Самому младшему из участников этого обзора — 20 лет, самому старшему — 26. Все они начали свой бизнес параллельно с обучением в вузе. Студенческие годы — возможно, самое лучшее время для запуска бизнес-проектов. Хотя размер стартового капитала в большинстве случаев не превышает нескольких десятков тысяч рублей, основатели считают каждую копейку, а отсутствие опыта компенсируется богатым воображением.
1.
MixVille
Сайт: mixville.ru
Основатели: Александр Финагин (22 года), Олег Гуськов (22 года)
Год запуска: 2011
Первоначальные инвестиции: 100 тыс. рублей
Идея заняться кондитерским бизнесом пришла в голову Олегу Гуськову в супермаркете. Именно там он пытался выбрать шоколад для своей подруги, но не нашел ничего достойного. Олег, учившийся тогда на втором курсе Высшей школы экономики, захотел сам делать шоколад с начинкой на любой вкус. Вместе со своим партнером Александром Финагиным он основал онлайн-кондитерскую, передав производство на аутсорсинг одному из московских ресторанов.
Молодые предприниматели заказали разработку сайта-конструктора, позволяющего клиенту «собрать» свой шоколад или мюсли из нескольких десятков ингредиентов, включая сухофрукты, ягоды, орехи, специи, злаки и т.п. Ста тысяч рублей, которые были у Гуськова, хватило не только на запуск сайта, но также и на дизайн упаковки и закупку небольшой партии наиболее ходовых ингредиентов. Возможности держать на складе все, что было объявлено на сайте, не было, поэтому в отдельных случаях Олегу приходилось бежать в супермаркет, чтобы срочно купить, например, пакетик сушеной клюквы.
Обилие опций в онлайн-конструкторе заставляет покупателей поломать голову, прежде чем сделать заказ. В среднем пользователь проводит на сайте 25 минут, миксуя ингредиенты. Через год после запуска компания заработала достаточно средств, чтобы запустить третий продукт — макаруны (французское печенье из яичных белков, сахара, молотого миндаля и различных добавок). MixVille предлагает макаруны с шоколадом, мятой, имбирем, корицей, дыней, манго, вишней, ромом, кофе, карамелью — по словам Гуськова, такого ассортимента в России не предлагает больше никто.
Сейчас сайт предлагает еще две продуктовые категории — кастомизированный кофе (с ягодами, алкоголем, специями, шоколадом) и торты. При заказе торта можно выбирать множество параметров — от формы изделия до цвета крема.
По словам Гуськова, стартовые инвестиции окупились уже через месяц после запуска сайта во многом благодаря высоким ценам — при максимальной себестоимости 150 рублей одна стограммовая шоколадка продавалась в MixVille за 450 рублей. Всю прибыль Гуськов и Финягин вкладывали в развитие бизнеса. Несколько месяцев Олег сам развозил заказы (их было около 15 в неделю, а сейчас уже 400). Через четыре месяца после запуска компания отказалась от аутсорсинга производства и открыла собственную небольшую площадку в Москве. Благодаря этому удалось снизить цены — теперь плитка шоколада стоит от 155 до 235 рублей. Самым ходовым продуктом оказались макаруны — при цене 290 рублей за 7 штук они обеспечивают 50% выручки, следом по популярности идут мюсли и шоколад. Модель продаж, обеспечившая компании успешный старт, изменилась с ростом компании: сейчас только 20% выручки приходится на заказы через интернет, 40% — на корпоративных клиентов (Skoda, ВТБ и другие компании делают большие заказы к юбилеям и праздникам — в основном макаруны), и еще 40% — на поставки в кофейни (продукцию MixVille можно встретить в заведениях «Кофе-Хауз», «Кофеин», «Цветы мира» и «Азия кафе»).
В мае MixVille принял первые инвестиции от фонда Targt Ventures (сумма не раскрывается, со слов Гуськова, речь идет о «нескольких миллионах рублей»). На эти деньги компания планирует до конца года запустить два новых продукта и выйти в регионы (уже действуют представительства в Казани и Санкт-Петербурге). Прогнозируемый оборот в 2013 году — 1 млн евро.
2.
