К натуральным продуктам питания Александр Почепцов пристрастился еще в конце 1980-х, когда жил в Праге и заправлял одним из лучших ресторанов города. Вернувшись в Москву, он с партнерами открыл ресторан для состоятельной публики на Рублевском шоссе, но так и не смог найти достойных поставщиков для собственного стола. Как ярому противнику современных «высокоэффективных» (с точки зрения скорости и объемов производства) методов ведения сельского хозяйства Почепцову оставалось лишь одно — стать фермером. Сегодня у него пять хозяйств и пара сотен постоянных клиентов, включая рестораны и отели. Но гордится Почепцов не столько своими успехами на рынке, сколько тем, что работает на земле — ведь это и есть, по его мнению, «настоящая жизнь».
В начале 2000-х Александр Почепцов приобрел в деревне Кореньки Клинского района Московской области участок площадью 170 га с полуразрушенными зданиями бывшего колхоза. Объект для инвестирования был выбран удачно: за десять лет земля многократно дорожала и сейчас стоит $1500 за сотку. Но обналичивать свой актив Почепцов не собирается: фермерство уже стало для него образом жизни. Из пяти его хозяйств одно находится под Владимиром, одно — в Карачаево-Черкесии, два — на западе Подмосковья и еще одно — на юге Московской области. Последнее, площадью 380 га, он получил в этом году под Серпуховом путем обмена участков земли. «Сейчас в ближнем Подмосковье земля слишком дорогая, — сетует Почепцов. — А если купить землю на большем удалении от Москвы, можно начать фермерское хозяйство со стартовым капиталом 2-2,5 млн рублей. Одна хорошая корова, которая дает не меньше 20 литров молока в день, стоит 50-70 тыс. рублей».
Почепцов вспоминает, что когда переехал из Праги (где поставщиками двух его ресторанов были местные фермеры) в Москву, то сразу столкнулся с дефицитом нормальных продуктов: покупать то, что продавалось в магазинах, не хотелось совсем, а экологически чистую еду приходилось доставать с трудом. Прежде чем посвятить себя фермерству, Почепцов вместе с партнерами в 2004 году открыл на Рублевском шоссе ресторан «Причал», который позднее был продан Аркадию Новикову.
От желания кормить свою семью качественными продуктами до сельскохозяйственного производства путь был неблизким. Переехав из Москвы в загородный дом, Почепцов начал закупать разную живность — кур, овец, и лишь через некоторое время понял, что подсобное хозяйство может вырасти в главное дело его жизни. В 2008 году вместе с шестью друзьями он решил восстановить участок в Кореньках, вложив в него несколько миллионов рублей. Нужно было построить коровник, загон для овец и много чего еще. Через полгода Почепцов остался один — остальные не выдержали и решили выйти из проекта. Пришлось постепенно выкупать у партнеров их доли.
На сегодняшний день в ферму в Кореньках предприниматель вложил 12 млн рублей — все из собственных средств, не взяв ни одного кредита. Восстановил хлев, провел электричество и воду. «Первые два года, пока еще ничего не было обустроено, приходилось много трудиться физически. Например, зимой замерзала вода в трубах, так что я носил воду ведрами из колодца, переливал в баки, подогревал и только потом поил животных. За день перетаскивал несколько тонн воды», — вспоминает Александр. Интеллектуальные усилия тоже понадобились — чтобы лучше разбираться в новом для себя деле, Почепцов пошел учиться в Тимирязевскую академию на зоотехника. Правда, ему, на тот момент уже почти пятидесятилетнему мужчине, не хотелось оказаться за одной партой со вчерашними школьниками, поэтому он оплачивал преподавателям индивидуальные занятия.
