Сергей Митрофанов
Основатель компании Mitrofánov & Partners. Управляющий партнёр Pulsar Venture Capital, преподаватель бизнес-школы AMI. Эксперт-практик в области брендинга.
Согласно отчёту Intuit, в США к концу нынешнего десятилетия более 40% населения будет самозанятым, то есть не будет иметь постоянного места работы.
Говорите, инновации помогают создать новые рабочие места? Не смешите меня! Несколько последних столетий эффект от инноваций был совершенно обратным: каждый виток прогресса приводил к сокращению рабочих мест и заставлял тех, кто способен двигаться вперёд, осваивать новые специальности.
До последнего времени все технологические новшества, направленные на повышение эффективности производства, в большей степени угрожали «синим воротничкам» (вели к сокращению численности рабочих и технического персонала). Теперь дошла очередь и до «белых воротничков», т.е. офисных служащих. Такое в последний раз в массовом порядке произошло в начале 16 века, когда армию писарей заменил печатный станок Гутенберга.
Информационная революция и развитие информационного общества заставляют задуматься о том, сколько информационных посредников нам нужны в наших иерархиях. Сохранятся ли организационные структуры в том виде, в каком они существовали столетиями? Один из основных принципов иерархий — доступ к информации. Он активно используется как мотиватор (или манипулятор?) для персонала нижнего уровня. Чем более высокую ступеньку вы занимаете в иерархии, тем больше информации вы способны получить. Но сегодня доступ к большей части информации есть как у руководителя, так и у подчинённых. Сетевая экономика позволит сократить численность сотрудников, выполняющих стандартные задачи обработки информации. Особенно это коснется стандартизованных и не требующих творческого подхода задач.
Что представляет собой бренд работодателя? Это образ корпорации, спроецированный на рынок труда. Сейчас, когда борьба за таланты обострилась, все бросились заниматься брендом работодателя. Хочу спросить: а зачем? Сильный бренд создаётся 2–3 года, иногда больше. То есть к 2020 году вы получите то, что вам уже не нужно, поскольку многие функции, которые сегодня выполняются людьми, к тому времени будет проще и выгоднее автоматизировать или передать внешним исполнителям. Нет, совсем отбрасывать бренд работодателя не стоит, но не рассчитывайте, что он создаст вам солидное преимущество. Такого импульса развития вашего бизнеса, какое могло быть в нынешнее время, бренд работодателя в будущем уже не даст.
Что же нам придётся поменять? Скорее всего, многое, так как внешние исполнители – иной ресурс, к взаимодействию с которым многие пока не готовы.
В первую очередь, самозанятый исполнитель независим от вас. Да, именно он определяет с кем будет работать, а с кем нет. Условия сотрудничества он вправе диктовать собственные.
Во-вторых, независимый исполнитель обладает иммунитетом к вашей тщательно выстроенной корпоративной культуре. Трудно будет увлечь его привычными инструментами нематериальной мотивации персонала. Однако, независимость в данном случае не означает безответственность. Тут новому формату отношений «заказчик-исполнитель» можно поставить большой плюс. В рамках выполнения поставленной задачи или реализации проекта эти люди в большинстве случаев будут характеризоваться высокой исполнительностью. Это очень логично, поскольку в прозрачной и абсолютно рыночной системе отношений исполнитель дорожит своим рейтингом (это и есть его личный бренд), поэтому скорее откажется от заказа, чем допустит срыв дедлайна или принесет в жертву качество. Высокий рейтинг позволяет получать более лакомые проекты и, соответственно, более стабильный заработок.
И, наконец, заказчику придётся по-иному взглянуть на постановку задач и выбор исполнителей для их решения. Ведь исполнители тоже будут оценивать вас по разным параметрам, и тут придётся бороться уже за рейтинг и репутацию заказчика. Прозрачность отношений в такой ситуации будет играть на руку тем, кто способен чётко сформулировать свои принципы взаимоотношений с самозанятыми исполнителями и, как и подобает успешным брендам, следовать этим принципам. Так и начнут развиваться бренды заказчиков, которые, вероятно, заменят собой бренды работодателей. Это будет касаться не только внешних исполнителей тривиальных задач, но и тех, кто напрямую участвует в создании ценности для ваших потребителей.
В этой статье я рассуждаю о брендах исполнителей и заказчиков как о перспективном формате отношений на рынке труда, но для некоторых будущее уже наступило. Стилисты и парикмахеры, таксисты, дизайнеры и большое количество других специалистов из сферы обслуживания уже привыкают жить по этим правилам. Пока все мы только в начале пути, но, уверяю вас, скоро компании будут уделять своему бренду заказчика больше внимания, чем сейчас уделяют бренду работодателя. Иначе и быть не может, ведь по прогнозу, к концу следующего десятилетия более двух третей работоспособного населения будет самозанятым. Надеюсь, вы к этому готовы.
Мнения читателей
Андрей
Статья о том, о сём, а в общем ни о чём. Есть ресурс, широко известный в очень узких кругах, где миллионеры и миллиардеры делятся опытом и дают четкие инструкции:
https://www.big-money.info/