В индексе быстроразвивающихся рынков 2012 года, составленном бизнес-школой «Сколково» и компанией Ernst & Young, Чили занимает первое место среди стран, находящихся на продвинутом этапе развития рынка. Правительство этой южноамериканской страны активно поддерживает развитие предпринимательства, и истории иностранцев (в том числе россиян), решившихся начать бизнес в Чили, это подтверждают. Корреспондент «Своего Бизнеса» Дмитрий Кристофор пообщался с несколькими предпринимателями, перебравшимися в Чили в поисках благоприятного бизнес-климата, низких цен, экзотической культуры и природных красот.
Российский программист Павел Тимофеев однажды вычитал на своем любимом сайте TechCrunch информацию о государственной программе Start-Up Chile, запущенной чилийским правительством для привлечения в страну иностранных предпринимателей. От такого предложения Павлу отказаться было сложно: «Каждому участнику программы были обещаны подъемные в размере $40 тыс.». Тимофеев сразу же связался со своими приятелями — Эндрю Джозуайтом из США и Эваном Шумейкером из Канады — и предложил подать заявку на чилийский грант. С Эндрю и Эваном Павел познакомился в 2009 году, когда работал в Малайзии. Еще тогда ребята обсуждали возможность запуска своего IT-стартапа, но не сложилось — разъехались по разным странам.
Сорок тысяч долларов, которые необходимо потратить за полгода, соблазнили и североамериканцев, тем более что правительственная организация CORFO, заманивающая предпринимателей в Чили в рамках данной программы, не претендует на долю в капитале стартапа, а в буквальном смысле дарит деньги. Буквально за день партнеры разработали проект — социальную сеть, в которой можно демонстрировать, какие программы используете вы, а также узнавать, с каким ПО работают ваши друзья. «Также на нашей платформе можно было бы покупать программы, а мы получали бы комиссию», — рассказывает Тимофеев. Чтобы нехитрая концепция выглядела более солидно, программисты подробно описали себя и свои достижения. «Маловероятно, что жюри впечатлил бы полусерьезный прототип социальной сети», — рассуждает Павел. Хвастать было чем: Тимофеев и его партнеры выполнили не один десяток веб-проектов и организовали несколько тематических конференций в Москве и Киеве, в которых приняли участие более 250 человек. В заявке Павел обещал провести подобные мероприятия и в Чили (просветительская работа — одно из обязательств победителей чилийского конкурса).
Когда команда прошла отбор, обнаружилось, что с обещанным финансированием не все так просто. Сначала основатели стартапа должны самостоятельно найти инвестиции, потратить их, и только затем им выплатят $40 тыс. Другой нюанс был более приятным: после одобрения проект можно заменить на любой другой по усмотрению участников. «Организаторы Start-Up Chile действуют в духе современных венчурных фондов, которые понимают, что 80% стартапов меняют свою бизнес-идею в первые несколько дней», — поясняет Павел. Так и произошло: накануне вылета в Чили участники решили, что соцсеть для «гиков» не слишком перспективна, тем более что у Эндрю Джозуайта появилась новая идея, ориентированная на более широкую аудиторию. Американец предложил основать компанию, которая бы помогала студентам из США погашать кредиты, взятые на оплату обучения, если с этим возникают проблемы. Идея этого проекта, аналогов которого на тот момент не было, также получила одобрение. «Ссуды студентам дают кредитные союзы при университетах, реже — коммерческие банки, — рассказывает Павел. — И если первые заинтересованы в том, чтобы студенты, взявшие кредит, все же завершили обучение, то вторые думают только о том, чтобы вернуть «плохие долги».
В рамках проекта, получившего название Student Loan Hero, этим организациям предлагают разные схемы реструктуризации задолженностей.
Программа Start-Up Chile рассчитана на 6 месяцев. «За это время надо успеть потратить $40 тыс., а также провести ряд обязательных лекций для начинающих чилийских предпринимателей», — комментирует Тимофеев. С первым ребята почти справились: деньги ушли на зарплату самим себе ($700 каждому ежемесячно — неплохие доходы по чилийским меркам), аренду дома ($1200), транспортные расходы, юридические и финансовые консультации, а также на оплату работы представителей в США, которые начали искать клиентов.
