Взятый Россией курс на независимость от Запада нарушил налаженные связи для многих предпринимателей, так или иначе участвующих во внешнеэкономической деятельности. Неизвестно, как надолго затянется война санкций, а значит, лучше не ждать у моря погоды, а выстраивать новые связи. Особая роль в текущих условиях отводится Китаю — это не только мощная и диверсифицированная экономика, в которой растет внутреннее потребление, но и союзник на мировой арене, в котором руководство страны со всей очевидностью видит долгосрочного стратегического партнера. Тем, кто никогда не имел дела с китайскими бизнесменами, перспектива знакомства с ними может показаться пугающей — огромная территория, принципиально иная культура, трудный язык, особый менталитет. В этом плане Гонконг, долгое время «окультуривавшийся» европейцами, шокирует не так сильно — и освоиться в нем проще. Редактор «Своего Бизнеса» Александра Латышева пообщалась с несколькими выходцами из России, ведущими бизнес в Гонконге, и узнала, как им живется.
Цитадель бизнеса
Легкий на подъем предприниматель найдет в Гонконге немало преимуществ. В первую очередь, конечно, на ум приходит низкая налоговая нагрузка на бизнес — 17,5% в год, причем правительство города ежегодно скидывает 1-1,5%. Налоговая система очень открытая, но это не офшор. В Гонконге нужно сдавать отчетность, но если деньги заработаны за пределами территории, то можно подать документы на нулевое налогообложение.
Еще одно преимущество — англосаксонское общее право (common law), оставшееся в наследство от британских колонизаторов. На территории Гонконга действует открытая судебная система, благодаря чему, заключая контракт на полуострове, вы можете спать спокойно — его условия будут выполнены, иначе нарушителя будет очень легко привлечь к ответу.
Открыть бизнес в Гонконге очень легко, это занимает от 1 до 7 дней, но при определенных условиях. Так, для упрощенной процедуры электронной регистрации вы должны быть резидентом Гонконга и иметь Hong Kong Identity Card (HKID) — электронный документ, подтверждающий ваш вид на жительство в Гонконге. Эти карты выдают людям, которые приехали в этот регион учиться или работать на срок от 3 месяцев. Если же такой карты у вас нет, придется повозиться с документами и показать, что у вас уже есть какой-то бизнес в другой стране, — предоставить документы о регистрации компании, контракты с предыдущими клиентами, накладные о перевозке грузов через границу и т.д. Если документы в порядке, новый бизнес в Гонконге вы сможете начать уже через месяц. Если же у вас нет ни HKID, ни предыдущего предпринимательского опыта, то легально зарегистрировать компанию здесь вам не удастся.
Несмотря на то что территориально Гонконг расположен в сердце Азии, жизнь в нем устроена по-европейски. «От материкового Китая очень сильно устаешь. Это другая культура, другой стиль ведения бизнеса, иностранцам там жить очень тяжело — практически нет европейской еды, мне американский фастфуд казался раем!» — рассказывает основательница компании Alarice International Галина Дударёнок, прожившая в Китае и в Гонконге по пять лет.
Западному человеку здесь жить значительно привычнее, чем в почти любом другом азиатском городе. При этом благодаря удачному расположению на пересечении торговых путей огромные азиатские рынки находятся рядом. «Предприниматели часто воспринимают Гонконг как ступеньку, пробный шар перед покорением материкового Китая», — говорит Дударёнок. Она добавляет, что в Гонконге бюрократизм сведен к минимуму, налажена хорошая транспортная связь с развитыми странами и приятный климат в придачу.
У открытой системы Гонконга есть и очевидные минусы. Один из них — особо «трепетное» отношение к предпринимателям из России. Для того чтобы начать здесь бизнес, необходимо завести счет в каком-нибудь «приличном» банке, а для местных банкиров паспорт с двуглавым орлом — как красная тряпка для быка. Все боятся отмывания денег (если подобные манипуляции вскрываются, банк нещадно штрафуют), а в плане доверия к бизнесу наша страна для Гонконга находится в одной категории с Ираном и Саудовской Аравией. В последнее время россиянам открыть счет в Гонконге стало еще сложней. В качестве альтернативы можно воспользоваться услугами банкиров какой-либо из европейских стран (например, Литвы или Швейцарии).
Созданную компанию вы можете использовать как финансовый инструмент, например, при организации закупок из Китая. Все сделки можно проводить через новую фирму и платить налог 17% в Гонконге. Для этого даже не обязательно присутствовать на полуострове и быть его резидентом. Если же вы хотите физически быть в Гонконге, то вам нужно будет не только арендовать офис, но и оформить рабочую визу. Пригласить на работу вас может и ваша же новая компания, но стоит обратить внимание на квоты для иностранных сотрудников — за наем каждого негонконгца придется расплачиваться созданием рабочих мест для нескольких местных.
