В НЕДРАХ ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ВСЕОБЩИЙ АЖИОТАЖ P2P-ЭКОНОМИКИ ЗРЕЕТ ТИХАЯ B2B-РЕВОЛЮЦИЯ
Зародившаяся примерно десять лет назад так называемая «солидарная экономика» (или «экономика равных») буквально из ничего превратилась в сообщество глобальных бизнесов, стоящих миллиарды долларов. Концепция P2P-экономики (peer-to-peer economy) — люди с помощью современных технологий ищут и покупают друг у друга «избыточные» ресурсы — являет собой триумф краудсорсинга и доверия. Такие P2P-платформы, как финансовая Lending Club, международная онлайновая служба такси Uber и интернет-площадка для краткосрочной аренды частного жилья по всему миру Airbnb стремительно рванули в лидеры рынка, связывая с помощью интернет-платформ людей напрямую, без дорогостоящих посредников. Неудивительно, что инвесторов это сильно заинтриговало, а всех остальных даже стала слегка раздражать шумиха, поднятая вокруг «солидарной экономики».
Но в недрах этой экономики зреет не столь бросающийся в глаза тренд, на который только сейчас начинают обращать внимание средства массовой информации. Между тем у этой новой концепции, возможно, гораздо больший потенциал, чем у экономики, связывающей напрямую потребителей. Речь идет об открытом солидарном использовании ресурсов в сфере бизнеса — P2P для компаний. Всего за несколько лет стало ясно, что свободный от предрассудков обмен важными материальными ресурсами, которые в ином случае остались бы неиспользованными (включая помещения и промышленное оборудование), позволяет солидарным компаниям действовать более эффективно, чем их «обычным» конкурентам. Те солидарные компании, которые идут еще дальше и искренне готовы делиться и нематериальными активами, могут извлечь выгоду из перемен другого рода (в том числе и в корпоративной культуре), которые дают возможность выстроить новые типы связей с внешним миром, восприимчивых к его изменениям. Снося «оборонительные стены» и делясь своими «секретами» («у нас есть талантливые специалисты, которые недогружены работой», «мы обладаем замечательным ноу-хау, но не знаем, как превратить его в продукт, который захотят покупать люди» и т.д.), такие компании могут не только улучшить собственные результаты, но и внести свой вклад в коллективное благо.
Пожалуй, самым распространенным видом солидарной деятельности на сегодняшний день является совместное использование простаивающей недвижимости, так как этот вид издержек становится для компаний все более тяжелым бременем, снижающим доходность. Если вы сейчас читаете эту статью в типичном офисе, то, скорее всего, вокруг вас полно свободных столов. Между тем сейчас есть множество цифровых платформ, которые позволяют наладить всеобъемлющую коммуникацию между владельцами и арендаторами недвижимости, чтобы использовать этот актив более эффективно. К примеру, британская Sharemyoffice.co.uk предлагает сервис, обеспечивающий коммуникацию между теми, кто заинтересован в краткосрочной аренде офисов, и компаниями, у которых есть свободные площади. Рэчел Ботсман в своей статье, опубликованной в сентябрьском номере Harvard Business Review за прошлый год, приводит другой показательный пример: воспользовавшись онлайн-платформой LiquidSpace, гостиничная сеть Marriott превратила свои простаивающие конференц-залы в офисные помещения, которые теперь сдаются в аренду.
Ботсман упоминает и о множестве других способов применения цифровых платформ в сфере В2С. Но куда более значимые примеры эффективного обмена активами можно обнаружить в сфере В2В – в частности, на промышленных предприятиях, где гибкость цифровых и других современных технологий позволяет компаниям совместно использовать производственные мощности и оборудование. В нынешних условиях, когда заводы и фабрики загружены в среднем лишь на 80%, это имеет существенное значение. В 2011 году компания MedImmune (подразделение фармацевтического концерна AstraZeneca, производящее биологические препараты) согласилась на совместное использование своих производственных линий с другим фармацевтическим гигантом, Merck: у первой компании был избыток мощностей, а вторая нуждалась в большей гибкости. По мере появления онлайн-платформ, ориентированных на промышленные компании, станет более реальным совместное использование сырья, сбытовой инфраструктуры и других капитальных вложений. К примеру, голландский стартап FLOOW2 для облегчения солидарного использования своего оборудования, производственных мощностей и рабочего времени сотрудников создал онлайн-«биржу», где все эти активы торгуются абсолютно прозрачно. Кроме того, FLOOW2 разрабатывает собственные технологические платформы, с помощью которых другие компании имеют возможность встраивать эти предложения в собственные продукты. Солидарные ресурсные платформы могут помочь и в деле сохранения устойчивости окружающей среды, поскольку они позволяют компаниям совместно закупать необходимое сырье, уменьшая тем самым негативное воздействие на экологию.
Столь же перспективным представляется и рынок солидарных нематериальных активов — научного потенциала, корпоративных знаний и интеллектуального капитала. Как известно, во многих компаниях техническая экспертиза используется крайне неэффективно — зачастую лишь из-за того, что развитие научно-исследовательского отдела не входит в число текущих стратегических приоритетов организации. Но вместо того, чтобы сокращать штат научно-исследовательского отдела, можно поделиться этим ценным активом с другими компаниями.
