом мы считаем по специальной таблице, и выясняется, что у многих времени гораздо меньше — около 200-300 тыс. часов. Это очень жесткое и объективное физическое ограничение. С другой стороны, время — фактор эффективности. Успеем ли мы решить за то время, которое у нас есть, все свои главные задачи, сможем ли правильно распорядиться бизнесом? А личное время по вечерам? Сможем ли мы посвятить его нашим семьям, детям и друзьям? В этом смысле мы все равны. У каждого есть примерно по 200 тысяч часов, и дальше все зависит от их наполнения. Один человек использует время с умом, другой — кое-как. Что касается третьей, философской составляющей, то время для меня — вопрос ценностей: как мы реализовали свои цели, действительно ли занимались любимым делом и общались с любимыми людьми. Я хочу еще раз подчеркнуть, что ТМ — это не технология, с помощью которой можно закручивать не 30 гаек в день, а 60 или даже 90. Это технология, которая за счет анализа наших ценностей и их реализации позволяет сделать жизнь счастливой. Целевая функция тайм-менеджмента — это счастье.
Глеб Архангельский
В 2001 году с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет (факультет прикладной математики). С февраля по ноябрь 2000 года — помощник председателя правления АКБ «Банкирский дом». С ноября 2000-го по февраль 2004 года — независимый консультант по тайм-менеджменту. С февраля 2004 года — генеральный директор компании «Организация времени». Заведует кафедрой тайм-менеджмента в Московской финансово-промышленной академии. Внедрял технологии тайм-менеджмента в Сбербанке, ФСК ЕЭС, компании «Вимм-Билль-Данн» и других организациях. В 2009 году стал «Предпринимателем года» в номинации «Образование и развитие бизнеса» по версии Ernst & Young. Автор деловых бестселлеров «Тайм-драйв», «Корпоративный тайм-менеджмент».
Twitter: @glebarhangelsky
Беседовала: Ольга Бахлина
Фото: «Организация времени»