Проведенное в 2012 году исследование консалтинговой компании J’son & Partners выявило, что самыми популярными среди россиян провайдерами VoIP (голосового общения через интернет) с поддержкой звонков на стационарные и сотовые телефоны стали Skype, Mail.Ru (программа Mail.Ru Агент), QIP (программа QIP Infium), Sipnet, «Зебра Телеком», а также многочисленные реселлеры сети Betamax.
Уровень проникновения VoIP-решений в России, согласно оценкам разных экспертов, составляет 15-20%, то есть рынок, в принципе, только зарождается. Мы исходили из того, что провайдеры из рейтинга J’son & Partners стали лидерами набирающего обороты рынка не случайно, а прежде всего благодаря их способности адаптироваться к российской инфраструктуре линий связи. Поэтому при всем многообразии прочих решений мы сделали акцент на сравнении именно этих сервисов. Цель настоящего обзора — выяснить, какие из них смотрятся выигрышнее с учетом цены, функциональности и качества.
Цена
Главный аргумент в пользу VoIP — цена, которая в отдельных случаях может быть в разы или даже в десятки раз ниже по сравнению с услугами междугородной и международной связи от традиционных операторов связи. Самые дешевые направления — США и Китай, а также звонки на стационарные телефоны в странах с развитой инфраструктурой. Весьма накладно звонить в Белоруссию и на Украину — ввиду широкой распространенности в этих странах аналоговых телефонных линий, интеграция которых с VoIP обходится операторам недешево. Во многих странах также относительно дороги звонки на мобильные телефоны, что объясняется ценовой политикой операторов сотовой связи.
Сразу же отметим, что все тестируемые VoIP-решения уверенно выигрывают в цене у российского монополиста дальних направлений связи — «Ростелекома». Если, например, звонки в США и Германию по тарифам провайдера PowerVoIP (популярного в России реселлера Betamax, которого мы выбрали из-за дешевых тарифов на звонки по нашей стране) стоят от 15 копеек за минуту, то цена «Ростелекома» — 16,58 и 12,75 рубля соответственно. Чуть меньшая разница, а кое-где и выигрыш монополиста — по звонкам в Белоруссию (выше было сказано, почему) — 8,93 рубля у «Ростелекома» и 5,4-11,70 рубля по тарифам VoIP-провайдеров.
Если под рукой нет компьютера или смартфона с установленным софтом для VoIP, сэкономить на звонках можно с помощью телефонных карт. Они продаются как в рознице («Евросеть», «Связной»), так и в онлайне («МТТ», Comtel). Если вы за границей — обратитесь в любой магазин с просьбой продать calling cards. Стоимость минуты разговора, как правило, чуть выше, но в целом сопоставима с тарифами VoIP-провайдеров.
Мы сравнили текущие тарифы исследуемых провайдеров на звонки в Россию и страны, являющиеся крупными бизнес-партнерами нашей страны, — Германию, США, Украину, Турцию, Японию, Китай, Израиль и Беларусь. «Чемпионом» по дешевизне тарифов на все направления звонков стал PowerVoIP (в частности, звонки на стационарные телефоны России — 30 копеек), на втором и третьем местах — Sipnet и «Зебра Телеком» соответственно. Отметим, что некоторые провайдеры дают возможность выбрать «безлимитные» тарифы — на внутрироссийские (Skype, Mail.Ru Агент) и международные звонки (только Skype) с абонентской платой. «Безлимитные» тарифы Skype позволяют звонить преимущественно на стационарные телефоны, и лишь на двух направлениях — США и Китай — допускаются «безлимитные» звонки на мобильные. Данная тарифная опция может быть выгодна при длительности разговоров более 250-400 минут в месяц (в зависимости от конкретного направления звонков).
Расценки Mail.Ru на абонентский пакет звонков в Россию (стационарные телефоны) выше — 650 рублей против 440 рублей у Skype, — но есть «безлимит» для звонков на сотовые номера (950 рублей).
Некоторые провайдеры дополнительно к стоимости минут берут плату за соединение. Это Skype, всякий раз взимающий 1,96-3,56 рубля (меньше — при звонках в Китай и США) после первой же секунды соединения, и PowerVoIP, установивший «интернациональную» таксу в размере 1,17 рубля.
Говоря о ценах, мы также не обойдем вниманием способы оплаты. Согласно данным маркетингового агентства TNS, помимо банковских карт россияне чаще всего используют системы Yandex.Деньги, Qiwi, Webmoney, PayPal и Деньги@Mail.ru. Из исследуемых нами провайдеров оплату картами не поддерживают QIP и Sipnet, прямую совместимость с PayPal не обеспечивают Mail.Ru, QIP и «Зебра Телеком».
Функциональность
Оценивая функциональность решений от разных провайдеров, мы обращали внимание на наличие мобильных приложений хотя бы для наиболее популярных платформ iOS и Android и были рады отметить, что каждый из изученных провайдеров уже предлагает софт для обеих платформ.
Полезной опцией будет идентификация номера — чтобы на экране телефона вызываемого абонента высвечивался ваш номер, а не номер одного из VoIP-шлюзов. Данной функцией обладают решения от Skype, Mail.Ru, QIP (только сотовые телефоны), Sipnet и PowerVoIP (любые телефоны).
