«Экономическое чудо» в сингапурской версии — персональная заслуга правительства страны или все же результат сочетания определенного набора факторов, в том числе и географических? Помимо Сингапура впечатляющего успеха добились и другие «азиатские тигры» — Гонконг, Тайвань, Южная Корея. Но именно сингапурский «подвид» благородного хищника многие экономисты и бизнесмены считают образцовым.
Какими были главные слагаемые сингапурского экономического чуда? Виталий Мельянцев, заведующий кафедрой международных отношений Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова считает, что Сингапуру очень повезло с географией и в какой-то степени с историей. «Остров Сингапур в свое время был очень нужен Великобритании, которая владела этой территорией с 1819-го по 1959 год, — говорит Мельянцев. — Сингапур расположен в удобном с точки зрения трансокеанских торговых «транзакций» месте, являясь своеобразным буфером обмена между зонами Тихого и Индийского океанов. В то же время в период колонизации в Сингапуре сформировалась торговая буржуазия — люди предприимчивые, с особым складом характера. В обычном обществе эти люди составляют около 4-6 процентов населения, в Сингапуре же их удельный вес был существенно выше».
Еще одним драйвером «сингапурского чуда» была нехватка природных ресурсов, которую пришлось компенсировать интеллектом, дисциплиной и изобретательностью. Сам автор «сингапурского чуда», первый премьер-министр страны Ли Куан Ю говорил: «Мы должны были создать новую экономику, опробовать новые методы и схемы работы, никогда прежде не испытанные где-либо в мире, потому что другой страны, подобной Сингапуру, просто не было».
В 1959 году Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи. Первым премьер-министром страны был избран Ли Куан Ю. Поначалу был взят курс на интеграцию с Малайзией — в 1963 году по итогам референдума Сингапур вошел в Федерацию Малайзия, но уже спустя два года в результате бескровного конфликта объявил о своем выходе из федерации и провозгласил независимость. У новоиспеченного государства было несколько вариантов построения независимой экономики, в том числе и предложенный индийским правительством план экономической реинтеграции с Малайзией. Но Ли Куан Ю принципиально отверг этот план, взяв курс на полную экономическую самостоятельность: «Раз уж Малайзия не желала сохранения общего рынка с Сингапуром, когда он являлся ее частью, то она и подавно не согласится на такие условия после провозглашения нами независимости».
Определенное влияние на Ли Куан Ю оказал голландский экономист Альберт Винсемиус, который совершенно бесплатно делился с сингапурским лидером собственными взглядами на перспективы развития страны. Именно по инициативе голландца при правительстве Сингапура было учреждено Управление экономического развития, которое занялось разработкой принципов модернизации экономики и взаимодействием с инвесторами.
Самой острой экономической проблемой страны, только что обретшей независимость, была безработица.Во время одной из встреч бизнесменов с премьер-министром предприниматели предложили Ли Куан Ю сделать приоритетной отраслью туризм. Ли Куан Ю подхватил эту идею и распорядился создать Совет по развитию туризма, поскольку «туризм действительно способствовал созданию многих рабочих мест и дал средства к существованию многим нуждавшимся».
Еще одним конкурентным преимуществом Сингапура должно было стать его уникальное географическое положение на пересечении трансокеанских маршрутов. В 1968 году Сингапур проводил переговоры с Великобританией о предоставлении финансовой помощи. Бывшая метрополия в итоге выделила Сингапуру 50 млн. фунтов стерлингов, из которых 12,5 млн. было предоставлено безвозмездно. В ходе обсуждения вариантов использования этих денег и возникла идея масштабной конверсии бывших британских верфей в объекты гражданского назначения. Главная роль в этом процессе отводилась международным инвесторам. Управлению экономического развития Сингапура было поручено привлекать инвесторов со всего мира, чтобы они вкладывались в «постконверсионные» предприятия.