Российская сеть кофейных магазинов Kafema в 2013 году открыла представительство в Гонконге. Алексей Мазитов, директор представительства, рассказывает о непредвиденных трудностях: «Мы столкнулись с большим удивлением со стороны наших покупателей — у нас не было ни медведей, ни балалаек, ни водки. Мы не позиционируем себя как русскую компанию, но в процессе общения это, как правило, выясняется. Наши гонконгские потребители были шокированы тем, что кофе обжаривают в России». Алексей также сетует на то, что гонконгские сотрудники, которых он нанял для своего магазина, оказались чересчур исполнительными: «Без вашего указания они будут в буквальном смысле стоять на месте, им нужно детально расписывать порядок действий, но в нашем бизнесе это очень сложно. В итоге нам удалось их немного «переформатировать». При этом, по словам Мазитова, гонконгских работников отличает честность и аккуратность, с которыми ему редко доводилось сталкиваться в России, а также отличное знание английского языка, который в Гонконге является вторым государственным.
По словам Алексея, ему комфортно вести бизнес в Гонконге: «Здесь все формализовано, и это приятно. Например, получение лицензии на общепит выстроено четко, без проволочек, это настолько непривычно! Поскольку наша компания не местная, то к нам более строгое отношение, но я не чувствую, что к нам относятся настороженно из-за того, что мы из России, скорее так же, как и к другим иностранцам».
Наши в Гонконге
Галина Дударёнок родилась во Владивостоке и перебралась в Китай около 10 лет назад. Выбор этот, как она говорит, был совершенно сознательным — предприимчивая девушка оценила потенциал Азии как будущего центра бурного экономического роста. Галина поступила в университет в Чунцине и нашла работу в крупной пиар-компании — она должна была заниматься продвижением элитных зарубежных брэндов в китайских городах. Закончив учебу и набравшись опыта в маркетинге, Дударёнок через 5 лет переехала в Гонконг. Постепенно у нее вызрела идея открыть собственное консалтинговое агентство — благо за время работы она обзавелась деловыми связями как в Китае, так и за его пределами: «Сначала ко мне пошли мои бывшие клиенты из пиар-компании, потом заработало сарафанное радио — в Китае, как и в России, многое построено на личных связях. Сейчас у меня работает 8 человек, есть немец, француз, болгарин, китайцы с материка и двое русских».
В первый год оборот компании Alarice International достиг 1,5 млн гонконгских долларов (около 2 млн долларов США). Галина уверяет, что бизнес с самого начала был прибыльным. Alarice специализируется на выводе иностранных брэндов на рынки Китая и Гонконга, проводит исследования рынка и разрабатывает маркетинговые кампании. Галина надеется, что созданная ею Российско-гонконгская торговая палата сможет стать мощным инструментом для наращивания ее бизнеса: «Из 6-8 направлений, которыми занимается палата, мы охватываем два — исследование рынка и маркетинг. Китай очень привлекателен для российского бизнеса, а Гонконг — это окно в Китай».
Алексей Мазитов приехал из России, чтобы прививать китайцам вкус к хорошему кофе. Первый специализированный кофейный магазин Kafema открылся в 2002 году в Хабаровске. К 2013 году у компании были магазины уже в 14 городах по всей стране — от Калининграда до Владивостока. Международную экспансию в Kafema решили начать с Китая. Для такого бизнеса нужно, помимо всего прочего, чтобы у населения была сложившаяся культура потребления кофе. Европеизированная Азия в лице Гонконга показалась наиболее оптимальным решением. «В Европу мы не готовы заходить, Америка с Австралией далеко, в Южной Корее и Японии перенасыщенный рынок, а Китай только открывает для себя культуру кофе. Вот и получилось, что Гонконг для нас — ближайшее место, где мы можем протестировать спрос на иностранцах», — рассказывает Мазитов. До 2013 года в Гонконге не было специализированных кофейных магазинов, и, по словам Алексея, Kafema стала быстро набирать популярность. Сейчас в магазине ежедневно бывает от 50 до 100 покупателей.
Исраэль Таль родился в Москве, но образование получил уже в Израиле. Потом он захотел сменить страну еще раз — его привлекла жизнь в Англии, и он стал изучать варианты иммиграции. Очень скоро молодой человек понял, что благодаря своим новоприобретенным знаниям может сделать бизнес — и в 2004 году организовал компанию Global Visa Support, помогающую людям из разных стран сменить место прописки. В первый же год он отправил 400 поляков и словаков (ставших в тот год гражданами ЕС) собирать клубнику на полях Англии.