«Изобреталь»
Сайт: izobretal.ru, ipandus.ru
Основатель: Алексей Фоменко (26 лет)
Год запуска: 2008
Первоначальные инвестиции: 0 рублей
Алексей Фоменко начал как фрилансер: выполнял на заказ опытные конструкторские работы, от разработки идеи до создания предсерийного образца. Приобретя опыт, он стал получать более сложные и дорогие заказы и тогда нанял нескольких инженеров. Сотрудников Фоменко искал в МГТУ им. Баумана, который сам окончил через год после запуска проекта.
«Наши клиенты — владельцы среднего бизнеса, которые не могут позволить себе содержать исследовательские лаборатории, но хотят выйти на рынок с каким-то новым продуктом, — говорит Фоменко. — Как правило, у них есть сформировавшийся образ продукта с точки зрения маркетинга, но нет достаточных компетенций в инженерной области. Им проще заказать разработку подрядчику». Стоимость одного заказа варьируется от 150 тыс. до нескольких миллионов рублей, работа над проектом может длиться от трех месяцев до двух лет.
Девять сотрудников «Изобреталя» выполняют в среднем пять заказов в месяц. Годовой оборот — 12 млн рублей. Расширять штат и брать больше заказов Алексей не спешит, так как не хочет выпускать из-под контроля проекты — он лично участвует в каждом из них. К тому же он стремится к повышению уровня разработок: клиенты стали серьезней, а ценник — выше.
Своих сотрудников Фоменко делит на две группы. На этапе разработки задействованы генераторы идей — их задачей является поиск нестандартных решений поставленной задачи. На втором этапе нужны «въедливые» инженеры и технологи, которым по силам сделать правильные чертежи и прототип с соблюдением всех указаний, стандартов и норм. «На собеседовании я спрашиваю человека, как он ходит от метро до дома: одной дорогой или всегда по-разному? Если он отвечает, что у него протоптана одна дорога, я понимаю, что передо мной точно не генератор идей», — говорит Фоменко.
Получив однажды заказ на разработку подъемника для инвалидов, Фоменко обнаружил пустую рыночную нишу: в подъездах с узкими лестницами невозможно установить не то что подъемник, но и обычный металлический пандус. Инженеры «Изобретали» разработали раздвижной пандус с регулируемым расстоянием между колеями, подходящий для детских и инвалидных колясок, чемоданов с колесиками, а также любимых бабушками тележек. Когда пандус не нужен, он одним нажатием кнопки убирается под перила, не мешая проходу.
Для производства и продажи своего ноу-хау Фоменко вместе со своим техническим директором Кириллом Ершовым создал новую компанию «Изобреталь-Комфорт» и привлек инвестиции бизнес-ангела, имя которого не раскрывает. Из прибыли «Изобреталя» Алексей вложил 2 млн рублей, которые пошли на конструкторскую разработку и создание образца. После первой продажи бизнес-ангел инвестировал 10 млн рублей, чтобы компания смогла наладить серийное производство. В июне 2013 года были готовы первые 100 пандусов, за 4 месяца компания продала 20 изделий и вышла на операционную безубыточность. Каждый пандус стоит 180-200 тыс. рублей с установкой. Компания также занимается техобслуживанием проданных изделий.
Через полгода Фоменко рассчитывает продавать по 50 пандусов в месяц, преимущественно в Москве. Росту продаж должно способствовать его общение с мэрией, управами районов, инженерными службами города, управляющими компаниями, а также участие в выставках.
3.
LeninCraft
Сайт: lenincraft.ru
Основатели: Александр Сосновских (20 лет), Иван Васильев (22 года)
Год запуска: 2013
Первоначальные инвестиции: 30 тыс. рублей
Основатели LeninCraft из Питера создали компьютерную программу, которая «склеивает» цифровой трехмерный образ из нескольких десятков снимков, сделанных обычным фотоаппаратом. Процесс моделирования занимает 45 минут. Полученную таким образом модель остается распечатать на 3D-принтере — и клиент становится счастливым обладателем своего 15-сантиметрового пластикового двойника.
«Я не знаю в России других компаний, которые делают 3D-модели людей на принтере, — говорит один из основателей LeninCraft Александр Сосновских. — Те фигурки, которые предлагают сделать по фотографии, лепятся в программах скульпинга художником, в этом случае нельзя добиться портретного сходства. Благодаря нашему алгоритму мы можем точно передать пропорции тела, формы, каждую складку на одежде, а также точно воссоздать цвета».
