Виталий Пономарев, основатель агентства цифрового маркетинга Ouch Business, считает, что попал в свое первое ДТП по вине навигатора: засмотревшись на экран прибора, он не успел затормозить перед резко остановившимся автомобилем. К счастью, люди в этой аварии не пострадали, а машины отделались царапинами, но инцидент вдохновил Виталия на создание навигационной системы, устроенной по принципу «дополненной реальности»: информация проецируется прямо на лобовое стекло автомобиля, и водитель ни на секунду не отвлекается от дороги.
Ничего подлинно революционного в идее Пономарева нет: на рынок уже поставляются автомобили со встроенными проекторами, выводящими показания приборов на лобовое стекло (например, BMW M6 и Lexus HS), а американская компания Garmin, известный производитель GPS-навигаторов, принимает заказы на устройство HUD (Head-Up Display) стоимостью $150, которое проецирует на стекло информацию о маршруте. Не забудем и о нательном компьютере Google Glass, пока еще не поступившем в открытую продажу, но также дающем водителю возможность иметь прямо перед глазами любую информацию. «Тема дополненной реальности сегодня крайне популярна, — подтверждает эксперт венчурного фонда Almaz Capital Partners Любовь Симонова. — И хотя идея проецирования изображения на стекло не оригинальна, вся совокупность наработок WayRay может привести к взрывному результату».
Проект стартовал в 2011 году, и уже к началу 2012-го команда Виталия Пономарева на деньги нескольких частных инвесторов (около $1 млн) разработала прототип устройства, получившего название WayRay. Главное отличие от аналогичных систем заключается в том, что проекция занимает 70% всей поверхности лобового стекла, что позволяет создать «дополненную реальность», совмещая в поле видимости изображение и реальные объекты (прежде всего дорогу). Разработчики обещают помимо данных спутниковой навигации выводить на стекло и информацию с бортового компьютера (то есть дублировать индикацию с приборной панели автомобиля), а также предусмотреть функцию видеорегистратора с привязкой к координатам, распознаванием разметки, дорожных знаков и номеров автомобилей в потоке трафика. Все это может пригодиться при «разборках» с ГИБДД и страховыми компаниями. Основатель WayRay отмечает, что встроенные проекционные системы (типа тех, которыми оснащены упомянутые выше модели BMW и Lexus) разрабатывают сторонние компании. В существующих системах отсутствуют элементы «дополненной реальности», а это означает, что водитель все равно должен перефокусировать свой взгляд. Подобно устройству HUD от Garmin, система WayRay является универсальной и может быть установлена в автомобиль любой марки.
С первыми инвесторами у Пономарева произошел конфликт, после которого он выкупил у них долю и продолжил финансировать проект самостоятельно. Сейчас WayRay привлекла $1,6 млн от другого частного инвестора и стала резидентом Сколково. В ближайших планах — запуск мелкосерийного производства голографических пленок, используемых для вывода изображения на стекло. Дополнительное финансирование (еще $1,6 млн) Пономарев надеется привлечь от фонда Сколково.
«Отбивать» инвестиции WayRay планирует как за счет продажи «железа», так и на интернет-сервисах (например, процент с продаж специальных приложений, расширяющих функционал системы, или даже показ рекламы на лобовом стекле). В качестве приоритетного канала выручки пока рассматривается получение роялти за лицензирование технологии производителям автомобилей. Пономарев надеется исследовать спрос со стороны автопрома, представив свою разработку на автомобильной выставке в Детройте, которая состоится в начале 2014 года. Сейчас маркетологи WayRay общаются с несколькими автопроизводителями, включая Tata, GM и КАМАЗ, которые уже проявили интерес к встраиваемым системам. Стартап ориентирован не только на лицензирование технологии, но и на продажу ОЕМ-комплектов автопроизводителям и дилерам. Цель-максимум — продажа WayRay в розницу с последующей установкой либо собственными силами владельцев авто, либо на специализированных автосервисах.
Пономарев обещает, что промышленные образцы со всеми заявленными функциями будут доступны уже этой осенью. Предполагаемая стоимость системы в рознице — $500. По мере роста объемов производства и усовершенствования технологии цену предполагается снизить в полтора раза. Помимо стандартной версии WayRay (в пластиковом корпусе) планируется выпустить и более привлекательную алюминиевую для владельцев статусных авто, которая будет стоить на несколько сотен долларов дороже. В первую очередь Пономарев рассчитывает выйти на рынки США (где в 2014 году планируется открыть офис продаж) и Европы, а затем уже завоевывать Россию и азиатские страны. Согласно бизнес-плану, через четыре года WayRay намеревается занять 4% рынка навигационных систем и 25% рынка устройств проекционного типа. Виталий Пономарев уверен, что в какой-то момент его компании придется вступить в конкуренцию и с вездесущей корпорацией Google, которая сейчас работает над созданием автопилота для автомобилей.
Амбициозные планы стартапа вызывают одобрение в инвестиционных кругах. В марте этого года WayRay была названа лучшим российским стартапом по версии жюри международного конкурса Seedstars World и получила наивысшую оценку инвестиционной привлекательности от составителей рейтинга Russian Startup Rating. Поездка членов команды WayRay в европейский акселератор Seedstars позволила им начать переговоры с представителями западных венчурных фондов. Стартап также возлагает определенные надежды на краудфандинг. Запуск кампании на Kickstarter планируется сразу после мирового анонса устройства и начала сбора предзаказов. Пономарев рассчитывает привлечь через Kickstarter несколько миллионов долларов, которые пригодятся для разворачивания промышленного производства.
Виталий Пономарев
Окончил факультет финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. С 15 лет выполнял частные заказы в сфере графического дизайна. В 2008 году основал маркетинговое агентство Ouch Business. В 2011 году запустил проект WayRay.
Текст: Елена Краузова