Следующим шагом, по замыслу Ли Куан Ю, должно было стать привлечение в Сингапур транснациональных корпораций, которые, как он рассчитывал, «принесут с собой высокие технологии, использующиеся в крупномасштабных производствах, и создадут множество рабочих мест». Чтобы инвесторы обратили внимание на Сингапур, нужно было создавать соответствующую инфраструктурную базу. Реализовать эту идею стало возможно после того, как Сингапур добился от Японии денежной компенсации в размере 50 млн. фунтов стерлингов за оккупацию в период Второй мировой войны. На эти средства была достроена промышленная зона Джуронг, заложенная еще в начале 1960-х годов, после чего правительство стало активно выдавать сертификаты на ведение предпринимательской деятельности в этой зоне. Каждый обладатель сертификата освобождался от налогов сроком на 5 лет.
Результат не заставил себя ждать. Уже в октябре 1968 года в Джуронг пожаловала с визитом делегация компании Texas Instruments — одного из крупнейших мировых производителей полупроводников. Гости изъявили желание открыть в Джуронге свой завод. Узнав об этом, в Сингапур тут же с аналогичными намерениями нагрянули эмиссары прямого конкурента Texas Instruments — National Semiconductor. Через некоторое время в Управление экономического развития Сингапура поступил звонок из Hewlett-Packard, тоже решившей построить здесь фабрику. «Джуронг гудел от деловой активности, как улей. Когда мы находили большого инвестора, мы из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему наладить производство», — писал впоследствии Ли Куан Ю.
В 1970 году в Сингапур пришла компания General Electric, построившая целую сеть заводов по производству высокотехнологичного оборудования. Вскоре компания стала крупнейшим работодателем в Сингапуре. «Американские производители электроники создали в Сингапуре так много рабочих мест, что безработица перестала быть для нас проблемой», — признавался Ли Куан Ю. Даже в разгар мирового нефтяного кризиса 1973-1975 годов уровень безработицы в Сингапуре, который стал лидером региона по темпам роста экономики, не превышал 4,5%.
Важнейшим катализатором ускоренного развития страны стало формирование финансовой системы. «Любого, кто в 1965 году, когда мы отделились от Малайзии, предположил бы, что Сингапур станет крупным финансовым центром, сочли бы безумцем», — признавался Ли Куан Ю.
Специфика банковской системы Сингапура заключалась в отказе от центрального банка, который бы осуществлял денежную эмиссию. Вместо ЦБ был учрежден Валютный комитет, под контролем которого сингапурские доллары выпускались в строго ограниченном количестве — они должны были быть обеспечены эквивалентной суммой в валюте иностранных государств. Кроме того, правительство отменило налог на вывоз финансовой выручки, полученной иностранными вкладчиками.
Отдельного внимания заслуживает история создания Сингапурской международной биржи. Представитель британских банковских структур во время переговоров с членом правительства Сингапура обратил внимание своего визави на то, что после того, как закрываются банки в Сан-Франциско, проходит несколько часов, прежде чем откроются банки в Швейцарии.
И что было бы неплохо эти несколько часов заполнить полезной банковской активностью в Сингапуре, где во время этого банковского «мертвого часа» в самом разгаре рабочий день.
И в 1984 году правительство Сингапура учредило Сингапурскую международную биржу, которая почти сразу же была интегрирована с Чикагской торговой биржей. Это позволило «тандему» бирж вести круглосуточные торги: инвесторы получили возможность открывать позиции в Чикаго, а закрывать их в Сингапуре — или наоборот. При этом какие-либо межбиржевые комиссии отсутствовали. К 1997 году объем операций на Сингапурском валютном рынке примерно в три раза превысил размеры внутреннего банковского рынка страны, достигнув показателя в $500 млрд. Сингапурская международная биржа неоднократно получала престижную награду «Международная биржа года», учрежденную лондонским изданием International Financial Review.
Столь отлаженной работе правительственных структур по привлечению инвесторов и финансовых потоков способствовала беспрецедентная кампания Ли Куан Ю по борьбе с коррупцией. Главным антикоррупционным органом правительства Сингапура стало Бюро по расследованию коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau). Согласно поправкам, внесенным в «Закон о борьбе с коррупцией», взяткой стал считаться «любой предмет, имеющий какую-либо стоимость».
