Российская компания RealtimeBoard — один из участников нарождающегося рынка виртуальных «маркерных досок». В борьбе за аудиторию стартап не спешит переходить к стадии активной монетизации: из 317 тыс. пользователей сервиса подавляющее большинство пользуются бесплатным базовым функционалом.
27-летний основатель RealtimeBoard Андрей Хусид за свою жизнь лишь один месяц работал по найму. Первая и последняя наемная работа была у него в одном из пермских рекламных агентств, куда он устроился вскоре после окончания школы. По его словам, месяца ему вполне хватило, чтобы понять, что он может и хочет стать предпринимателем. Вдохновлял Андрея и пример отца — владельца типографии. Еще в школе вместе с двумя одноклассниками Хусид снимал видеоклипы и предлагал другим школам свои услуги. В итоге школьная самодеятельность выросла в креативное агентство Vitamin Group. А через несколько лет Андрей понял, что созрел для запуска проекта, нацеленного на глобальный рынок.
«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать, — поясняет Хусид суть продукта. — RealtimeBoard — это маркерные доски, к которым все привыкли. Только у нас они онлайн. На них люди, работающие удаленно или в разное время, могут легко визуализировать свои идеи». Инвестором проекта выступила компания «Альтернатива», известная разработкой онлайн-игры «Танки Online». Разработка первой версии продолжалась год и увенчалась официальным запуском сервиса в сентябре 2012 года. Хусид признает, что при разработке первой версии были допущены ошибки, которые он обещает исправить во второй. «Наши промахи наводят меня на аналогии с Китаем. Китайские производители сначала научились хорошо копировать продукты мировых брэндов, а сейчас они находятся в новой фазе, когда начались реальные инновации. Подражание — необходимый этап на пути к инновациям. Попытка с ходу пытаться придумать что-то инновационное оборачивается ошибками. При разработке продукта мы где-то пошли именно этим путем. Наша главная находка — бесконечная доска. Что касается пользовательского интерфейса, то здесь нужно быть в определенной степени консервативным, иначе аудитория не поймет всей крутизны вашего замысла».
За полтора года команда проекта собрала достаточно откликов пользователей, чтобы понять, что именно нуждается в доработке, как с точки зрения технологий, так и с точки зрения user experience. «Сейчас мы «переезжаем» с технологии Flash на HTML5, так как все меньше браузеров нормально поддерживают Flash. Мы также планируем выпустить мобильное приложение», — рассказывает Хусид.
У RealtimeBoard три тарифа: бесплатный (с ограничениями), профессиональный ($10 в месяц) и для команд (по $10 за каждого пользователя в месяц). Сейчас у компании 317 тыс. подписчиков, 90% которых пользуются сервисом бесплатно. Лишь 20% пользователей из России. Конкурировать за аудиторию приходится с двумя основными конкурентами, один из которых находится в Германии, а другой — в Аргентине. «Запустились все трое практически одновременно, — комментирует Хусид. — По трафику мы на первом месте. Бесконечная доска, которая позволяет добавлять столько контента, сколько нужно, есть только у нас. У нас также есть уникальная технология мультиплеера, разработанная «Альтернативой», которая позволяет пользоваться одной доской до 100 тыс. пользователей одновременно. Мы используем ее эксклюзивно. У нас самая большая библиотека визуальных шаблонов, тоже эксклюзивная. Но назвать нас лидером рынка я не рискну, поскольку рынок еще не сформировался».
10 ЦЕННОСТЕЙ КОМПАНИИ
Андрей Хусид: Сначала мы набирали команду по принципу «Привет, ты крутой чувак, я тебя знаю, пошли к нам работать». На второй стадии был принцип «О, ты крутой профессионал, идем к нам». Сейчас мы смотрим на то, совпадают ли наши ценности, а компетенции и все остальное уже на втором месте. Ценности компании были сформулированы совсем недавно, в апреле этого года. Мы всей командой выехали за город и в комфортной обстановке постарались сформулировать, что для каждого из нас является важным и принимается ли это другими сотрудниками. В итоге получился список из десяти пунктов:
1. Открытость к просьбам, готовность помочь.
2. Открытость к конструктивной критике.
3. Уважение к чужому времени.
4. Думать в первую очередь о других членах команды или наших пользователях, а не о том, как будет удобно тебе.
5. Внимание к деталям.
6. Быть идеалистом в хорошем смысле слова.
7. Думать прежде, чем делать.
8. Сделал-проверил-перепроверил-отдал.
9. Открытость внешнему миру.
10. Честность и бескомпромиссность.
Андрей Хусид
В 2005 году вместе с одноклассниками Олегом Шардиным и Максимом Шуваевым основал рекламное агентство Vitamin Group. В 2011 году вместе с партнерами основал сервис RealtimeBoard (онлайн-доски для совместной работы над идеями и проектами). Победитель International Young Design Entrepreneur Award 2011 в России — конкурса молодых творческих предпринимателей в области дизайна, организованного Британским советом. Победитель Creative Business Cup 2013 в России. Также является основателем бизнес-инкубатора «Навигатор возможностей» при Пермской высшей школе экономики.
Текст: Алексей Упатов