Компания быстро росла, но в период кризиса 2008 года заказы на рабочую силу резко сократились. Исраэль стал искать новые смежные рынки и обратил внимание, что в Израиле очень много сиделок из Филиппин, которым после пяти лет работы по закону приходилось возвращаться на родину. Возвращаться они, как правило, не хотели и искали возможность остаться. Выход для них Исраэль нашел довольно быстро — за умеренную плату стал отправлять их на учебу в ту же Англию, где у иммигранток был шанс найти работу и задержаться. «Потом я понял, что на Филиппинах больше филиппинок, — осенило Исраэля. — В Израиле их 50 тысяч, а на Филиппинах — почти 50 миллионов, причем 13 млн постоянно работают за границей и 1 млн ежегодно уезжают работать за границей. В стране 180 тысяч безработных медсестер с высшим образованием, которые свободно говорят по-английски. Их готовили для США по специальной программе, которую приостановил Обама». Исраэль недолго думая переехал на Филиппины.
За 4 года предприниматель отправил на профпереподготовку в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Великобританию и США около 300 филиппинок. Перспектив расширения рынка в стране он не видел и решил охватить другие азиатские страны. В поисках новых филиппинок Исраэль оказался в Гонконге, где неожиданно для себя смог монетизировать свое знание русского языка. Пустующей оказалась ниша эмиграции в Гонконг из Китая и из Гонконга на Запад для русскоговорящих клиентов. За год Исраэль отправил 50 русских, украинцев и белорусов в различные англоговорящие страны.
Полезные контакты
Предпринимательница Галина Дударёнок, основавшая консалтинговую компанию Alarice International, начала бизнес в Гонконге, совершенно не рассчитывая на русских клиентов. Однако постепенно таковые появились, и довольно много. В основном соотечественники находили ее по языковому принципу. Увидев интересную нишу, Галина в 2013 году организовала местный Русский бизнес-клуб. «Это некоммерческий клуб бизнесменов, которые собираются 1-2 раза в месяц на семинары, встречи с целью обмена бизнес-опытом и контактами», — рассказывает предпринимательница. Проект «выстрелил» — встречи клуба посещают около 200 человек, при том, что в Гонконге всего от 1,5 до 3 тысяч русскоговорящих жителей. Опираясь на успешный опыт, Галина вместе с двумя соотечественницами — Варварой Кухно и Татьяной Кувардиной — и при поддержке консульства занялась подготовкой создания Российской торговой палаты в Гонконге.
Торговая палата — это некоммерческая организация, представляющая интересы бизнесменов из определенной страны в регионе, такие есть практически у всех развитых стран (существуют Американская, Британская, Балтийская и др. торговые палаты). Основные направление деятельности — обмен контактами, организация конференций, встреч и лоббирование интересов членов палаты (чем консульство не может заниматься). При этом участниками палаты могут стать как русские бизнесмены, так и представители местных и зарубежных компаний, заинтересованные в работе с российскими компаниями. Организаторы рассчитывают в ближайшее время привлечь 150-200 постоянных членов, минимальный взнос — 1500 гонконгских долларов в год (около 2000 долларов США).
Гонконг как рынок сбыта
Главное преимущество и одновременно главная сложность Китая, а с ним и Гонконга — это большое число потенциальных покупателей. И если Гонконг в этом плане достаточно однороден, то Китай — это 22 непохожие друг на друга провинции. Галина Дударёнок поделилась с читателями «СБ» своим опытом в продвижении и рассказала, какие особенности местных потребителей стоит учесть, если вы задумались о выходе на гонконгский и китайский рынки.
• Время бездумного потребления в Китае сходит на нет. Если еще пару лет назад разбогатевшие китайцы скупали европейские атрибуты роскоши — лишь бы подороже стоило, то теперь их интересуют брэнды. Иностранный товар неизвестного брэнда не имеет шанса на успех у местного потребителя.
• При выводе нового товара действенным будет маркетинг, связанный с информацией о продукте, — китайцы очень любят, когда им рассказывают об истории товара. К тому же стоит учесть, что икру или водку из России они примут за «национальный символ», но если к ним из России приедут, например, сумки, то обязательно нужно рассказать историю брэнда — почему это сумки делаются в России.
• Китайские и гонконгские потребители реализуют принцип социального доказательства. Перед тем как сделать покупку, они обязательно заглянут в интернет и посмотрят отзывы, даже если речь идет о ручке за 2 юаня (примерно 30 центов). При этом в Китае очень много различных специализированных социальных платформ, которыми люди активно пользуются. Наиболее крупных около дюжины, они направлены на разные возрастные и социальные группы. И если ими умело пользоваться при продвижении, можно поймать свою аудиторию. Так, в Гонконге очень эффективно работать с LinkedIn — хотя в сети зарегистрированы примерно половина жителей территории, эта платформа на деле в разы более эффективна, чем тот же Facebook. Стоит подумать и об общении с журналистами и популярными блогерами, потому что, если СМИ проигнорируют новый товар, особого успеха на рынке достичь не удастся.
Текст: Александра Латышева