Правоохранительные органы были наделены полномочиями проверять персональные данные подозреваемых в коррупции и изучать их личную жизнь. А подозреваемым в коррупции, согласно новой версии закона, считался любой человек, живший явно не по средствам. Результаты антикоррупционных расследований часто попадали на страницы ведущих газет Сингапура. «Нам удалось добиться того, что общественное мнение стало рассматривать чиновничью коррупцию как угрозу обществу», — писал Ли Куан Ю.
В итоге Сингапур набрал достаточную «скорость» для того, чтобы покинуть зону «третьего мира». Более того, Сингапур настолько интегрировался в международную финансовую систему, что в случае возникновения негативных факторов, угрожающих экономике, ему попросту не дали бы упасть ниже определенного уровня. Тем не менее Ли Куан Ю находился в постоянном поиске слабых мест в функционировании сингапурского государства. В сфере экономики таких слабых мест, объективно говоря, было мало, поэтому премьер-министр решил сосредоточиться на совершенствовании социальной политики страны.
В одном из своих телевизионных выступлений сингапурский лидер выразил сожаление, что мужчины с высшим образованием предпочитают жениться на девушках из низших сословий. Значительная часть женщин с высшим образованием оставались незамужними. Данная тенденция, по мнению Ли Куан Ю, снижала «интеллектуализацию» нации, и с этим нужно было что-то делать. Поэтому правительство учредило Службу социального развития (Social Development Unit), задачей которой стало создание условий для общения и установления отношений между мужчинами и женщинами с высшим образованием.
Первым делом правительство предоставило замужним женщинам с высшим образованием ряд налоговых льгот. Кроме того, после рождения третьего и четвертого ребенка родители имели право значительно уменьшить подоходные отчисления. Как результат, в семьях с высшим образованием стало рождаться больше детей, чем это было до введения соответствующих мер. К 1997 году более 60% мужчин с высшим образованием состояли в браке с женщинами с аналогичным статусом — этот показатель удвоился по сравнению с началом 1980-х. Соответственно, и женщины, получившие диплом вуза, стали предпочитать замужество одиночеству.
В 1980-е годы все больше сингапурцев стали уезжать в западные страны. Прекрасно понимая, что удержать их ограничительными мерами не удастся, правительство страны пошло на асимметричный шаг — «утечку» своих мозгов стали компенсировать переманиванием лучших умов из других стран. Наиболее активно вербовали людей из регионов, культурно и этнически близких Сингапуру, — стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая. В результате к началу 1990-х в Сингапур приезжало втрое больше талантов, чем уезжало. «Не будь талантливых иностранцев, Сингапур не стал бы таким преуспевающим государством», — уверен Ли Куан Ю.
За годы независимости Сингапура ВВП страны вырос в абсолютном выражении примерно в 33 раза. С учетом того, что население выросло в 2,7 раза, реальный подушевой объем ВВП вырос в 12 раз! В среднем экономика Сингапура росла на 5-6% в год. Это примерно в 2,5 раза больше среднемирового показателя. «По среднегодовым темпам роста экономики за аналогичный период времени Сингапур намного опережал развитые страны и, пожалуй, входил в тройку наиболее успешных стран», — комментирует Виталий Мельянцев. Например, другой азиатский «тигр» — Гонконг рос в среднем на 4,3% в год, а Япония — на 3,3%. Как результат, в 2011 году Сингапур вышел на пятое место в мире по показателю ВВП на душу населения — $60 тыс., уступая только Лихтенштейну, Катару, Люксембургу и Бермудским островам.
Страна занимает одно из ведущих мест в мире по мощности нефтеперегонной инфраструктуры своих портов. Многие экономисты считают Сингапур страной, обладающей наиболее эффективными финансовыми институтами. Кроме того, Сингапур находится в группе лидирующих стран по количеству международных патентных заявок на душу населения. Это говорит о том, что в стране развита и успешно функционирует наука.