Когда субсидирование прекращается, предприниматель сам решает, остаться ему в Чили или строить бизнес в другой стране. Проект Student Loan Hero передислоцировался в США, поближе к потребителям услуг. Компания уже получила «прописку» в штате Делавэр, а Эван и Эндрю уехали из Чили. В планах Павла Тимофеева — остаться в Чили и открыть новое дело. Какое именно — он пока не определился, но диалог с местными венчурными фондами, число которых растет год от года, уже наладил.
К венчурным фондам обратился и сосед Павла по офису в Сантьяго — немец Роберт Блессинг, когда $40 тыс., полученные в виде гранта, закончились. Идея портала LocalGuiding.com, где туристы находили бы гидов напрямую, без участия посредников, зрела у Роберта давно. Блессингу нравилось путешествовать, и одно время он работал профессиональным гидом — пока это ему не надоело. «Работа оказалась слишком однообразной: по указанию компании-заказчика встречаешь человека в аэропорту, рассказываешь заученную историю о достопримечательностях… Если бы я знал, что именно интересно этому человеку, а он, в свою очередь, был бы уверен, что я ему об этом расскажу, экскурсии стали бы увлекательнее», — говорит Блессинг. Когда друг Роберта — Альваро Оливенсия из Уругвая, с которым тот познакомился во время путешествия по Южной Америке несколько лет назад, рассказал о программе Start-Up Chile, Блессинг решил реализовать свою идею. Альваро разработал сайт, Тони Шторк, друг и соотечественник Роберта, занялся продвижением ресурса, а сам Блессинг сфокусировался на привлечении гидов.
Сейчас сайт представляет собой нечто вроде каталога туристических услуг, причем туристы пользуются системой бесплатно. «Цены, выставляемые на нашем сайте, — одни из самых низких на рынке», — заявляет Блессинг. Его компания придумала, как снизить стоимость услуг (за счет конкуренции между гидами), не жертвуя качеством: если услуга не удовлетворяет заказчика, администрация сайта возвращает деньги. Гидов привлекают низкими комиссионными (туроператоры берут в среднем 30%, а LocalGuiding.com — лишь 10%) и мотивируют к работе рейтингом, который составляется на основе отзывов клиентов. Кроме того, гиды могут рекламировать себя на персональных страницах на сайте.Истратив $40 тыс. подъемных, Роберт пошел обивать пороги офисов чилийских венчурных фондов. Первое время ему отказывали, но, как вскоре заметил Блессинг, всякий раз отказ аргументировали разными причинами. «В одном случае мне сказали, что нет информации о том, когда планируется вернуть инвестиции, во втором — что не хватает аналитических выкладок по рынку, в третьем — что мало информации о членах команды», — вспоминает Блессинг. Учтя замечания инвесторов, Роберт доработал заявку и получил желанные $120 тыс.
Сейчас на сайте LocalGuiding.com зарегистрированы более 1 тыс. гидов из ста стран, которые предлагают около 3 тыс. разных экскурсий. Несмотря на «красивые» цифры, большинство гидов — американцы, а сайт доступен только на английском языке. В планах немецкого предпринимателя сделать сайт доступным на большинстве языков мира и выйти на глобальный рынок. Увеличивать трафик Роберт планирует с помощью SEO, а также за счет партнерской программы. «Мы предлагаем партнерам бесплатно встраивать наше приложение в сайты и получать процент от дохода», — рассказывает Роберт.
В туристической отрасли начал свой бизнес и украинец Олег Ясинский. Правда, в отличие от Роберта, ставку он сделал на русскоговорящую клиентуру и обошелся без субсидий от государства. В 1994 году Олег, с детства грезивший странами Латинской Америки, впервые приехал в Чили с краткосрочным рабочим визитом — в качестве консула Украины, а через два года решил сюда переехать. Отказавшись от дипломатического статуса, Олег первое время работал почтальоном, продавцом бутербродов, затем переквалифицировался в театрального продюсера, после чего, поняв, что быть чилийским пролетарием не для него, решил открыть турбизнес. Чтобы познакомиться с отраслью, он начал подрабатывать гидом. Свою нишу на рынке Ясинский обнаружил случайно. Как-то он сопровождал группу туристов на провинциальные меднорудные шахты. Одного из путешественников (оказавшегося крупным инвестором из России) так впечатлили виды, что он поделился с Олегом, что эта поездка — самая интересная за последнее время, и порекомендовал открыть в Чили турагентство, специализирующееся на таких клиентах, как он. Пять лет назад Ясинский зарегистрировал компанию Imaginasur, потенциальные клиенты которой — состоятельные путешественники из бывшего СССР, готовые заплатить за экскурсию несколько тысяч долларов. Агентство специализируется на нестандартных маршрутах.
