Простая статистика: в Японии один вендинговый аппарат приходится на двадцать три человека. В США соотношение 1 к 35, в Европе — 1 к 110. Все это разительно отличается от российских реалий, где один торговый автомат приходится на 2,5 тыс. жителей. Потенциал рынка очевиден, а низкий порог входа и пока еще низкая конкуренция провоцируют предпринимателей пробовать новые концепции. Сейчас в торговых центрах и на улицах российских городов можно встретить автоматы, продающие книги, лекарства, колготки, молоко, зонты, цветы, семечки, есть автоматы-прачечные и даже автоматы-гостиницы («слипбоксы»). «Свой Бизнес» выбрал три неоднозначных проекта, иллюстрирующих надежды и разочарования предпринимателей, ставших частью неовендингового бума.
SIM-карты в руки
Процесс продажи SIM-карты не сводится к обмену товара на деньги: нужно еще заключить между оператором и абонентом договор, соответствующий требованиям законодательства. Ижевский предприниматель Артем Субботин успешно преодолел бюрократические препоны и создал первую в России вендинг-машину, легально продающую SIM-карты.
Первый бизнес, связанный с сотовыми телефонами, Артем открыл еще в 2001 году: то была фирма по продаже «народных» мобильников. Культовый Siemens A35 и ему подобные модели шли нарасхват, но тут Артему позвонили люди, «крышующие» конкурентов, и велели сворачивать дело. Субботин, однако, не пал духом: он открыл SMS-магазин мобильного контента, а чуть позже, арендовав небольшой цех под Ижевском, стал выпускать тогда еще редкие для российского рынка «мульти» SIM-карты, позволяющие использовать несколько телефонных номеров от разных операторов в аппарате с одним слотом для SIM-карты. В конце 2000-х спрос на то и на другое упал, однако в моду вошла «уличная» торговля SIM-картами. Субботин закупил около сотни стоек, посадил за них студентов и развернул продажи в Ижевске.
Студенты, по признанию бизнесмена, не были активными «продажниками», выполняя скорее функцию кассиров. «Около 80% точек не приносили прибыли», — говорит Артем. Он предположил, что бизнес может стать более рентабельным, если исключить расходы на зарплату, заменив продавцов автоматическими кассами, подобными тем, что устанавливают в супермаркетах на Западе. Субботин поделился мыслью со своим другом, бизнес-партнером и технарем-самоучкой Александром Масленниковым. Тот заверил Артема, что сможет сделать необходимое устройство. Собрав 500 тыс. рублей (в основном занимали у знакомых и родственников), друзья приступили к сборке аппарата в гараже у знакомых. Осенью 2011 года устройство, названное «Симкоматом», было готово. Оно включало в себя средства идентификации абонента — сканер паспорта, камеру, а также интерфейс для выбора тарифов, купюроприемник и диспенсер.
Изначально Субботин не планировал продавать «Симкоматы», а намеревался использовать их только в своем бизнесе. Изготовив еще три «Симкомата», Артем разместил аппараты возле нескольких салонов связи. Устройства работали с вечернего закрытия до утреннего открытия салонов и успешно продавали по 6-7 подключений за свою «ночную смену».
Осенью 2012 года один из «Симкоматов» повезли на московскую выставку VendExpo. Там машина продала около пятисот SIM-карт, а также привлекла внимание бизнесменов: после выставки Субботин получил немало запросов от желающих купить автомат. Однако у «Симкоматов» имелись существенные недостатки, без устранения которых ставить их производство на поток не имело смысла. Многие потенциальные покупатели аппарата требовали, чтобы помимо сканера паспорта и фотокамеры в аппарате был установлен принтер для печати договоров, авторучка для подписи и сканер, распознающий эту подпись, — их не было в первой версии аппарата. Во-вторых, несовершенство технологии распознавания лиц не позволяло убедиться в том, что на фотографии в паспорте изображен именно покупатель «симки». Добавило проблем и отсутствие жестких стандартов заполнения страниц в российских паспортах. «Данные владельца паспорта могут быть напечатаны на пишущей машинке, компьютере или написаны от руки разным почерком», — комментирует Субботин.
В разработку «Симкомата 2.0» было инвестировано более 4 млн рублей — в 8 раз больше, чем потратили на первую версию. Около 500 тыс. рублей Субботин вложил из личных средста, большую же часть предоставил один из ижевских бизнес-ангелов. Для разработки алгоритмов в команду проекта было нанято 9 программистов-фрилансеров.
Осенью 2012 года был выпущен «Симкомат 2.0», сделанный с учетом всех пожеланий потенциальных покупателей: он умеет печатать договоры, выдавать абонентам ручки для их подписи и сканировать эти подписи. Распознавание паспортных данных и лиц оказалось слишком сложной задачей, но выход был найден: фото и сканы документов отправляются «Симкоматами» в офис компании, продающей «симки». «Если там поймут, что фото абонента явно не схоже с таковым в паспорте, или есть сомнения в подлинности паспорта, контракт аннулируется и сотовый номер перестает работать», — говорит Артем Субботин.
