«Типичному салону красоты для выполнения всего ассортимента услуг требуются поставки от 10-20 производителей. Администрации салона приходится регулярно контактировать с каждым производителем, вновь заказывая нужные продукты. Обычно заказы размещаются через торгового представителя. В свою очередь, торговый представитель обслуживает десятки таких салонов» — так Константин Полухин, один из основателей компании DigiLink Technology, описывает сложившуюся в российской индустрии красоты практику.
Прежде чем стать предпринимателем, Полухин двенадцать лет проработал в американской компании, которая занималась консалтингом в сфере автоматизации бизнеса. «Один из наших клиентов разрабатывал ПО для салонов красоты и решил посоветоваться с нами по поводу стратегии выхода на рынки России и Украины, — вспоминает Константин. — Занимаясь этим проектом, я изучил рынки, дистрибуцию, конечных клиентов».
Через какое-то время будущий предприниматель оказался в России, где другой его клиент занимался внедрением программы лояльности. Здесь Полухин узнал, что надежные аналитические данные о российском рынке красоты получить невозможно по причине крайне низкого уровня автоматизации в отрасли, емкость которого оценивается в 1,5 млрд рублей. «Менее 5% игроков использовали управленческий софт, — говорит он. — Я не мог понять, почему для такого огромного рынка никто не предлагал специализированное ПО, которое позволяло бы грамотно управлять бизнесом на уровне салона». Таким образом, Полухин идентифицировал пустующую нишу, которую решил занять сам.
Компанию DigiLink Technology он с партнерами зарегистрировал в 2010 году в США. Ее главным продуктом, на разработку которого ушло четыре года, стал облачный сервис управления салонами красоты iSalon. На рынок он вышел только весной этого года. Полухин признает, что четыре года — это довольно долгий цикл разработки для такого продукта, но считает, что «задержка развития» не имела критичных последствий. Хотя на самом деле за это время на рынке появились конкуренты с частично схожим функционалом (например, облачное решение «Арника»), с которыми iSalon теперь должен считаться.
Суть системы сводится к автоматизации взаимодействия между производителем, дистрибьютором и салоном. «Все звенья этой цепочки помогают друг другу оптимизировать бизнес, повысить его эффективность», — говорит Константин. Система создавалась в партнерстве с питерской компанией First Line Software, специализирующейся на разработке заказного ПО. Бета-версия iSalon, ставшая доступной в 2011 году, потерпела фиаско, поскольку была сделана без оглядки на запросы реальных клиентов. В то время у многих салонов были проблемы с доступом к интернету, и облачное ПО их принципиально не устраивало. Но главная проблема была даже не в этом, а в том, что у разработчиков системы было свое, чересчур упрощенное понимание бизнес-процессов в салонах красоты. Разработчики не учли, что помимо основных услуг — парикмахерских и косметических — почти всегда оказываются и дополнительные: маникюр, солярий и т.д. Клиентам салонов также нередко продают профессиональную косметику. «На этом этапе я наконец понял, что программист без помощи сотрудников салона не может понять, что для них хорошо, а что плохо, что удобно, а что нет, — говорит Полухин. — Мы привлекли к работе консультантов, трижды переделали интерфейс и только в этом году вышли на тот уровень качества продукта, к которому стремились».
В текущей версии iSalon предусмотрено множество функций, вплоть до подключения к дистрибьютору для заказа нужных продуктов в автоматическом режиме, по мере того как они заканчиваются на складе салона. Помимо модуля управления закупками система имеет также модули CRM и бизнес-аналитики. По словам Полухина, iSalon уже используется в восьмидесяти салонах, еще с тридцатью ведутся переговоры. До конца этого года Полухин планирует подключить к своему «облаку» 400 салонов. Его стратегия основана на сотрудничестве с крупными дистрибьюторами, которым автоматизация закупок выгодна и которые могут помочь склонить владельцев салонов к использованию единой системы. На текущий момент DigiLink Technology уже договорилась о сотрудничестве с дистрибьюторами «Эстель-Космопроф» и Unicosmetic, работающими в Северо-Западном регионе. В зависимости от используемых модулей стоимость подписки на систему составляет 3000 рублей или 7000 рублей в месяц, помимо этого, клиенту нужно единовременно заплатить 9600 рублей за первичную настройку системы. Полухин утверждает, что экономический эффект от использования сервиса на несколько порядков выше стоимости подписки.
Константин Полухин
В 1987 окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 1989 года работал в компаниях США, Европы и России. Был участником и учредителем нескольких технологических стартапов в США и России. В 2010 году основал компанию DigiLink Technology.
Текст: Алексей Упатов