Программы туров (сам Ясинский предпочитает называть их «экспедициями») подбираются индивидуально. Полет на вертолете над Андами, поход в пустыню Атакама, поездки в сельву Амазонки, плавание на деревянном паруснике в Патагонии и т.д. Среди заказчиков Imaginasur не только частные лица, ищущие приключений, но и телевизионные компании, снимающие в Латинской Америке фильмы о природе. В этом случае турфирма берет на себя обязательства по логистике и сервисному сопровождению съемочной группы. В штате Imaginasur кроме самого Ясинского числится только два человека (секретарь и еще один бизнес-партнер). С фирмами, оказывающими услуги на местах, компания заключает контракты по мере необходимости. «В последние несколько лет наш оборот составляет от $250 тыс. до $430 тыс. в год», — говорит Ясинский.
Свои услуги Imaginasur продает и через турагентства в СНГ, но основной поток клиентов приходит напрямую. «Срабатывает принцип сарафанного радио. Также помогают налаженные контакты с российским посольством», — делится секретами украинец. По мнению Ясинского, компания почти не ощущает конкуренции — других фирм, готовых предложить подобный сервис, в Чили нет, а ценовой демпинг в этой нише его не пугает.
Павел Просяников, независимый консультант по иммиграции, считает, что Чили привлекает мигрантов как самая благополучная в своем регионе страна. Большинство русскоязычных мигрантов, решивших начать бизнес в Чили, по наблюдению Павла, не имеют предпринимательского опыта: «Они получили наследство или удачно продали что-то и решили, что если приедут в Чили и запустят на вырученные деньги дело, в основе которого какое-нибудь ноу-хау, то построят конкурентоспособный бизнес. Такие ожидания почти всегда расходятся с реальностью. Безусловно, приезжают и опытные предприниматели, которые, как правило, открывают по отработанной на родине схеме вполне себе заурядные и успешные магазины, булочные, небольшие мясные и рыбные производства, транспортные компании, IT-фирмы». По мнению Тимофеева, проживание и ведение дел в Чили сопряжено с очевидным и весьма дорогим неудобством — географической удаленностью: «Начинающего бизнесмена будет больно бить по карману стоимость авиаперелета в Россию и обратно ($1500-2000)».
Олег Ясинский считает, что человек с российским менталитетом достаточно легко впишется в чилийскую социально-культурную и бизнес-среду. «СССР был в какой-то мере провинцией мира, обособляющей себя от других развитых стран. То же самое происходило и с Чили, поэтому в ментальном плане мы «провинциальные» нации, — комментирует Ясинский. Он подчеркивает, что чилийцы лояльно настроены к россиянам: — Они привыкли видеть европейцев и американцев, но русский, добравшийся до Чили, — это экзотика, он в центре внимания. К тому же многие благодарны России за поддержку их борьбы против диктатуры».
Опрошенные нами предприниматели сходятся в том, что чилийцы, как правило, не стремятся стать бизнесменами, предпочитая быть наемными работниками. Но при этом они готовы усердно работать. «По сравнению с японцами чилийцы, конечно, не особенно трудолюбивая нация. Но по сравнению с остальными латиноамериканцами чилийцы настоящие трудоголики», — говорит Ясинский.
Русскоязычные бизнесмены в один голос утверждают, что самый перспективный сегмент бизнеса в Чили — строительство. «Если ты не знаешь, с чего начать бизнес в Чили, — вкладывайся в недвижимость, это беспроигрышный вариант», — заверяет Павел Просяников. По его мнению, страна переживает строительный бум, цены на квадратные метры растут, а сами квартиры с появлением после землетрясения 2010 года новых нормативов на строительство становятся более дорогими. Наиболее прибыльным сегментом Павел считает жилую недвижимость эконом-класса типа «студио» и однокомнатные квартиры. Вложения в недвижимость Чили, по оценкам специалистов Chile Grupp, могут приносить 15% прибыли, а сама прибыль не облагается налогом. Еще одно направление, на которое, по мнению Олега Ясинского, стоит обратить внимание, — это возделывание виноградников: «Очень многие иммигранты сразу же покупают плантации: ягоды растут быстро, а экспортный рынок всегда открыт». Есть перспективы и у онлайн-бизнесов: по данным Павла Просяникова, уровень проникновения интернета в Чили — почти 90%.