Сейчас в Кореньках Почепцов разводит племенных овец, коз, бычков, птиц (кур, уток и гусей), а также свиней и кроликов. Некоторые кролики оказались на вольном выпасе — убежали из клеток и продолжают свободно бегать по ферме. Коровы, быки, овцы и козы тоже не привязаны к стойлу: утром и вечером гуляют по пастбищам, а днем отдыхают на ферме. Несколько раз стада терялись, но это не заставило Почепцова поступиться принципами. «На привязи бык приобретает «товарный вид» за полтора года, а у меня — за три. Зато мясо намного полезнее и вкуснее», — уверен он.
Принципы, в частности, не позволяют ему использовать комбикорма и искусственные добавки. В рационе животных только трава, сено и зерно. Сено Почепцов заготавливает не только для нужд собственного хозяйства, но и на продажу. Дело это, по его словам, сверхприбыльное: «Земли здесь непаханые, не испорченные удобрениями, так что сено получается отличным. Сена много, его себестоимость — 2 рубля за килограмм, а продаю я его по 8-12 рублей». Сено становится и предметом бартерных сделок. Почепцов говорит, что выменял таким образом два трактора, а однажды починил самосвал.
Подобрать в деревне персонал непросто. «Многие жители Подмосковья ездят на заработки в Москву. А большинство из тех, кто остается, разучились работать», — сокрушается Почепцов. Но гастарбайтеров он не нанимает, видя свою социальную функцию в том, чтобы обеспечивать работой местных жителей. «Очередей ко мне на фермы нет, — признается он. — Приходится людей уговаривать, обучать. Если относиться к человеку с душой, то он тебе ответит тем же». Почепцов вспоминает про семейные пары, спасенные им от разводов: безработные мужья-алкоголики, получив работу на ферме, избавлялись от пагубных привычек и начинали приносить деньги в семью. Зарплата у рабочих на ферме небольшая, 12-15 тыс. рублей в месяц, но в «соцпакет» включено питание и проживание — по деревенским меркам получается неплохо. На каждой ферме есть «старшие», с помощью которых Почепцов управляет своими хозяйствами, — они получают побольше, но и ответственность у них выше. Общая численность персонала — около 50 человек.
Поставлять на рынок продукты питания Почепцов начал только два года назад. Постоянные клиенты появлялись постепенно — сперва среди знакомых, а затем и в более широком кругу. К частным лицам со временем присоединились интернет-магазины типа LavkaLavka, рестораны Аркадия Новикова, отели. Почепцов говорит, что интернет-магазины продают его продукцию в два раза дороже отпускной цены, при этом его собственная наценка не превышает 20% от себестоимости. В истинности последнего утверждения, конечно, можно усомниться. Десяток яиц у Почепцова стоит 90 рублей, килограмм свинины — 300 рублей, килограмм козьего сыра — 900 рублей. «У меня на килограмм козьего сыра уходит десять литров молока, на килограмм творога — пять литров. Я не экономлю на качестве, поэтому и цены соответствующие», — объясняет предприниматель. На цены повлиял и неурожай зерновых. Корм для скота за год подорожал в четыре с лишним раза: с 2,7 рубля до 11,5 рубля за килограмм. Почепцов решил было, что будет сам сеять пшеницу и овес, и даже присмотрел для этой цели землю под Орлом, но от идеи пока пришлось отказаться: объем инвестиций оказался для него неподъемным. Только на комбайны пришлось бы потратить 20-25 млн рублей.
Выход на рынок стимулировал развитие производства. Почепцов объясняет это не только тем, что у него появилась возможность вкладывать больше денег в расширение хозяйства, но и спецификой спроса. При таком позиционировании выгодно иметь широкий ассортимент, поскольку любитель натуральной продукции, распробовавший молоко и творог от фермера, проникается доверием к нему и хочет купить также яйца, птицу и овощи. Покупать в разных местах просто невыгодно, поскольку каждому поставщику придется отдельно платить за доставку. У Почепцова за логистику отвечает сын, который на автомобиле развозит заказы до двери клиента. В зависимости от комплектации на выполнение заказа может потребоваться от одного до трех дней. Наладить сотрудничество с ресторанами оказалось сложнее, чем с индивидуальными клиентами: удовлетворить их потребности в полном объеме Почепцов не в состоянии. Сейчас в рестораны уходит треть продукции фермы, еще 15-20% продукции продается через интернет-магазины, а оставшаяся половина поставляется частным лицам.
