Ярослав Глазунов
Член глобальной практики по работе с советами директоров Spencer Stuart – международной компании в области поиска, оценки и развития членов советов директоров и топ-менеджмента. Консультирует частные и публичные компании по вопросам формирования и развития советов директоров и управленческих команд, а также планирования преемственности.
Окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова, прошел обучение по программе лидерства в бизнес-школе INSEAD. Член международной организации бизнес-лидеров Young Presidents Organization (YPO).
yglazunov@spencerstuart.com
По просьбе знакомого инвестора некоторое время назад я встретился с предпринимателем, работающим в потребительском секторе. Он решил сформировать управляющую компанию, нанял для нее СЕО, у которого уже был схожий опыт работы. Через год он расстался с СЕО. Нанял другого, но уже через 8 месяцев понял, что и он не подходит.
К моменту нашей встречи этот предприниматель был на финальной стадии переговоров с третьим СЕО. Он был полон энтузиазма, рассказывал о том, какой прекрасный опыт у кандидата и что они вместе смогут сделать. Я поинтересовался, что было не так с предыдущими двумя СЕО. Предприниматель сказал, что они не могли разобраться в его бизнесе, продукты стали терять свою долю на рынке, а многолетние партнеры и сотрудники уходили к конкурентам. Это было странно, так как у обоих CEO был многолетний деловой опыт. Я попросил предпринимателя выделить одно самое важное профессиональное качество, которое критически необходимо для успеха в его бизнесе. Подумав, он ответил: «Гибкость». Затем я попросил его назвать второе по важности качество. «Понимание потребителя», — услышал я в ответ. Тогда я задал ему вопрос, обладают ли двое прошлых СЕО и будущий СЕО этими двумя качествами. Буря эмоций отразилась на лице предпринимателя. Спустя немного времени он ответил, что именно этих качеств он не наблюдает ни у одного из трех топ-менеджеров.
Для продолжительного успеха нужно постоянно обновлять свой «старый багаж». Мы не знаем то, чего не знаем. Хорошо, когда есть стремление узнавать новое. Наем топ-менеджера — зона высокого риска, где значение имеют все детали. Между тем многие предприниматели слишком быстро принимают решение о найме CEO, основываясь на фактах, лежащих на поверхности, и редко обращают внимание на важные, но не столь заметные нюансы.
О том, чем это чревато, можно судить по такому примеру: СЕО успешной компании, работающей на высококонкурентном рынке потребительских товаров, пригласили возглавить компанию-аутсайдера на регулируемом рынке связи. Акционеры, впечатленные его предыдущими успехами, возлагали на нового CEO большие надежды. В реальности оказалось, что именно те качества, которые помогли СЕО стать успешным в предыдущей компании — напористость, доминирование в команде, бескомпромиссность, — помешали ему добиться успеха в новой компании, где было чрезвычайно важно понять окружающих, услышать мнение «другой» стороны, тесно работать с «бэк-офисом», держаться не вызывающе.
Определить, какие два-три навыка/качества принесут 80% результата, — ключ к прогнозированию успеха. У каждого руководителя есть индивидуальные сильные стороны. У кого-то лучше получается вдохновлять людей на новые прорывы, у кого-то — жестко реструктурировать компанию. Кто-то хорош для развития компании, кто-то — для того, чтобы вывести организацию из кризиса. Важно понимать, на каком этапе развития находится компания и какой тип лидера необходим для данного этапа.
Панда, как и гризли, является медведем, но их образ жизни и рацион кардинально отличаются. Даже в Голливуде пока не придумали гибрид Супермена, Человека-паука и Бэтмена — а уж в реальной жизни универсального руководителя найти просто невозможно. Понимая это, нужно грамотно формировать команду вокруг руководителя, компенсируя отсутствие определенных навыков у бизнес-лидера.
Каждая причина или действие имеет то или иное следствие. Чтобы увеличить вероятность найма «правильного» CEO, задайте себе несколько вопросов: зачем я хочу нанять топ-менеджера? что я получу от его найма? кто будет способен достичь успеха и какие условия нужны, чтобы он смог достичь успеха? Лучше потратить неделю на четкое осмысление основных качеств и характеристик будущего CEO, чем разбираться в режиме онлайн с последствиями поспешного найма топ-менеджера, как это происходило в случае с вышеупомянутым предпринимателем.