В сущности, компании уже много лет обмениваются своим научным потенциалом. К примеру, фармацевтические и автомобилестроительные компании на ранних стадиях инвестиций в разработку и проектирование продуктов довольно часто создают партнерские консорциумы, отряжая туда в случае необходимости своих ключевых специалистов. Но сейчас, после появления платформ, позволяющих обмениваться сотрудниками, компании могут сдавать и брать экспертов «в аренду» более гибко и массово. В 2013 году, когда было объявлено о слиянии Elance и oDesk — двух сайтов, позволяющих компаниям обмениваться специалистами для работы по схеме фриланса, — объем их брокерских услуг на онлайн-рынке аренды персонала составил $750 млн.
Благодаря таким платформам компании могут арендовать гибких, нацеленных на результат сотрудников, не беспокоясь о том, как обеспечить их фронтом работ, если вдруг случится экономический спад. Кроме того, эти платформы, похоже, привлекают наиболее талантливых людей — ведь они теперь могут реализовать свой творческий потенциал сразу во множестве компаний (креативные проекты, как правило, являются краткосрочными), сохраняя при этом все те существенные выгоды, которые обычно предлагает своим наиболее ценным работникам единственный работодатель. Такой формат может стать самым завидным вариантом работы по найму: это все равно что фриланс с гарантированной пенсией.
Интеллектуальный капитал — еще один нематериальный актив, обладающий большим потенциалом для солидарного использования. Высокотехнологичные компании владеют огромным количеством патентов. Только в 2013 году пять крупнейших держателей патентов в США – IBM, Samsung, Canon, Sony и Microsoft — оформили в совокупности 21 000 патентов. Но лишь незначительная часть оформленных патентов используется в производстве, поскольку вывод патентованных продуктов на рынок требует больших инвестиций.
Понимая это, General Electric в 2013 году вложила $30 млн в партнерство с онлайновым сообществом изобретателей Quirky. Благодаря этому партнерству изобретатели из Quirky получили открытый доступ к патентам и технологиям GE, а сама General Electric — возможность с выгодой использовать изобретенные ими «забавные» потребительские товары. Партнеры планируют уже в ближайшие месяцы вывести на рынок несколько таких продуктов — оконный кондиционер, управляемый смартфоном; индикатор для бытовых газовых баллонов, который включается, когда пропан на исходе; контролирующий монитор для дома, способный на выбор отслеживать передвижения, шумы, работу осветительных приборов или изменение температуры в помещениях. (В сентябре 2014 года, когда Electrolux купила подразделение GE, занимающееся выпуском бытовой техники, Quirky лишилась доступа к соответствующим патентам General Electric, хотя и пыталась их выкупить, но во всех других сферах партнерство GE и Quirky продолжается.)
Перспективы солидарного использования интеллектуального капитала не ограничиваются одним лишь сбором идей, предложенных сторонними изобретателями через открытые платформы. Важно не само открытие той или иной платформы для внешних разработчиков ради создания вспомогательных продуктов и программного обеспечения, как это уже на протяжении десятилетий делают компьютерные компании. Главный потенциал новых платформ состоит в том, что они позволяют предложить определенный сегмент интеллектуального капитала компании всему миру, чтобы все могли использовать его в своей продукции, принося тем самым прибыль держателю патента.
В своем нынешнем виде солидарное использование интеллектуального капитала обычно сводится к сотрудничеству двух сторон, стремящихся вывести на рынок инновационные решения. Например, китайская компания Haier, выпускающая бытовую технику, приглашает сторонних изобретателей и разработчиков, чтобы создавать инновационные продукты, которые они могли бы производить совместно (интервью с главой Haier Чжан Жуйминем читайте в СБ № 01/2015. — прим. ред.). Впрочем, при солидарном использовании интеллектуального капитала не обязательно налаживать совместное производство. К примеру, компания, обладающая патентом на новый тип аккумуляторных батарей, может не разрабатывать эту батарею сама, а выставить эту технологию на «обмен» — и выйти таким образом на другую компанию, у которой есть свои перспективные разработки, которые невозможно реализовать без тех самых аккумуляторных батарей.
В некоторых высокотехнологичных отраслях, где интеллектуальная собственность более ликвидна, конкуренты все чаще становятся сотрудничающими сторонами. К примеру, в 2012 году Apple объявила о широкомасштабном лицензионном соглашении с компанией HTC. А Google и Samsung недавно договорились о совместном использовании всех новых патентов, которые будут ими получены в течение десяти лет. Подобные соглашения помогут компаниям избежать дорогостоящих патентных войн, а высвободившиеся ресурсы вложить в инновации.
Опыт таких платформ, как Airbnb, показывает, что ее участники становятся более сплоченными и чуткими, поскольку их взаимодействие не ограничивается чисто деловыми отношениями — они ведь останавливаются в домах друг у друга. Нечто похожее может произойти и в бизнес-сфере — по мере того, как руководители и сотрудники компаний начнут обмениваться своими ресурсами, интеллектуальным капиталом, временем и помещениями. Это принесет огромную пользу всем: компании повысят свою эффективность, сотрудники станут более энергичными, а новые продукты и сервисы будут соответствовать ожиданиям потребителей. Открывающиеся возможности будут ограничены только воображением лидеров, принимающих решения. Создавая «обменные» активы, которые помогут налаживать все больше B2B-связей и позволят использовать эти активы эффективно и творчески, лидеры будут находить все больше разнообразных способов получения прибыли, которую им сулит превращение в солидарную компанию.
Текст: Роберт Воэн;
Перевод: Шалва Куртишвили