Оборот всех хозяйств Почепцова достигает миллиона рублей в месяц. Фермы приносят операционную прибыль, хотя все вложения еще не окупились. Производство такого масштаба не имеет шансов наладить поставки в крупные торговые сети, но этой осенью Почепцов наметил первый эксперимент с розницей. «У меня есть знакомые, которые пытались заняться винным ритейлом, но у них ничего не вышло. Я предложил им вместо этого продавать фермерские овощи. Первый магазин откроется в Пущино», — обещает он.
На чем еще может заработать фермер-энтузиаст? Александр Почепцов собирается организовать агротуризм с рыбалкой, охотой, катанием на лошадях в деревне Суханиха Владимирской области, где у него основное поголовье скота. Там уже строятся бревенчатые домики для гостей, устанавливаются ветряные электрогенераторы и солнечные батареи — Почепцов любит экологическую чистоту во всем. К альтернативным источникам энергии он присматривался давно, но цены на солнечные панели снизились до приемлемого уровня только в этом году.
Еще одно перспективное дело — продажа черной икры собственного производства. Еще несколько лет назад на участке рядом с домом Почепцова было болото, превращенное в бытовую свалку. Когда новый хозяин ее расчистил, из-под земли забили ключи. «Я потом спрашивал у местных старожилов, они мне рассказали, что когда-то жители деревни ходили туда за водой, — говорит предприниматель. — Я решил создать искусственную систему прудов и попробовать разводить форель. Для форели нужна вода не теплее 16 градусов — у меня как раз такая из-за этих подземных источников». Теперь в прудах на месте бывшей свалки помимо форели обитают еще осетры, карпы и стерлядь. Рыба питается естественными кормами, только ранней весной фермер прикармливает ее французским биокормом. Икры осетровых придется ждать еще пару лет: рыбы этой породы начинают размножаться в семи-восьмилетнем возрасте.
В будущем Почепцов видит себя владельцем крупного агропромышленного комплекса. «Продовольственный вопрос — это вопрос безопасности нашей страны, — уверен он. — Мы можем прокормить не только себя, но и Европу, да и весь мир. Нужна только правильная государственная политика». Одна из проблем, требующих, по его мнению, скорейшего решения, — это внедрение государственных экологических стандартов сельскохозяйственной продукции. Почепцов переживает, что Россия может пойти по пути США и одобрить использование генетически модифицированных организмов (ГМО). «Влияние ГМО на людей до сих пор не изучено. Может, мы через два поколения рожать не сможем», — беспокоится Александр.
Другая волнующая его системная проблема — реализация произведенной продукции. «Не все фермеры могут сами выстроить цепочку сбыта. Получается несправедливо: дистрибьюторы зарабатывают больше, чем производители, а мы не можем контролировать их ценовую политику», — говорит Почепцов, впрочем, забывая, что упомянутый им тренд распространился практически на все секторы потребительского рынка.
Александр Почепцов
В 1984 году окончил военное училище по специальности «инженер-программист». Работал аналитиком в Министерстве обороны СССР. Кандидат технических наук. В 1989 году занялся ресторанным бизнесом в Праге. С 2008 года занимается фермерством, сейчас владеет пятью фермами общей площадью более 600 га.
Текст: Алексей Упатов
Фото: Юлия Ефремова
Мнения читателей
Михаил
Одним словом — МОЛОДЕЦ! Как на все сил хватает…
Артур
Действительно молодец — всё правильно сделал. Но участок получается огромный и не каждый сможет с таким объемом справиться. В большинстве случаев для одного человека достаточно купить доильный аппарат и пару коз или коров. Мы предлагаем доильные аппараты с доставкой по РФ — http://instagro.ru/shop/doilki/