Налог на прибыль в Сингапуре гораздо ниже, чем в большинстве развитых стран, — 7%. Ставка рефинансирования Центрального банка Сингапура не превышает 2%, а уровень инфляции за последние 20 лет никогда не поднимался выше 5%. Соотношение кредитов и ВВП страны составляет 130%, но объем рыночной капитализации существенно превышает эту цифру
и составляет 213% от ВВП.
Текущий уровень безработицы в Сингапуре составляет порядка 2%. И это при том, что в стране чрезвычайно квалифицированная рабочая сила, а трудовое законодательство Сингапура устроено таким образом, что увольнение работника никогда не вызывает никаких дискуссий. Очень высокая степень конкурентности на рынке труда способствует отбору наилучших кадров, в том числе и из-за рубежа. «По числу миллионеров на душу населения Сингапур занимает одно из первых мест», — комментирует Виталий Мельянцев. Это свидетельствует о значительной вовлеченности населения в бизнес, а также о том, что доля высокооплачиваемых профессий остается высокой.
В структуре экономики Сингапура превалируют такие сегменты, как финансы, фармацевтика и высокие технологии. В структуре экспорта порядка 49% — готовые электротехнические изделия. Сингапур — страна с чрезвычайно высоким уровнем экономической свободы. Согласно индексу Heritage Foundation, последние 20 лет Сингапур по этому показателю стабильно занимает второе место в мире после Гонконга. А по уровню внешнеторговой свободы страна на первом месте в мире. Для того чтобы зарегистрировать компанию в Сингапуре, понадобится не более трех дней, для оформления собственности — те же три дня.
Результаты Сингапура впечатляют, но не будем забывать о том, что эта страна небольшая, а значит, и скорость бизнес-процессов там чрезвычайно высока. Фактически по своим масштабам Сингапур соответствует мегаполису типа Нью-Йорка (ВВП на душу населения — $63 тыс.), Сан-Франциско ($75 тыс.) или Лондона ($66 тыс.) — то есть особых иллюзий данный аспект «чудесности» Сингапура вызывать не должен.
Кроме того, не совсем верны и стереотипные представления о том, что в момент обретения независимости страна была настолько бедной, что импортировала даже строительный песок и питьевую воду. Безусловно, такие статьи импорта имели место быть хотя бы в силу географических особенностей страны — откуда взяться песку на каменном острове? А воду Сингапур и сегодня импортирует. Но при этом среднедушевой доход жителя тогдашнего Сингапура был на 30% выше, чем на Тайване, вдвое больше, чем в Южной Корее, и всего лишь вдвое меньше, чем в Японии!
«Вопреки популярной версии о тотальной бедности страны на момент обретения независимости, Сингапур находился не на таком уж низком старте», — рассказывает Виталий Мельянцев. Понятное дело, Южную Корею и Гонконг того образца никак нельзя было отнести даже к региональным лидерам, но с учетом соответствующего сопоставления называть Сингапур безнадежным регионом было бы неправильно. Ли Куан Ю явно было с чего начинать, тем более с таким трудолюбивым населением. Кстати, даже сейчас индекс «имплантации» труда в виде так называемых «человеко-часов» в Сингапуре равен 2300, в то время как, например, в Германии и Швеции — порядка 1500 часов. Означает ли это, что внушительные макроэкономические показатели достигаются ценой жесткой эксплуатации работников? Во всяком случае, по целому ряду показателей Сингапур отнюдь не отнесешь к числу ведущих демократий мира. Например, здесь, пожалуй, самые жесткие штрафные санкции за незначительные с точки зрения европейца административные нарушения вроде выбрасывания мусора мимо урны или перехода улицы в неположенном месте. Но если эти штрафы еще можно как-то оправдать, то санкции за съедение бутерброда на улице смотрятся несколько непропорциональным выражением рефлексии законодателя. Не говоря уже о высшей мере наказания за употребление наркотиков.
«Чтобы стране двигаться дальше, мало будет простого азарта и «заточенности» на результат. Нужны определенные виды свобод. Систему рано или поздно придется «размягчать». Посмотрите на японцев — внутри страны у них развита мощная производственная база, но основной поток идей и открытий приходит извне. Японские ученые получают возможность «свободного полета» только за пределами страны. То же самое и в Сингапуре — страна занимает лишь 15-е место в мире по инновациям. Персонал — на высочайшем уровне, экономические условия близки к идеальным — что же мешает Сингапуру превратиться в мирового лидера по инновациям? Очевидно, проблема лежит в недостатке свобод», — считает Виталий Мельянцев.
