Павел Черкашин оставил корпоративную карьеру в Adobe и Microsoft, чтобы заняться «ангельским» инвестированием, и уже успел вложиться в десятки успешных и не очень IT-стартапов. Сейчас он живет в Кремниевой долине, куда привозит самые сильные российские проекты, готовые к выходу на международный рынок. О том, как строить бизнес и привлекать в него инвестиции, Павел Черкашин рассказал корреспонденту журнала «Свой Бизнес» Елене Тимохиной.
Не бойтесь конкуренции
Бизнесы, построенные вокруг технологических инноваций, — одна из немногих отраслей в экономике, в которой еще есть возможность практически безграничного роста. Рынок IT, интернет-проектов, мобильных приложений и других социальных сервисов, которые делают жизнь миллионов людей по всему миру не только разнообразнее, но и проще, стремительно развивается. Это единственная область, в которой команда из одного, двух, трех талантливых инженеров с интересной технологией может за несколько лет построить миллиардную корпорацию и зарабатывать не менее 100% годовых. Эпицентром бума IT-технологий по-прежнему остается Кремниевая долина, где совершается 80% всех сделок по покупке интернет-компаний.
Терпите
Главная причина провала бизнеса — человеческий фактор. Люди просто не справляются с нагрузками, необходимыми для построения бизнеса. Терпением стоит запастись как минимум на два-три года. Именно столько времени нужно, чтобы выстроить самостоятельный бизнес.
Важно не что, а как быстро
Создание высокотехнологичной венчурной компании — процесс, который можно сравнить с запуском ракеты. Важно не конкретное местоположение, а скорость движения. Если не достигнуть первой космической скорости, вы никогда не выйдете на орбиту. Инвесторы ищут компании, которые движутся с этой скоростью. Пусть они на ранней стадии, но скорость у них должна быть соответствующая.
Идею на хлеб не намажешь
Многие из тех, кто только стартует в венчурном бизнесе, полагают, что для успеха достаточно хорошей идеи. Я вынужден вас разочаровать. Идей много, их всегда больше, чем возможностей для их реализации. Инвесторы ценят людей, которые способны не только генерировать идеи, но и воплощать их в конечный продукт. Если у вас возникают затруднения именно на этой стадии, необходимо просто найти партнера, который поможет реализовать идею. Партнерства из людей разного склада в три-четыре раза эффективнее, чем один предприниматель, действующий обособленно.
В «долине смерти» главное — слушать
Самая сложная и самая судьбоносная для любого стартапа стадия — это «долина смерти», стадия развития проекта, когда из идеи сырого прототипа нужно сделать продукт, которым будет пользоваться большое количество людей. Крупные венчурные фонды вкладывают миллионы долларов в те проекты, которые в долине показали способность к выживанию. Я специализируюсь именно на этом этапе. Мне не интересна первая стадия — «посевная», потому что там приходится работать с завышенными ожиданиями. Предприниматели зачастую сами не осознают, во что они ввязываются и чего хотят получить в конечном итоге. Когда они уже сделали продукт, показали первые результаты, но крупным инвесторам их бизнес все еще не интересен, а собственные деньги уже заканчиваются, в этот момент они готовы наконец слушать опытных людей и принимать ценные практические советы.
Учитесь отпускать
С самого старта необходимо готовиться к тому, что в определенный момент вы должны будете отпустить свой бизнес, как повзрослевшего ребенка, чтобы идти и развиваться дальше. Думайте, как сделать так, чтобы бизнес работал без вашего участия.
Предприниматель — главный актив стартапа
В год я изучаю более 3000 проектов, а инвестирую примерно в 12. Самый главный критерий отбора — предприниматель. Хороший предприниматель с не очень хорошей идеей получит деньги с большей вероятностью, чем не очень хороший предприниматель, но с гениальной идеей. Все остальное — потом: качество продукта, наличие прошлого опыта — все это вторично. Если я сомневаюсь, вкладывать деньги в проект или нет, пытаюсь продать идею кому-то из коллег. Если получается — у проекта есть перспективы.
Стройте связи, чтобы диверсифицироваться
Немаловажен и момент диверсификации. В нашем бизнесе инвестировать меньше чем в 10 проектов нет смысла. Если у вас есть $100 тыс., то лучше их вложить в 10 мелких проектов, чем в один крупный. Но эти 10 проектов надо еще найти. Вот здесь хорошо, когда инвесторы начинают делиться между собой информацией — объединяться в синдикаты, клубы, участвовать в ассоциациях бизнес-ангелов, обмениваться данными. Работая в такой структуре, ты получаешь доступ к гораздо большему числу потенциально успешных проектов.
Играйте и выигрывайте
Вероятность привлечь инвестиции в венчурный стартап близка к вероятности выигрыша в лотерее, даже если речь идет о действительно интересном проекте. Очень высока конкуренция в этом направлении. Большинство предпринимателей после нескольких раундов игры, когда при неудаче приходится начинать все сначала, теряют интерес к этой деятельности. Но те, кто не жалеет мозгов, сил и времени и продолжает настойчиво демонстрировать качественную работу, увеличивают свои шансы на победу в этой лотерее. Именно для этого сегмента неслабых игроков и создаются венчурные фонды.
Павел Черкашин
Родился в 1973 году в Москве. В 1995 году окончил МГУ. Сооснователь ряда IT-компаний, включая Actis Systems, AdWatch, Sputnik Labs. С 2004-го по 2006 год возглавлял представительство Siebel Systems в России. С 2006-го по 2009 год — глава представительства Adobe Systems в России и странах СНГ. С 2009 года по 2011 год — гендиректор департамента по продвижению потребительского программного обеспечения и онлайн-продуктов российского филиала Microsoft. Сейчас — партнер инвестфонда Vestor.In.
Текст: Алексей Упатов