Дмитрий Агарунов
Сейчас, когда я пишу эту колонку, на дворе конец февраля 2012 года, и я наблюдаю, как некоторые из моих коллег-предпринимателей беспокоятся о том, начнется ли очередной виток кризиса, как поведет себя новоизбранный президент, станет ли хуже наша жизнь в этом году. Часто нам кажется, что мы полностью зависимы от внешних факторов, и с этим трудно поспорить. Однако признание того, что большинство вещей сильнее нас, совсем не обязательно делает нас жертвами обстоятельств. То, как мы будем чувствовать и вести себя, определяется нашим отношением к происходящему.
Мы сами выбираем те чувства, которые хотим испытывать. Наша жизнь никогда не бывает идеальной — проблемы были, есть и будут, и только от нас зависит, будем ли мы страдать или с радостью преодолевать трудности, воспринимать жизнь как захватывающее приключение. Для меня очевидно, что наши чувства и обстоятельства нашей жизни — это явления, не связанные между собой. Миллиардер может ощущать скуку и безнадежность, а узник может сохранять позитивный настрой и с воодушевлением дожидаться освобождения.
Научившись контролировать свои чувства и выбирая позитивные эмоции, мы перестаем быть жертвой. Следующий шаг — подготовить план действий для разных сценариев. Спросите себя, чего вы боитесь. Если я заранее знаю в деталях, что я буду делать в той или иной ситуации, я опять же перестаю быть жертвой. Представим, что в 2012 году в России разразился кризис, сопровождаемый падением национальной валюты, цен на недвижимость, потребительского спроса. Что делать в таком случае?
Кризис 1998 года оказался для меня полной неожиданностью. Рубль резко обесценился, а у меня не было никаких резервов. Компания была парализована, я испытал настоящий шок, от которого пошатнулось мое здоровье. В кризис 2008 года я потерял гораздо больше денег, но совершенно не переживал об этом. Ожидая кризис, я ничего не делал, потому что заранее предсказать развитие событий нельзя — а вот иметь план можно! В первый кризис я долго болел, моя семья распалась. Второй кризис прошел без последствий для моего здоровья, а в семье появилось еще два ребенка. Что изменилось за десять лет? Антикризисные меры были те же, что и прежде: сокращение расходов, запуск экспериментальных проектов. Разница была только в отношении: я чувствовал себя совершенно спокойно, рассматривая кризис как возможность заработать. И таких возможностей хватает, нужно лишь приглядеться к ним. Например, я был бы рад выкупить у своих партнеров их долю в своей компании по очень привлекательной цене, поскольку издательский бизнес стал непопулярным у инвесторов и они готовы избавиться от проблемного (с их точки зрения) актива.
К кризисам следует относиться как к органичным процессам, происходящим в свободной рыночной экономике. Радоваться подъему и расстраиваться из-за спада глупо, поскольку это две стороны одной медали. Столь же глупо бояться потерять лишние деньги (просто потому, что они лишние). Живя на подъеме, нельзя рассчитывать, что он продлится вечно. Это, на мой взгляд, столь же инфантильно, как неприятие основ мироздания. Представьте, что мы начнем отрицать сон: «Нам было так хорошо днем, мы играли, бегали и прыгали на солнышке, а сейчас наступит ночь и нам будет темно и страшно». Так рассуждают несмышленые дети, а взрослые знают, что ночь нужна для совсем иных дел: поужинали, занялись сексом и легли спать. Аналогичным образом зрелый человек воспринимает подъемы и спады в экономике как норму, а незрелый надеется, что внешние условия всегда будут ему благоволить.
В заключение я хотел бы задать провокационный вопрос: есть ли у вас план на случай вашей смерти? Знают ли ваши ближайшие родственники, что делать в этом случае, или вы обрекаете их самостоятельно выпутываться из ситуации? Есть ли у вас план на случай пожара или иного ЧП в вашем офисе (на складе, на заводе и т.д.)? Знаете ли вы, что будете делать, если на вас совершат нападение или заведут против вас уголовное дело? Проработка таких планов — отличный способ напомнить самому себе: выбираю не быть жертвой!