Комментарий экспертов
Бернард О, владелец The Audience Motivation Company (Asia) Pte. Ltd., Сингапур
Что заставляет вас особенно гордиться своей страной?
Тот факт, что маленькая красная точечка на карте мира смогла стать одной из самых передовых стран, имеющих один из самых высоких ВВП на душу населения, который неуклонно растет в последнее десятилетие. Тот факт, что в стране живут решительные и честные люди, которые верят: для того чтобы невозможное стало возможным, нужно всего лишь немного времени.
Каким образом ваша компания использует преимущества условий ведения бизнеса в Сингапуре?
Многие из числа 500 ведущих компаний мира открыли главные офисы своих представительств в Юго-Восточной Азии именно в Сингапуре. В свое время мы выбрали модель, которую называют «маркетингом впечатлений». Мы воспользовались возможностью тесного сотрудничества с региональными бизнес-командами и смогли развернуть свою деятельность по всей Азии. Это сильно помогло нам и способствовало нашему росту.
Какие из сегментов экономики Сингапура наиболее привлекательны для инвестирования?
Гостиничный сервис, услуги и консалтинг.
Говорят, что в Сингапуре то и дело нарушаются права человека и граждане сильно от этого страдают. Это правда?
Сингапур неожиданным образом стал центром сплетения несовместимых азиатских культур. Как результат, мы стали активным узловым пунктом торговли людьми. Нас ждет серьезная работа по противодействию этим трендам.
Каким образом вы хотели бы усовершенствовать экономическую, социальную и государственную политику правительства Сингапура?
Основная проблема нашего правительства заключается в том, что оно работает по устаревшим схемам, не предлагая ничего нового. Правительство создало образовательную систему и общественные институты, предполагающие безумную конкуренцию, но в то же время не хочет допускать никакой конкуренции в политике. Правительство гордо и решительно установило тарифные сетки оплаты труда министров и руководителей комитетов, искусственно приближающие их доход к показателям оплаты труда топ-менеджеров транснациональных корпораций. Но в то же время правительство гарантирует, что никто из министров или руководителей государственных комитетов не будет привлечен к ответственности в случае совершения ошибок. В этом заключается основная проблема. Все более актуальной становится и проблема неравенства при распределении доходов. В то время как Сингапур растет и развивается, правительство, к сожалению, забывает о том, что значительное количество людей все еще живет за чертой бедности.
Хотелось бы видеть правительство, которое, активно вмешиваясь в жизнь общества и обещая перемены, будет реально выполнять свои обещания. Мы не хотим популистского правительства. Мы хотим, чтобы оно умело быстро ориентироваться в ситуациях, когда возникают экономические проблемы, и находило эффективные способы их решения.
Станислав Протасов, соучредитель компании Parallels.
В 1995-2000 годах жил и работал в Сингапуре.
Что, на ваш взгляд, можно считать самым сильным слагаемым успеха экономической программы Ли Куан Ю?
На мой взгляд, это то, что он сумел обеспечить фантастическую легкость ведения бизнеса в Сингапуре. Законодательство на всех уровнях — от бухгалтерского и налогового до общегражданского и трудового — было построено таким образом, что приехать в страну и открыть бизнес стало очень просто. Кроме того, государство защищало бизнесмена — причем иностранного бизнесмена защищало, пожалуй, даже лучше, чем сингапурского. Если ты приехал в страну продавать компьютеры, а хитрые сингапурцы их у тебя украли, то они наверняка сядут в тюрьму. Любой бизнесмен — от начинающего до возглавляющего крупную транснациональную корпорацию — мог быть уверен, что его бизнесу ничто не будет угрожать. Естественно, у довольно большого числа компаний возникало желание работать в Сингапуре. Кроме того, рабочая сила стоила дешево, при этом государство старательно работало над повышением квалификации рабочей силы, реформируя и развивая систему образования.