Чтобы повысить добавленную стоимость, предприниматели предложили заказчикам модифицировать фигурки: приделать рога, хвосты или крылья или сделать съемную крышку черепа с пластиковым мозгом внутри. Без модификации фигурка стоит 5000 рублей, а с модификацией — 9000 рублей. Предприниматели утверждают, что их наценка составляет около 50%. Собственного 3D-принтера у них пока нет — его берут в аренду.
Первые заказы предприниматели привлекали через социальные сети. «Я разместил одну картинку, и в первый же день мне написали 30 человек», — хвастается Сосновских. Но делать ставку на поиск клиентов через интернет не хотят, задумав вместо этого открыть точки продаж в торговых центрах Санкт-Петербурга. Чтобы этот проект окупился, в день предпринимателям нужно иметь по 15 заказов с каждой точки. Получать фигурки клиентам придется не раньше чем на следующий день. «Модель высотой 15 см печатается в среднем 4-6 часов, в принтер можно загрузить сразу 3-4 штуки, так что, имея два принтера, мы спокойно справимся с потоком», — уверен Сосновских.
Для того чтобы выйти на московский рынок, предприниматели ищут инвестора, который согласится вложить около миллиона рублей. Деньги им нужны, как ни странно, на покупку 3D-сканера и 3D-принтера, а вовсе не на аренду недвижимости и наем персонала. Обещанный срок окупаемости проекта — 4 месяца.
4.
«Формула согласия»
Сайт: ocenka135.ru/formula_soglasiya
Основатель: Дарья Ужегова (25 лет)
Год запуска: 2010
Первоначальные инвестиции: 250 тыс. рублей
До открытия собственного дела Дарья Ужегова полгода работала на низовой должности в крупной оценочной компании. На оценку одной квартиры и написание отчета у нее уходило около четырех часов. Студентка МГУ задумала автоматизировать этот процесс путем разработки компьютерной программы. Остановив выбор на самом перспективном сегменте, оценке рыночной стоимости квартир для ипотеки, Дарья через интернет нашла компаньона — Бориса Новикова, который описал методику оценки. Ужегова выступила инвестором проекта, вложив 100 тыс. рублей в разработку программы, а Новиков руководил проектом.
Получившаяся программа, которую назвали «Рынок-М», позволяет риэлторам сократить штат оценщиков, поскольку на подготовку одного отчета требуется всего 15 минут. В 2011 году Ужегова оставила работу по найму и стала продавать программу, чтобы собрать стартовый капитал для запуска собственного оценочного бизнеса. Но вмешался случай: вскоре ей удалось получить 500 тыс. рублей в виде субсидии из городского бюджета. Больше и не требовалось. «Оценка квартир — это интеллектуальный бизнес, — замечает Ужегова. — Стартовые инвестиции нужны только на офис, членство в саморегулируемых организациях, рекламу. Это вполне подъемные деньги».
Проблема была лишь в том, что Дарья не могла получить аккредитацию в банках, выдающих ипотечные кредиты: для этого компания должна работать на рынке не менее трех лет. На помощь пришел все тот же Борис Новиков, в 2003 году зарегистрировавший оценочную компанию «Формула согласия» (после кризиса 2008 года она была переведена на нулевой баланс). Ужегова выкупила юрлицо в апреле 2012 года, а в сентябре уже получила статус партнера Сбербанка в области оценки залогового имущества. Позднее ей удалось договориться о сотрудничестве еще с двумя банками — «ДельтаКредит» и Связь-банком.
Сейчас «Формула согласия» занимается оценкой залогового имущества, выполняет госзаказы, проводит судебную экспертизу. В штате компании 8 человек. По словам основательницы, ежемесячный оборот компании уже вырос до 1,2 млн рублей и продолжает увеличиваться на 15-20% в месяц. Продажа программы «Рынок-М» была прекращена, так как Ужегова планирует продавать франшизу и «софт» будет входить в пакет.
5.
Wobot
Сайт: wobot.ru
Основатели: Андрей Демидов (25 лет), Роман Юдин (23 года)
Год запуска: 2010
Первоначальные инвестиции: 0 рублей
Студенты МГТУ им. Баумана решили создать технологию, позволяющую анализировать высказывания пользователей в социальных сетях. На первых порах проект развивался на чистом энтузиазме, но энтузиазма хватило, чтобы завоевать приз в $7 тыс. на конкурсе стартапов HSE {10K}, организуемом Высшей школой экономики. Кроме денег основатели получили возможность съездить на месяц в Кремниевую долину. По возвращении из Штатов молодых предпринимателей принял бизнес-инкубатор «Бауманки».
