Американский студент Дэн Шиппер — постоянный участник набирающих популярность «хакатонов» (hackathon) — многочасовых соревнований между программистами по написанию проектов с нуля. Он и его команда, участвуя в PennAps Hackathon-2012 в Университете штата Пенсильвания, создали прототип системы кобраузинга (co-browsing). Продукт, названный Firefly, может стать одним из лидеров на рынке подобных решений.
Кобраузинг — разновидность удаленного доступа. Эта технология позволяет нескольким пользователям одновременно просматривать одну веб-страницу и управлять ею. Простой пример: клиент не может сориентироваться в интернет-магазине и выбрать товар, и тогда консультант приглашает его в кобраузинговую сессию и показывает, что именно есть на сайте.
Кобраузинг используется компаниями с территориально распределенными офисами, а также фирмами, занимающимися веб-разработкой. Долгое время для кобраузинга использовались системы удаленного доступа, такие как TeamViewer: окно браузера является частью картинки, передаваемой с экрана удаленного компьютера. У этой технологии есть ряд недостатков. Во-первых, удаленный пользователь получает полный доступ к компьютеру. Во-вторых, требуется установка специального программного обеспечения.
В сентябре 2011 года стартап GoInstant предложил кобраузинг в чистом виде: пользователь видит только содержимое окна браузера своего визави. Также удалось обойтись без инсталляции — благодаря облачным вычислениям (браузинг осуществляется на сервере GoInstant, а оба участника сессии видят картинку, передаваемую с сервера). Популярности продукту добавила и кроссплатформенная совместимость (у разных пользователей могут быть разные браузеры на разных ОС). Решением заинтересовались B2C-ориентированные бизнесы (продажи, консалтинг) и разработчики SaaS-приложений. Уже в июле 2012 года GoInstant была приобретена за $70 млн. компанией Salesforce, крупным провайдером облачных решений.
Дэн Шиппер решил попасть в этот тренд. Команда стартапа Firefly, в которую кроме Дэна вошли Патрик Лихай и Джастин Мельтцер, сохранила кроссплатформенность, при этом обойдясь без «облака» и, разумеется, без традиционных инсталляций ПО. Модуль кобраузинга, написанный на JavaScript, встраивается в HTML-код страницы. Пользователю остается нажать на странице специальную кнопку, получить уникальный код сессии и сообщить его другому участнику сеанса кобраузинга. «Технология позволяет пользователям одновременно управлять веб-страницей — читать ее, прокручивать, заполнять формы, просматривать картинки, анимацию, видео», — говорит Шиппер.
В отличие от конкурентов, команда Firefly не «навешивает» на свой продукт дополнительные сервисы. «Мы концентрируемся на совершенствовании качества совместного управления страницами», — оправдывает Шиппер отсутствие в Firefly встроенных средств общения между пользователями. Впрочем, система интегрируется с мессенджерами Olark и SnapEngage, которые позволяют «чатиться». Число пользователей, которые могут одновременно управлять веб-страницей, пока ограничено двумя. Максимальное число одновременных сессий — десять. Один пользовательский аккаунт можно привязать только к одному сайту (домену).
Стартовала команда Шиппера на собственные деньги. Поскольку программный код ребята написали сами, основной статьей расходов оказалась аренда серверов. Чтобы оплатить ее, партнеры «скинулись» по $1 тыс. В начале декабря 2012 года создателям Firefly удалось привлечь инвестиции фонда Dorm Rooms Fund в размере $20 тыс. Этот фонд, являющийся дочерней структурой одной из крупнейших венчурных фирм США — First Round Capital, специализируется на финансировании студенческих проектов (dorm room в переводе с английского — «комната в общежитии»). Брэдли Эриксон, один из соучредителей и член совета инвесторов фонда, объяснил, что Firefly заинтересовал инвесторов во многом благодаря предыдущим проектам Шиппера. Самый известный из них — стартап AirTime, выведенный на рынок в феврале 2012 года. Приложение AirTime позволяет компаниям добавлять в рассылаемые клиентам электронные письма баннеры с рекламой, новостями и обращениями. Наполнение баннера динамически управляется корпоративным почтовым сервером. В баннер встраиваются гиперссылки на сайт и счетчик статистики, который позволяет компаниям видеть, насколько интересны клиентам те или иные продукты и события.
Firefly предлагает три тарифных плана — от $15 до $60 в месяц. Более дорогие планы включают такие опции, как аналитика, «режим невидимки» (вместо кнопки на странице используется сочетание клавиш), кастомизация виджета и возможность спрятать логотип Firefly.
Первыми клиентами Firefly стали американские разработчики SaaS-решений — такие как Basecamp. «Специфика «облачных» технологий такова, что их потенциальным пользователям сложно разобраться в выборе нужных опций. Кобраузинг в этих случаях незаменим», — считает Дэн. Сейчас у компании появились клиенты и из других стран. Единственным прямым конкурентом стартапа Дэна Шиппера пока является его идейный прототип GoInstant. Только эти два продукта не требуют инсталляции стороннего ПО, являются кроссплатформенными, а также дают возможность полноценного кобраузинга.
Дэн Шиппер
Студент Университета штата Пенсильвания. Занимается программированием с 10 лет. В 2007-2010 годах работал в Convenience Software.
Текст: Дмитрий Кристофор