Зрелому бизнесу не хватает системы поддержки, которая есть у стартапов
Текст: Ник Либер
Перевод: Елена Гордишевская
В конце 2013 года Аннет Типтон записалась на участие в экспериментальной обучающей программе для региональных компаний штата Милуоки с минимальным доходом в $1 млн и амбициозными планами развития. Ее целью было справиться с трудностями роста семейного бизнеса, который они с мужем создали в 2001 году, предоставляя услуги перевозки для пожилых и инвалидов. Будучи частью местной инициативы экономического развития, бесплатная шестимесячная программа курса состояла из семинаров, которые проводили преподаватели колледжа Бабсон, освещая такие темы, как управление продажами и финансирование деятельности, а также из общения с менторами и нетворкинговых встреч с коллегами по бизнесу.
По наущению своего преподавателя, призывавшего ее мыслить масштабно, Типтон начала поиск контрактов не только среди муниципальных, но и среди региональных и федеральных организаций. Сегодня в компании Able Access Transportation работает 42 сотрудника по сравнению с лишь 20 сотрудниками в 2013, а продажи проектов компании в этом году вырастут на 50%. Ежегодная программа обучения, по большей части, финансируемая из частных источников, которую прошла Аннет, по ее собственным словам, является «аномалией», поскольку в ней участников обучают «совершенно другим» навыкам, чем те, что нужны были для запуска стартапа.
Существует множество бизнес-инкубаторов и акселераторов, которые помогают только что вылупившимся компаниям оторваться от земли. Но для более зрелых небольших компаний с проверенными бизнес-моделями таких систем поддержки совсем не много. Все громче слышны голоса ученых и руководителей о том, что поддержка таких компаний в стадии роста приносит больше пользы общему экономическому развитию, чем продвижение стартапов или соблазнение крупных компаний налоговыми льготами. Существующий пробел в навыках начинает заполняться при помощи бизнес-школ, правительственных инициатив и некоммерческих организаций. «Не так уж сложно за полгода или год показать компании с оборотом в три миллиона долларов, как вырасти до четырех», — говорит профессор колледжа Бабсон Дэниел Изенберг, автор инициативы «Развивайся, Милуоки» и аналогичных проектов в Бразилии и Колумбии. Программа для Милуоки делает акцент на «практических основах», таких как привлечение клиентов и заказов, и «не нужно учить весь это профессиональный жаргон».
Научные и правительственные организации обычно относят компании типа Able Access Transportation к категории масштабированных, высокоэффективных компаний или «газелей», — критерии могут слегка отличаться. Так, Организация экономического сотрудничества и развития определяет их как компании с ежегодным ростом прибыли или штата сотрудников более 20% в течение трех лет подряд после достижения минимального уровня штата в 10 сотрудников. Считается, что высокоэффективные компании «создают почти все новые рабочие места в сети», хотя в США они составляют меньшинство, согласно исследованию, проведенному в 2011 году для Федерального управления развития малого бизнеса. В докладе Royal Bank of Scotland в 2014 году говорится о том, что переход всего лишь одного процента всех британских компаний со штатом более 10 человек в стадию быстрого развития могло бы через три года создать 238 тыс. рабочих мест и принести почти 39 млрд фунтов ($51 млрд) добавочной прибыли.
Убедить общественность и частный сектор в поддержке масштабирования бизнеса было не просто. По словам Изенберга, помогать компаниям, которые и так уже приносят доход, кажется нелогичным, и они не так соблазнительны, как стартапы. Для поддержки этих предпринимателей, которых он называет «заброшенными», Верн Харниш, основатель Всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), куда входят 12 тыс. членов, и автор проекта Scaling Up, запустил трехлетнюю обучающую программу. Стоимость года обучения по программе ScaleUpU в США составит $60 тыс. Первая встреча, в которой смогут участвовать 15 компаний, пройдет в ноябре в Канзас Сити, штат Миссури. «Одно дело – бизнес-акселераторы, которые помогают стартапам заработать свой первый миллион прибыли, или вообще получить прибыль, и совсем другое — предоставлять многомиллионным компаниям инструменты для последующего развития», — говорит Харниш, в чьи планы входит охватить программой ScaleUpU до 150 городов в следующие десять лет.
По мнению Линды Роттенберг, со-основателя и СЕО компании Endeavor, «идея поддержки на стадии роста кажется вполне здравой, поскольку она сложнее, чем стадия стартапа». Некоммерческая организация Endeavor со штаб-квартирой в Нью-Йорке руководит сетью кураторской поддержки для почти 1,300 предпринимателей из 25 стран. Как говорит Роттенберг, более 800 компаний, с которыми работают в Endeavor, с момента присоединения к сети создали 500 тыс.дополнительных рабочих мест. «Заработать миллион и развалиться – какая же тут помощь экономике? — говорит Роттернберг, — именно тут всё и стопорится. А мы помогаем двигаться дальше».
Хуан Де Антонио, основатель компании Cabify, создателя приложения для смартфона по вызову машин с водителем с венчурным капиталом в $143 млн, присоединился к сети Endeavor в 2015 году. По словам Де Антонио, это помогло ему завязать «правильные связи» с юристами и органами контроля по всей Латинской Америке, где компания из Мадрида стремительно расширяет свою деятельность. В начале года в Cabify было 150 сотрудников, а к концу станет около 1000. «Если вы хотите, чтобы ваша компания росла по экспоненте, а вы успешно справлялись со всем хаосом, который это вызовет, Endeavor сможет действительно вам помочь», — говорит Де Антонио.
И главное: после нескольких лет забвения зрелый и прибыльный малый бизнес получает доступ к обучающим программам, которые помогут ему расти и развиваться.