Технология Wobot позволяет отслеживать репутацию компании в социальных медиа путем лингвистического анализа сообщений пользователей. «Многие компании стремятся присутствовать в социальных сетях и при этом не знают, о чем говорят пользователи, какие тренды популярны, не могут вовремя перехватить распространение негативной информации. Мы можем отследить все это среди миллионов сообщений, ежедневно генерируемых пользователями», — говорит Андрей Демидов, гендиректор компании.
Грант от Microsoft на сумму $80 тыс. позволил основателям Wobot нанять профессиональных социологов, чтобы расширить спектр услуг. Сейчас компания предлагает дайджесты социальных медиа, конкурентный и репутационный анализ, отслеживание трендов, вбросов или реакции на действия конкретных лиц, а также консультирует по вопросам работы в соцсетях. За дайджесты клиенты платят по 35 тыс. рублей в месяц, а сложное исследование может стоить больше 1 млн рублей и длиться до 6 месяцев. Заказчиками Wobot уже стали фонд «Общественное мнение», банки ТКС и UniCredit.
Андрей Демидов считает, что сосредоточенность на русскоязычном сегменте интернета дает Wobot конкурентное преимущество перед зарубежными компаниями, которые приходят на российский рынок исследований социальных медиа. «На рынке инструментов, конечно, им проще конкурировать. Но на рынке услуг ты должен знать людей, специфику, которой они пока не владеют», — говорит Демидов. Он оценивает емкость российского рынка исследований соцмедиа в $47 млн, а международный — в $1,5 млрд: «Сейчас мы занимаем небольшой процент, но достаточный, чтобы побеждать в тендерах. Половина заказов приходится на госконтракты». Получив в 2013 году инвестиции от ИК «РУСС-ИНВЕСТ» и ООО «ФПИ РВК», Wobot планирует в ближайшие годы расширить свой рынок, адаптировав сервис для клиентов из ряда европейских стран.
6.
Out of Cloud
Сайт: outofcloud.ru
Основатели: Виталий Александров (22 года), Алексей Мигальников (23 года)
Год запуска: 2011
Первоначальные инвестиции: 15 тыс. рублей
Виталий Александров рассказывает, что решил заняться рекламными рассылками, чтобы доказать, что помимо спама в этом канале бывает и честный маркетинг. На запуск сайта он потратил 15 тыс. рублей. «Лидера в нише не было. Для повышения узнаваемости брэнда я выступал на конференциях, вел блог, публиковал статьи. Благодаря такой активности появились первые клиенты», — говорит Александров. Out of Сloud по заказу клиента разрабатывает стратегию рекламных кампаний, дизайн и верстку писем, а также производит рассылку по базе заказчика. Компания обещает двукратный возврат потраченных на email-маркетинг средств в течение полугода, а также подробный отчет: начиная с того, сколько получателей открыли письмо, и заканчивая числом покупок. «Послужному списку» Out of Сloud могут позавидовать крупные международные агентства. В числе их клиентов — российские филиалы Metro Cash & Carry, Puma, интернет-магазины LeFutur, Vasko.ru, заводы «АлтайСтройМаш» и Ruukki. Причем, по утверждению Александрова, клиенты выходят на него сами. Он замечает: «Мы не работаем с алкогольными, табачными компаниями, сомнительными кредитными организациями и теми, кто не соответствует нашим ценностям».
Александров считает, что российский сегмент рынка, на котором работает Out of Cloud, еще не сформирован: «Конкурентов у нас немного, всего пять компаний примерно одного размера — до 12 человек». В месяц у Out of Cloud бывает 2-3 крупных разовых заказа и 2-5 средних. Самое ходовое — разработка шаблона письма и полный аутсорсинг рассылки. Средний чек составляет 100 тыс. рублей. Компания до сих пор развивается без внешних инвестиций, ее оборот в 2013 году должен составить 6 млн рублей.
Редакция благодарит Московский клуб молодых предпринимателей за содействие в подготовке этого материала. Клуб, созданный в 2007 году, оказывает своим членам помощь в развитии существующего бизнеса и создании новых проектов; в нем состоит более 1300 молодых предпринимателей, отделения открыты на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии, Армении и США.
Текст: Александра Латышева