Мобильное приложение российского разработчика NARR8 появилось в App Store в ноябре 2012 года. «Нам хотелось создать что-то на стыке игры, книг и мультсериалов, не ограничивая себя одним форматом», — говорит Александр Ващенко, президент и основатель NARR8. На сегодняшний день приложение установили уже более 600 тыс. раз. В компании уже придумали, как монетизировать проект, и к концу года надеются «отбить» стартовые вложения в $4 млн.
В 2010 году Александр Ващенко начал обсуждать со своими партнерами идею мобильного приложения, которое объединяло бы в себе интерактивные книжные сериалы и платформу для разработки подобных книг. Инвестором компании, появившейся годом позже, стал фонд IMI.VC, который инвестирует в перспективные мобильные проекты. Стартовые инвестиции в размере $4 млн. пошли в основном на создание контента и маркетинг. На сегодняшний день в NARR8 работает 130 человек, из них около 100 — художники, аниматоры, сценаристы, авторы и разработчики. Чтобы собрать эту команду, Ващенко понадобилось 8 месяцев: «Найти грамотных специалистов на рынке очень сложно, особенно это касается художников, — замечает он. — Многие талантливые художники уезжают из России, и мы тратим много сил, чтобы найти действительно талантливых ребят, да еще и понимающих наш продукт».
Весь распространяемый через приложение NARR8 контент оформлен в виде сериалов: комиксы, графические новеллы, книги исторической и научно-популярной тематики. Во всех сериалах есть видео и анимация, а в некоторых также музыка и игровые элементы. Первые пять месяцев приложение было полностью бесплатным: в этот период компания занималась производством контента и набирала аудиторию. Ежемесячно число активных пользователей, по данным Ващенко, увеличивается на 30-40%, а количество установок приложения на сегодняшний день составляет более 600 тыс. (из них более 200 тыс. приходится на версию для Android, которая появилась в феврале 2013 года). Готовясь к монетизации проекта, компания ввела в обращение собственную виртуальную валюту. Ващенко поясняет, что пользователь может купить виртуальную валюту или получить ее в качестве бонуса за ежедневное посещение NARR8, а потратить ее можно на покупку эпизодов и активацию дополнительных функций. Первые два эпизода каждого сериала остаются бесплатными.
Главное отличие от других подобных продуктов, по словам Ващенко, заключается в том, что NARR8 — это не только сборник готового для потребления контента, но и платформа для производства и распространения сериалов. «Сейчас наша основная задача — сделать редактор для сторонних студий, мы выпустим его на рынок уже в мае», — обещает Ващенко. Все сериалы от сторонних издателей будут проходить модерацию со стороны NARR8. Модель ценообразования пока не утверждена, но понятно, что NARR8 будет удерживать часть доходов от продажи стороннего контента.
Ожидаемый рост доходов NARR8 связан и с расширением географии продаж. «Начали мы с США и России, а недавно локализовали и адаптировали контент для Южной Кореи, Испании и нескольких стран Латинской Америки. Впереди Европа и азиатские страны», — делится планами Александр.
Сейчас контент для NARR8 производят десять команд (студий). Одна из них находится в Латвии, остальные в московском офисе компании. «Студии отличаются по составу. Например, в латвийской студии, самой маленькой, всего пять человек. А в самой крупной — более тридцати. Количество сотрудников зависит от объема работ: кто-то выпускает один сериал, а кто-то и все четыре. Как правило, каждая студия работает в своем ключе и стиле, поэтому руководители студий собирают команду исходя из своих требованийи», — говорит Ващенко.
На создание пилотной серии уходит два-три месяца. «Как правило, я обсуждаю с руководителем студии идею и концепцию сериала, создаются герои, ключевые моменты в сценарии и интерактивные элементы. Все приходится тестировать, многое видоизменять и дорабатывать. На производство каждой следующей серии студия тратит гораздо меньше времени — около двух недель», — говорит Ващенко. На текущий момент компания выпустила 11 сериалов, в каждом из которых по несколько серий (всего около 80). Количеством сериалов NARR8 ограничивать себя не собирается (к концу года планируется увеличить количество сериалов собственного производства в 4-5 раз, не считая книг сторонних разработчиков), а каждый сериал, по идее, может состоять из бесконечного числа эпизодов.
Ващенко предполагает, что проект окупится к концу 2013 года. «Пока у нас практически нет конкурентов в мире, рынок никем не занят», — уверен он. Правда, компания Amazon в конце прошлого года объявила о запуске похожего продукта Kindle Series, но там, в отличие от NARR8, весь контент платный. Появление сильных конкурентов Ващенко не смущает: «Мы прежде всего нацелены на развитие открытой платформы для разработчиков, — замечает он. — Наш собственный контент — это просто способ показать разработчикам, как можно использовать созданную нами платформу. Поэтому своими конкурентами мы видим не авторов контента, а создателей аналогичных платформ. У Apple есть iBooks, но это приложение имеет слишком простой функционал: там нет возможности делать интерактивный контент. А мы создаем книжки с картинками и играми». По мнению Ващенко, уже сейчас сформировалось поколение людей, которые воспринимают только цифровую информацию, желательно представленную в интерактивном виде. В будущем таких людей станет больше, поэтому компании, подобные NARR8, ждет успех, уверен он.
Александр Ващенко
Начал свою карьеру в компании IT-Territory в 2004 году в должности дизайнера, в 2007 году возглавил отдел гейм-дизайна, а позже стал генеральным продюсером. С образованием холдинга Astrum Online продолжил управлять разработкой сначала в должности заместителя генерального директора, а затем генерального директора. Также принимал участие в создании инвестиционной компании IMI.VC. В 2011 году основал компанию NARR8.
NARR8
Компания создана в октябре 2011 года Александром Ващенко, приложение NARR8 выпущено на рынок в ноябре 2012 года. Проект финансируется инвестиционной компанией IMI.VC. В состав компании входит 10 студий. Количество сотрудников — 130 человек. Штаб-квартира компании находится в Москве, дополнительный офис располагается в Caн-Франциско.
Текст: Алексей Упатов