Несмотря на все перспективы, предприниматели не считают бизнес в Чили высокорентабельным. «По сравнению с прибыльностью бизнеса в России вложения в Чили — это, по сути дела, замораживание денег. Но замораживание надежное, подкрепленное законопослушностью субъектов бизнеса. Судебная власть здесь абсолютно независима», — убежден Олег Ясинский.
Start-Up Chile
Программа была запущена правительством Чили в 2010 году. Помимо безвозмездной субсидии в размере $40 тыс. участники получают годовой вид на жительство в Чили, помощь в открытии банковского счета и оформлении отдельных документов, а также бесплатный офис (в формате коворкинга) в Сантьяго. Для участия в проекте необходимо заполнить заявку, сопроводить ее рекомендательными письмами, а также видеороликом или презентацией. Принципиальное условие — проект должен быть моложе двух лет. Большинство проектов, участвующих в Start-Up Chile, ориентированы на IT, но иногда встречаются и такие проекты, как система водоочистки и водоснабжения.
Экономические показатели Чили
• Уровень инфляции в Чили в период с 2002-го по 2012 год не превышал 4% в год (за исключением кризисного периода с начала 2008-го по середину 2009 года, когда инфляция доходила до 8%).
• Уровень безработицы в период с 2002-го по 2012 год — в пределах 10%. ВВП на душу населения (данные на декабрь 2011 г.) — $17,4 тыс. (по паритету покупательной способности). Для сравнения: в России — $16,7 тыс., в Аргентине — $17,7 тыс., в Бразилии — $11,8 тыс.
• Показатель FDI (прямые иностранные инвестиции) в 2011 году составил $8210 на душу населения. Для сравнения: в России — $2130, в Аргентине — $2117, в Бразилии — $1800.
Как открыть бизнес в Чили
Открытие бизнеса в Чили — сложная бюрократическая процедура. По возможности постарайтесь нанять сведущего юриста. Если такой возможности нет или вам хочется познакомиться с чилийской бюрократией лично, вас ожидает следующая последовательность действий:
1. Cоставление учредительного договора компании (Escritura) и его карточки-реферата (Extracto). В договоре отражается организационно-правовая форма бизнеса, имена учредителей и соучредителей и их доли, условия распределения дохода; в карточке содержится та же самая информация, но в сжатом виде.
2. Нотариальное заверение вышеозначенных документов.
3. Передача договора, карточки и экземпляра газеты в городской коммерческий реестр (Conservador de Bienes Raices), где фиксируется запись об открытии фирмы.
4. Публикация информации из карточки-реферата в официальном бюллетене национальной газеты Diario Oficial (функция, подобная той, что в России закреплена за «Российской газетой», публикующей законы). Есть электронная версия газеты.
5. Передача документов, дополненных выпиской из коммерческого реестра, в налоговую службу (Servecio de Impuestos Internos). Получение ИНН.
6. Получение патента (Patente). Любая экономическая деятельность в Чили в обязательном порядке патентуется. Патент выдается в администрации города при предоставлении всех необходимых документов.
7. Открытие расчетного счета (Cuenta Bancaria). Нужно иметь в виду, что некоторые из чилийских банков не согласятся открыть коммерческий расчетный счет сразу, а попросят в течение первого полугода ведения бизнеса пользоваться «гражданским» счетом, имеющим ограничения по сумме проводимых транзакций.
Вот вроде и все. В среднем регистрация местного ООО (Sociedad de Responsabilidad Limitada) занимает два-три месяца и обходится в сумму от 150 тыс. до 250 тыс. песо ($300-500) — в зависимости от тарифов нотариусов, типографий, банков и прочих учреждений. Процедура регистрации интернет-бизнеса значительно проще и занимает всего несколько дней.
Текст: Дмитрий Кристофор