Молодой предприниматель Вячеслав Семенчук потратил три года, развивая свой стартап My-Apps — конструктор, с помощью которого можно создавать приложения для мобильных устройств, не обладая навыками программирования. В том, что обычные «юзеры» могут творить приложения, пришлось убеждать не только их самих, но и… руководство корпорации Apple, известной своей строгой цензурой. Приехав с миссией переговорщика в США, Семенчук купил на улице хот-дог и познакомился с системой мобильного эквайринга Square. Решив, что процессинг платежей — дело более выгодное, Вячеслав решил запустить российский аналог Square, не смущаясь тем, что ту же самую идею раньше него успели подхватить другие.
Свой первый бизнес — студию веб-дизайна — Вячеслав Семенчук запустил в 14-летнем возрасте. По его словам, в удачные месяцы выручка этого проекта доходила до $5 тыс. «Я прошел три стадии предпринимательства. Первая стадия — money maker, человек, который ради денег готов заниматься чем угодно. По пути от дома до машины он может и грузчиком поработать, поднять рояль, если представится такая возможность. Вторая стадия — то, что я называю стартапер. К сожалению, у многих стартапов в России сегодня приоритеты смещены с доходов на получение удовольствия от процесса. Этот этап я тоже прошел. Сейчас я на третьей стадии — настоящее предпринимательство, которое приносит не только кайф, но и деньги».
Работа над My-Apps началась в 2011 году. На ранней стадии в стартап инвестировал $300 тыс. софтверный предприниматель Игорь Мацанюк, который почти сразу поверил в продукт. По расчетам Семенчука, аудитория приложения должна была измеряться сотнями тысяч пользователей, а годовой оборот — десятками миллионов долларов. Приложения, созданные с помощью конструктора, задумывались как бесплатные, а монетизировать проект предполагалось за счет рекламы в приложениях. Основатель также хотел брать с пользователей по $10 за право разместить свои приложения в Google Play и App Store. С этим возникла проблема, поскольку Apple в обязательном порядке модерирует приложения и любой контент в App Store. По словам Семенчука, он потратил немало сил, пытаясь договориться с Apple: вел многомесячную переписку, зарегистрировал представительство в Сан-Франциско, а также перевел часть своих сотрудников на ночной режим работы (из-за разницы в часовых поясах). Усилия оказались не напрасными: после личной встречи с руководством Apple, на которой было решено, что сотрудники My-Apps сами будут осуществлять премодерацию, Семенчуку было позволено опубликовать в App Store приложение-конструктор. Однако счастье, которое казалось таким близким, не наступило. Пользователи не проявили интереса к созданию приложений на базе My-Apps. Вместо сотен тысяч приложений создано всего несколько тысяч, причем лишь около 5% из них опубликованы в Google Play и AppStore. Семенчук, изначально создававший компанию для продажи, разочарован: «Чтобы продать стартап по хорошей цене, нам нужно хотя бы 10 тыс. пользователей, разместивших свои приложения в магазинах», — говорит он.
С подачи одного из акционеров — венчурного фонда «Лайф.Среда», который в 2012 году приобрел за $1,5 млн долю 25% в My-Apps, — стратегию пересмотрели, сделав крен в сторону b2b-клиентов. Теперь My-Apps пытается продавать подписку на конструктор приложений малому и среднему бизнесу, а также на заказ разрабатывать приложения для крупных компаний. По утверждению Вячеслава, этот шаг вывел стартап на самоокупаемость.
Но свои надежды на скорое обогащение Семенчук связывает уже не с My-Apps, а с другим своим стартапом — LifePay. «Когда я прилетел в Сан-Франциско на переговоры с Apple, я купил на улице хот-дог. Продавец, увидев мою банковскую карту, достал смартфон и вставил в него какую-то штуку, как оказалось — считывающее устройство. Путем расспросов я выяснил, что продавец использует сервис мобильного эквайринга Square, о котором я раньше не слышал».
Вернувшись в Россию, Семенчук сразу нашел стратегического инвестора — тот же самый фонд «Лайф.Среда», который связан с финансовой группой «Лайф», а потому естественным образом заинтересован в запуске платежных сервисов. Фонд сразу вложил в проект $2,6 млн, а выбранное для сервиса название намекает на то, что в дальнейшем он может стать частью зонтичного брэнда «Лайф» (пока что аффилированность открыто не афишируется, хотя «Пробизнесбанк», являющийся крупнейшим активом группы «Лайф», продвигает LifePay через свои каналы).
Стоит заметить, что клоны Square начали появляться на российском рынке в 2011 году, а в первой половине 2012-го между ними уже развернулась конкуренция. Так что LifePay, стартовавший ближе к концу 2012 года, на роль пионера или лидера рынка не претендовал. Впрочем, это и не является непременным условием для успеха. Российский рынок мобильного эквайринга находится на ранней стадии формирования, потенциал его велик, и вряд ли кому-то из нынешних игроков удастся занять монопольное положение, поскольку каждый из них работает в партнерстве со «своими» банками, а ощутимых отличий на уровне технологий и сервиса ни у кого нет.
LifePay тоже не предлагает ничего нового на технологическом уровне или с точки зрения условий обслуживания. Пользователь системы получает миниатюрный считыватель, который подключается к смартфону и превращает его в мобильный терминал для приема банковских карт. Для клиентов не установлены минимальные требования по объему выручки, поэтому сервис подходит бизнесу любого размера. С каждого платежа удерживается комиссия 2,75%, которая распределяется между LifePay, банком, предоставляющим услугу эквайринга, и платежной системой (Visa или MasterCard).
Вячеслав Семенчук вспоминает, что первых клиентов пытался по привычке искать в интернете, задействовав контекстную рекламу и социальные сети, но быстро понял, что канал продвижения был выбран неудачно. «Тогда мы построили собственный отдел продаж, а также начали сотрудничать с банками, продвигающими наш продукт, — рассказывает Семенчук. — Прямые продажи дают около 200 новых клиентов в месяц, банки — 1500. По словам основателя LifePay, сервисом уже пользуются уже 12 тыс. юридических лиц. Семенчук поставил себе цель к концу 2014 года довести число клиентов до 70-100 тысяч. В этом случае, по его мнению, оценка компании достигнет $100 млн: «На рынке есть четкие мультипликаторы: одно юридическое лицо стоит $1000-$1500. На первом этапе прирост базы составлял 50 клиентов в месяц, сейчас — 1500, растем в геометрической прогрессии, так что планы вполне реальные», — уверен Семенчук. По его утверждению, объем транзакций через LifePay приближается к $500 млн.
Вячеслав Семенчук
Окончил МИИТ. В 14 лет запустил первый бизнес — студию веб-дизайна Moscow Design. Основатель ряда проектов, наиболее заметными среди которых являются My-Apps и LifePay.
Текст: Алексей Упатов