Функция отправки SMS является вторичной и не самой востребованной в решениях VoIP и обычно не оказывает существенного влияния на выбор провайдера. Тем не менее, поскольку некоторые из рассмотренных нами операторов предлагают возможность отправить SMS на любой мобильный мира (Skype, PowerVoIP, Зебра), России (Sipnet) либо России и Украины (Mail.Ru Агент и QIP), мы добавили им за это очков. Тарифы на отправку SMS сопоставимы с таковыми у сотовых операторов, так что главное преимущество VoIP-решений здесь — удобство (а именно возможность набирать текст на клавиатуре компьютера). Отправка SMS по России стоит 0,94-2,12 рубля, а в страны Запада дороже: например, сообщение абоненту в США обойдется в 2,94-3,6 рубля, в Германии — 2,73-4,08 рубля.
Качество связи
Сразу оговоримся: проведенное нами исследование качества связи нельзя считать полностью объективным. Дело в том, что этот показатель — один из самых непостоянных. Случается, что низкое качество связи может быть вызвано недостатками в работе вашего интернет-провайдера или клиентского оборудования. Однако используемые оператором кодеки (алгоритмы, преобразующие голос в поток данных и обратно) и степень сжатия голосового трафика тоже оказывают огромное влияние на тембр и разборчивость речи.
Для передачи зашифрованного голоса через интернет требуется пропускная способность порядка нескольких десятков килобит в секунду, поэтому стабильность вашего соединения с интернетом важнее ширины канала. Например, 1-мегабитная линия DSL во многих ситуациях обеспечит лучшее качество связи, чем 5-мегабитный (в теории) 3G-модем.
Чтобы поставить провайдеров в равные условия, мы по очереди, используя каждую из программ, звонили на тестовый номер в Великобритании. После дозвона на этот номер включался автоответчик, а затем мы выбирали функцию «эхо», позволяющую услышать свой голос после обработки кодеками. Очевидно, что звонки на британский номер стали настоящим стресс-тестом для каждого из провайдеров, обнажив недостатки используемых технологий.
• Sipnet — голос автоответчика прерывается, звук нечеткий, «эхо» сильно «роботизирует» голос звонящего.
• Mail.Ru Агент — «роботизации» нет, голос не прерывается, но общее качество связи посредственное.
• PowerVoip — присутствует «робот» на эхе, но менее выраженный, чем у Sipnet, звук периодически прерывается, качество связи посредственное.
• Зебра Телеком — сопоставимо с Sipnet.
• Skype — хорошее качество звука, но голос в обе стороны временами обрывается.
• QIP — сопоставимо с Sipnet.
Sipuni.com: новая философия связи для бизнеса
Ничто в мире так не нуждается в постоянном повышении собственной эффективности, как бизнес. И кто бы мог подумать, что универсальное средство для этого может прийти в российские компании со стороны… телефонной связи!
Sipuni.com — не просто виртуальная АТС со всеми возможными «наворотами». Прежде всего — это уникальная надстройка над любыми телефонными сервисами, революционный по своей простоте, функциональности и гибкости интерфейс управления всеми существующими каналами и устройствами связи, от стационарных телефонов до Skype.
Главные отличия сервиса от нынешних аналогов:
• свобода — в управлении интерфейсом (он предназначен для неспециалистов), в определении нужного количества схем связи и телефонных номеров (российских — в кодах 499 и 8-800 — и международных), в возможности мгновенного внесения изменений в любые схемы, в использовании интерфейса с номерами любых операторов;
• экономичность — во все тарифные планы без дополнительных доплат включены опции IVR и архива записей переговоров, а мощная система статистики позволяет полностью контролировать структуру и объемы расходов на связь. Система даже не требует специального оборудования — подойдут и смартфоны, и ПК, и даже обычные мобильные телефоны со специально прошитыми сим-картами;
• вариативность использования — помимо собственно коммуникаций данные из системы можно и нужно использовать для анализа качества работы сотрудников, для повышения внутренней и внешней безопасности бизнеса, для усиления маркетинговой составляющей компании и активизации продаж, и все эти данные легко и удобно получать.
Sipuni.com предлагает каждому новому пользователю возможность самому оценить функциональность и качество системы — бесплатный тестовый период.
тел.: +7(499)647-47-47 www.sipuni.com
Выводы
Skype: сравнительно дорогие звонки и плата за соединение компенсируются привлекательными «безлимитными» опциями. Для идентификации можно использовать только номер сотового телефона. В остальном функционал хороший, поддерживаются все способы оплаты. В нашем тесте качество связи от данного провайдера оказалось чуть хуже, чем у Mail.Ru Агент.
Оценка: ⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚪⚪⚪
Mail.Ru Агент: сравнительно дорогие звонки на сотовые телефоны, дорогие «безлимитные» опции, к тому же ограниченные звонками по России. Идентификация — только сотовый. Нет прямой оплаты с PayPal. При этом лучший результат в тесте на качество связи.
Оценка: ⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚪⚪⚪
QIP: сравнительно дорогие звонки, нет «безлимитных» опций. Нет оплаты картами и через PayPal. Невысокое качество связи в тестовых условиях.
Оценка: ⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚪⚪⚪⚪
Sipnet: дешевые звонки. Нет оплаты картами. В рамках нашего теста «держал связь» не идеально.
Оценка: ⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚪⚪⚪⚪
PowerVoIP: самые дешевые звонки, но есть плата за соединение. Функционал идеальный. Результаты теста на качество связи — средние.
Оценка:⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚪⚪⚪, выбор редакции
Зебра Телеком: дешевые звонки на стационарные телефоны, но сравнительно дорогие — на сотовые. Нет идентификации номера, нет оплаты через PayPal. Качество связи в тестовых условиях — среднее.
Оценка: ⚫⚫⚫⚫⚫⚫⚪⚪⚪⚪
Текст: Дмитрий Кристофор