Верн Харниш
Основатель всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), руководитель учебных программ для предпринимателей в Массачусетском технологическом институте (MIT), основатель и CEO компании Gazelles Inc.
vharnish@gazelles.com
В мире, где компания из Шри-Ланки может оказывать безлимитную техподдержку за $149 в год предпринимателю из США, ни один бизнес уже не в состоянии избежать новых реалий глобальной конкуренции или спрятаться на своем локальном рынке. Даже небольшие немецкие компании, эти мощные «скрытые чемпионы», которых я превозносил в предыдущих заметках, сдаются под давлением глобализации. В феврале 2012 года производитель бетононасосов Putzmeister был поглощен его китайским конкурентом Sany. А ведь всего год назад основатель Putzmeister Карл Шлехт в ответ на вопрос своего друга и автора книги «Скрытые чемпионы XXI века» Германа Саймона об угрозе поглощения со стороны Sany ответил: «Этого с нами не произойдет, мы собираемся продолжать идти по собственному пути, и мы справимся в одиночку». Все вышло не так, как он предполагал.
Ситуация изменилась навсегда, и предпринимателям придется заново изобрести свои компании, чтобы адаптироваться к новой реальности. Я рекомендую две недавно вышедшие книги, которые помогут вам защитить компанию от влияния этого конкурентного вторжения.
Книга № 1 — «Обратная инновация: создавайте вдали от дома, выигрывайте везде» (Reverse Innovation: Create Far From Home, Win Everywhere), изданная в апреле 2012 года. Авторы — Виджай Говиндараджан и Крис Тримбл, профессора Tuck School of Business. Они сосредоточили свое внимание на том, как компании обратили вспять тенденцию создавать инновации в развитых странах и экспортировать их на развивающиеся рынки. Теперь компании используют развивающиеся страны для создания инновационных продуктов и услуг, чтобы потом доставить их на свои локальные рынки. Примером является портативный электрокардиограф, который стоит $1000. Компания GE разработала его в Индии, чтобы предупредить появление такого продукта у местных компаний, которые могли бы экспортировать его на развитые рынки, которые приносят GE основной доход.
Говиндараджан и Тримбл вывели три главных принципа «обратных инноваций»:
1. Вы должны создавать инновации, а не просто экспортировать их, если хотите использовать колоссальные возможности для роста в развивающихся странах.
2. Ставки, которые сейчас делаются в развивающихся странах, не локальны, а глобальны. Если вы сегодня упускаете возможность в развивающихся странах, это может привести к появлению новых сильных конкурентов в вашей стране завтра.
3. Компании должны пересмотреть свою доминирующую логику, если хотят выиграть в эпоху обратных инноваций.
Книга № 2 — «Освободи обезьяну идей… для концентрации на самом важном» (Free the Idea Monkey… to focus on what matters most!), выпущенная в январе 2012 года. Авторы — Майкл Мэддок и Рафаэль Луи Витон. Одно из их любимых выражений про изобретение заново гласит: «Вы не можете прочитать этикетку, сидя внутри банки».
«Если вы работаете в отрасли или на должности более шести месяцев, вы становитесь экспертом, — отмечает Маддок. — Но со временем экспертные знания становятся вашей ахиллесовой пятой. Вы знаете, что работает, а что не работает, что вы можете себе позволить, что хочет начальник, что провалилось в прошлом, кого уже уволили за такую же идею…» Авторы предлагают три стратегии, позволяющие справиться с такой близорукостью:
1. От младшего к старшему. Найдите очень молодого сотрудника, в идеале — умного, смелого и слишком наивного, чтобы бояться неудачи. Возьмите свою самую сложную задачу и попросите его предложить как можно больше идей, касающихся поставленной задачи.
2. Рокировка отделов. Попробуйте такое же упражнение с людьми из подразделений с противоположными функциями. Удивительно, как много можно узнать, посмотрев, как люди с производства стараются справиться с самой сложной задачей маркетинга, и наоборот.
3. Обмен начальниками. Поменяйте местами людей, находящихся на лидерских позициях. Вы можете сделать это и внутри компании, но рискуете ущемить чье-то самолюбие. А уж если вы хотите повеселиться и узнать гораздо больше, найдите компанию из другой отрасли и на какое-то время поменяйтесь начальниками с ней.
Опыт «рокировки» недавно получили все 180 сотрудников ирландской компании City Bin Co. Руководство предложило им на день поменяться должностями с коллегами из других отделов. «То, что мы увидели, очень важно для развития корпоративной культуры и генерирования новых идей», — отмечает Джин Браун, глава City Bin.
Текст: Верн Харниш
Перевод: Ирина Сергеева