Благодаря астраханскому предпринимателю Константину Артемьеву мы знаем, как должно выглядеть транспортное средство, сконструированное программистом: одноместный трехколесный электромобильчик, для управления которым используется джойстик и сенсорный экран бортового планшетного компьютера. Одним словом, идеальный экипаж для хипстеров и гиков, который, однако, занял первое место на конкурсе стартапов в «Сколково». В создание своего электрокара e-Trikе Артемьев вложил около $250 тыс. — ничтожную сумму в сравнении с бюджетами на R&D автомобильных концернов, но это не мешает ему мечтать о завоевании европейского рынка через полтора года.
Несмотря на молодость, Константин Артемьев не новичок в бизнесе и не понаслышке знает об условиях работы на западном рынке. Правда, до сих пор ему доводилось продавать не автотранспорт, а программное обеспечение. Основанная им в 2004 году компания Security Stronghold известна (прежде всего в США) как нишевый разработчик антивирусных программ.
Константин говорит, что электротранспортом заинтересовался «просто по-человечески». Как-то он наткнулся на труд советских ученых, посвященный продлению срока жизни свинцово-кислотных аккумуляторов. «Эксперименты проводились на примитивной материально-технической базе, и я подумал, что идею можно развить, используя современные микропроцессоры», — говорит он. Целью Артемьева стало создание прототипа интеллектуального зарядно-разрядного устройства, продлевающего срок службы аккумуляторов. Собрать команду единомышленников и произвести прототип ему удалось, но желающих купить технологию не нашлось — отчасти потому, что свинцово-кислотные аккумуляторы считаются морально устаревшими (в том числе по причине их токсичности) и используются все реже. Чтобы разработка не пропадала, Константин решил организовать свое производство электротранспорта. Сначала он помечтал о создании полноценного легкового электромобиля, но быстро вернулся в реальность, оценив требуемый объем инвестиций. Тогда Артемьев решил сосредоточиться на узком, но достаточно стабильном рынке гольф-каров (их на всю Россию покупают несколько сотен в год). Предприниматель был уверен, что сумеет составить достойную конкуренцию китайским производителям. На первую машину, собранную в гараже в 2011 году, моментально нашелся высокопоставленный покупатель. «Еще когда мы демонстрировали наше зарядное устройство на астраханской выставке, его увидел губернатор области Александр Жилкин и пообещал, что купит у нас электромобиль, если мы его сделаем. Мы сделали, и губернатор приобрел его для городского музея», — вспоминает Константин.
Получив первый опыт создания электромобиля, компания Артемьева Bravo Motors вышла из «подполья»: подписала договор с крупнейшим российским дилером электротранспорта Ecomotors, переехала из гаража в цех, закупила оборудование. Следующие шесть автомобилей делались уже не по образу первого: Константин успел понять, что рынку, в отличие от музеев, нужны модели с другим форм-фактором. «Каждая последующая модель была лучше предыдущей. Затраты на производство превышали доход от продаж: приходилось постоянно дорабатывать технологии, ведь до этого никто в команде не занимался электокарами», — вспоминает Константин, вложивший на том этапе в проект 3 млн рублей собственных средств. От банкротства компанию спасла субсидия Минэкономразвития в размере 2 млн руб. Сейчас Bravo Motors производит несколько разновидностей гольф-каров по цене от 370 тыс. рублей до 570 тыс. рублей, предлагает услуги по конвертации обычного автомобиля в электрический (от 80 тыс. рублей) и даже готова сконструировать электромобиль на заказ по проекту клиента за 500 тыс. рублей.
Желание Артемьева создать продукт для массового рынка по-прежнему упиралось в дефицит ресурсов: в соревновании с Toyota, Nissan и Mitsubishi у него не было никаких шансов. В духе «стратегии голубого океана» предприниматель задумал вывести на рынок новую категорию городского транспорта, «который решил бы проблему пробок». В качестве основного рынка сбыта была выбрана Европа: там и экологическое сознание потребителей сильнее развито, и покупательная способность выше. К тому же европейцы менее консервативны — по крайней мере в том, что касается выбора личного транспорта. «По статистике, пятиместный автомобиль массой больше тонны перевозит в среднем 1,2 человека, то есть полезная нагрузка всего 120 кг», — говорит Артемьев. Эти данные подсказали ему, как сделать автомобиль, в котором не будет ничего лишнего. «В большинстве случаев водитель ездит в одиночку. Впрочем, место для груза или пассажира должно быть предусмотрено, но не сбоку водителя, а сзади. Транспорт должен быть трансформируемым: расстояние между передними и задними колесами уменьшаться, а кабина — видоизменяться. У водителя должна быть возможность объезжать пробки и занимать минимум места на парковке. Кроме того, транспорт должен быть приспособлен для передвижения на далекие расстояния, а значит, отвечать требованиям безопасности и комфорта, иметь закрытую кабину и возможность включить отопление, вентиляцию, кондиционер. В случае лобового столкновения волна деформации не должна доходить до водителя и пассажира. Сама машина должна иметь возможность выезжать за пределы дорог общего пользования, не создавая неудобств для пешеходов. Фактически транспортное средство должно перестать быть транспортным средством в том смысле, в каком его понимает ГИБДД», — так характеризует Артемьев автомобиль своей мечты.
Электромобиль e-Trike, существующий пока в виде единственного прототипа, выдает программистский бэкграунд своего создателя: вместо приборной панели — закрепленный на подставке планшетный компьютер, вместо руля — джойстик. Стоит ли говорить, что автомобиль подключен к интернету, а для будущих владельцев e-Trike предусмотрена собственная социальная сеть?
Сейчас главная задача Bravo Motors — поиск инвесторов. Чтобы выпускать хотя бы сто электрокаров в месяц, нужно $2 млн. Для выхода на европейский рынок потребуется еще $5 млн, но сначала электромобиль планируется обкатать в России. Желающих вложить требуемую сумму пока нет, но Константин уже подписал предварительное соглашение с инвестором на $1 млн.
В этом году проект уже успел занять третье место на инвестиционной сессии в петербургском бизнес-инкубаторе «Ингрия», второе место на международной конференции Ecosummit в Берлине и первое место на конкурсе Startup Village в «Сколково». Эти победы придали Константину уверенности в том, что в ближайшее время он найдет все необходимые инвестиции, чтобы до конца 2013 года завершить процесс сертификации и весной 2014-го начать серийное производство в России.
Артемьев полагает, что в течение полугода компания сумеет продать на местном рынке пятьсот электромобилей по цене $12-14 тыс., чтобы покрыть расходы, а после тестирования российскими потребителями e-Trike можно будет смело выводить на европейский рынок. Для этого предполагается найти стратегического партнера, который будет осуществлять финальную сборку электромобилей из машинокомплектов российского производства. «На базе европейского партнера мы планируем пройти сертификацию, потому что в ЕС это гораздо проще сделать местному игроку», — добавляет Артемьев.
Константин Артемьев
В 2008 году окончил Астраханский государственный технический университет. В 2004 году основал софтверную компанию Security Stronghold, в 2012 году — компанию по производству электрических автомобилей Bravo Motors, являющуюся резидентом фонда «Сколково».
Текст: Алексей Упатов