Сборка аппаратов осуществляется на арендованных Субботиным мощностях в Санкт-Петербурге и Ижевске. Сканеры паспорта и диспенсеры ручек изготавливаются на месте, остальные детали заказываются в Китае. Сейчас Артем ежемесячно изготавливает 8-10 аппаратов стоимостью 150 тыс. рублей каждый. Основные покупатели — региональные дилеры «большой тройки», Tele2 и локальные операторы связи. «Некоторые просят поставить сразу 10-20 аппаратов, но мы стараемся продавать не более одного на каждого заказчика — технология новая, поэтому сейчас нам важно получать отзывы», — комментирует Субботин.
Становиться крупным производителем «Симкоматов» Артем Субботин не планирует: ему больше нравится идея торговать лицензиями на сборку устройств, которые были предусмотрительно запатентованы. Предполагается также платное техническое обслуживание аппаратов. Разработчики не исключают, что основной спрос на лицензии придет из-за рубежа. «Там несоизмеримо меньше бюрократии. Например, в Грузии, где паспорта снабжены чипом, достаточно будет лишь прикоснуться паспортом к считывающему устройству — и все, SIM-карта твоя», — говорит Артем. «Симкомат» ижевцев можно адаптировать также и под продажу банковских карт. Отдельным бизнес-проектом Артем Субботин видит не имеющий пока аналогов на мировом рынке сканер паспорта — но не берется прогнозировать, когда будут запущены его продажи.
Рыбка без пруда
Польская компания ITS предложила рынку необычный аппарат Fish&Wish, в котором плавают живые рыбки. Любой желающий при должной сноровке может получить приз за удачную рыбалку — правда, ни одна рыбка при этом не страдает. Это вариация на тему вендинга, в которой главное — развлечение, а не товар.
ITS решила начать завоевание мирового рынка с России, запустив продажи Fish&Wish в августе 2013 года. Вячеслав Иванов, руководитель местного представительства компании, объясняет идею: «Автомат имитирует ловлю рыбок. Это не ловля рыбы в ее привычном понимании, игрок не вытаскивает рыбу из воды и не забирает ее с собой. Вместо добычи он получает сувенир, а может, еще и дополнительный приз. Наш автомат — это сочетание интерактивного аквариума с живыми рыбками и интересной, безопасной механики, которой управляет пользователь».
Московские зоозащитники уже обвинили создателей Fish&Wish в жестоком обращении с животными и травмировании психики детей, являющихся основной целевой аудиторией автомата (в сознании детей отложится, что живая рыбка — это игрушка). Иванов оправдывается тем, что благополучию рыбок ничто не угрожает: аквариум снабжен системой жизнеобеспечения, а конструкция ловушки исключает физическое повреждение рыбок в процессе ловли. Для защиты своего имиджа компания придумала «экологическую инициативу», суть которой, по выражению Иванова, «посредством нашего аппарата обратить внимание людей на проблему водной среды и ее обитателей, а также почувствовать всю сложность работ, которые приходится осуществлять для спасения животного мира». Но намек ITS уже поняла и к концу года пообещала представить модифицированный автомат Fish&Wish с рыбками-роботами, который будет к тому же дешевле — 180 тыс. рублей вместо 240 тыс. рублей. Заметим, что оригинальная разработка с живыми рыбками уже подешевела на 20% (в августе она предлагалась за 300 тыс. рублей). Сколько автоматов компании удалось продать, Иванов не говорит — вероятно, немного.
Представитель ITS уверяет, что Fish&Wish, установленный в московском торговом центре, по их расчетам, должен окупиться за полгода. Затраты включают покупку корма и витаминов для рыб, замену фильтров, ламп освещения и батарей системы автономного питания.
Чайный пузырь
Молодого петербургского предпринимателя Ивана Варцабу во время отдыха на Тайване впечатлил необычный для жителя России напиток — «бабл ти» (англ. bubble tea — чай с пузырьками). Сладкий коктейль на основе чая так понравился Ивану и его друзьям, что они решили открыть сеть бабл ти-кафе в родном городе, но переключились на продажу напитка через автоматы.
«У меня небольшой опыт предпринимательства, но это не первый мой бизнес, — рассказывает двадцатитрехлетний Иван Варцаба. — На первом курсе университета я занимался летним прокатом аквазорба — надувного шара, внутри которого человек пытается встать на ноги — так сказать, ходит по воде». Варцаба успел поработать официантом, водителем-курьером, помощником юриста, но в итоге решил работать на себя. Бабл ти Иван попробовал на Тайване, но, вернувшись в Россию, обнаружил, что в Питере эта ниша уже занята. Тогда Иван и его друзья-компаньоны решили первыми начать продавать бабл ти через автоматы.
Партнеры вложили в развитие бизнеса собственные сбережения, однако этого оказалось недостаточно, так что в бизнес пришлось привлечь новых людей. Объем стартовых инвестиций Варцаба не называет, сравнивая их со стоимостью «приличного спорт-кара». Секреты приготовления бабл ти молодой предприниматель постигал на Тайване: там его научили правильно заваривать чай и добавлять в него сиропы и наполнители в правильных пропорциях. Вендинговые автоматы используются самые обычные — снековые, а напитки заранее разливаются в стаканчики. Стоимость порции в зависимости от объема — 120 или 150 рублей. Для кафе такая цена еще приемлема, а для вендинга высоковата. Несмотря на это, по признанию Ивана, компания пока работает в минус. Партнеры уже установили семь автоматов в крупных торговых центрах Питера, а до конца года надеются установить еще несколько. Варцаба не оставляет идею о развитии сети кафе, но не собственных, а по франшизе.
Текст: Алексей Упатов, Дмитрий Кристофор