Несколько лет назад, когда мы занимались офшорным программированием и стояли у самых истоков компании Parallels, наш офис базировался как раз в Сингапуре. Выбор этой страны был осознанным, потому что помимо тех причин, о которых я уже сказал (за исключением рабочей силы — мы всегда работали с российскими программистами), Сингапур также имеет выгодное географическое положение — это один из крупнейших портов мира.
В чем заключались, на ваш взгляд, недостатки программы сингапурского лидера?
Я расскажу вам об одном показательном случае, который произошел несколько лет назад. В Сингапур приехала группа американских тинейджеров на экскурсию. Среди них был один 17-летний парень размером с Николая Валуева. Он взял и разрисовал баллончиком с краской стену местного парламента. В итоге его в соответствии с сингапурскими законами выпороли. И американская пресса раздула по этому поводу истерику: тоталитарное государство, в котором отсутствует свобода слова, издевается над бедным ребенком. То есть если Сингапур и критикуют, то именно за недостаточные политические права граждан. Да, по сути дела, там одна правящая партия. Да, если ты будешь критиковать политику правительства, то станешь диссидентом в советском понимании этого слова. Да, недостаток политических свобод имеет место быть. Но сингапурцы очень хорошо относятся к Ли Куан Ю, к своей стране, к своему правительству. Они не страдают от того, что местная пресса подцензурна, что из голливудских фильмов вырезают сцены насильственного и сексуального характера. Я как человек, который мог бы рассматривать Сингапур в качестве места жительства, считаю, что существенных недостатков там нет. Проведенная реформа близка к совершенству с точки зрения достижения поставленных целей — перехода из третьего мира в первый.
Чему могли бы поучиться у Ли Куан Ю другие мировые лидеры?
В академической среде популярна идея о том, что политические свободы — это важная часть успеха нации, что чем свободнее люди обмениваются идеями, тем успешнее будет экономика и тем лучше будет для бизнеса. Сингапурский опыт показал, что значение политических свобод для экономических успехов нации, возможно, несколько переоценивается. Если в стране единственная правящая партия, это вовсе не значит, что страна не может выйти в мировые лидеры по благосостоянию населения и другим параметрам. Потому что политические свободы — всего лишь одна из составляющих. Важен общий баланс, а не догматическое следование какой-то идее.
Здесь следует сделать ремарку. Реформы, аналогичные тем, что провел Ли Куан Ю, невозможно осуществить без личности такого же масштаба. Дело в том, что Ли Куан Ю — очень образованный и умный человек. Если политический лидер не обладает таким же уровнем образования и не является столь же умным и дальновидным человеком, то, скорее всего, из его экономических реформ получится что-то крайне далекое от того, что мы можем видеть в Сингапуре. Например, лидера Зимбабве Мугабе нельзя «упрекнуть» в приверженности делу обеспечения политических свобод — как и Ли Куан Ю. Однако с тех пор, как он пришел к власти и начал свои реформы, экономическое положение Зимбабве только ухудшалось. Сегодня это нищая страна, в которой у простых граждан нет никаких прав.
Возможно, в Сингапуре политические свободы урезаны, однако там соблюден некий баланс, который позволяет стране успешно развиваться, а ее жителям чувствовать себя счастливыми и свободными гражданами.
Как вы считаете, каким образом наследие Ли Куан Ю проявляет себя в современном мире?
Огромное количество стран, включая Россию, пытаются использовать опыт Ли Куан Ю. Например, его приглашают в Казань для участия в обсуждении стратегии развития IT-кластера и региона в целом. Совсем недавно руководство России озвучило идею создания бюро коррупционных расследований. Это прямая отсылка к тому, что Ли Куан Ю делал в самом начале своих преобразований. Очень многие страны пытаются копировать действия Ли Куан Ю, предпринятые им в те времена, когда Сингапур являл собой еще весьма неприглядное место для проживания. Действия, которые помогут и им добиться экономического роста и процветания.
Текст: Дмитрий Кристофор