Краткое содержание книги Лоренс Кэпрон и Уилла Митчелла «Создай, займи или купи: как решить дилемму роста» (Laurence Capron, Will Mitchell. Build, Borrow, or Buy: Solving the Growth Dilemma), издательство Harvard Business Review Press, 2012
За 13 кварталов, прошедших с января 2009 года, средний темп роста экономики США составил всего 1,4%. Столь длинной полосы таких низких темпов роста не наблюдалось уже более 60 лет. В подобной ситуации всем компаниям, которые хотят сформировать возможности для последовательного и здорового роста, необходимо иметь в своем распоряжении правильные ресурсы — ноу-хау, технологии — и правильно их использовать. Именно поэтому выход книги Лоренс Кэпрон, профессора школы бизнеса INSEAD, и Уилла Митчелла, профессора Школы бизнеса Фукуа при Университете Дьюка, можно считать очень своевременным.
Книга представляет собой тщательно структурированное исследование трех фундаментальных моделей — или «путей» — получения ресурсов, необходимых для роста. Необходимые ресурсы можно «создать», то есть разработать внутри компании; можно «взять взаймы» за счет участия в подряде или партнерстве; наконец, их можно приобрести за счет слияний и поглощений, или «купить». По мнению авторов, компании должны обладать экспертными знаниями обо всех трех моделях. Изучая телекоммуникационную отрасль, авторы обнаружили, что «у компаний, пользующихся несколькими моделями получения новых ресурсов, вероятность выжить в течение ближайших пяти лет на 46% выше, чем у компаний, пользующихся только созданием партнерств; на 26% выше, чем у компаний, предпочитающих развиваться только за счет слияний и поглощений, и на 12% выше, чем у компаний, полагающихся только на внутренние резервы».
Самое поразительное в результатах исследований, проведенных Кэпрон и Митчеллом, то, что большинство компаний используют только одну или две модели получения ресурсов. Возможно, все дело в том, что эффективно использовать все три варианта сложно, так как нужно вовремя и плавно переключаться с одной модели на вторую или третью. Авторы приводят длинный перечень факторов, препятствующих этому: внутренний конфликт интересов, организационная предвзятость, укоренившиеся привычки, прошлые ошибки и др. При таком количестве барьеров, мешающих получить правильные ресурсы правильным же способом, даже удивительно, что компаниям вообще удается расти после первичного успешного выхода на рынок. Возможно, именно эти барьеры стали причиной того, что за последние несколько десятков лет практически полностью изменился список компаний, формирующий индекс S&P 500.
Получение необходимых ресурсов для поддержки роста — один из главных вызовов, стоящих перед лидерами компаний. Для начала нужно выбрать модель, оптимально подходящую для решения конкретной задачи. Авторы предлагают руководителям компаний сначала рассмотреть вариант с формированием ресурсов внутри компании, потом подумать об их заимствовании, и только в крайнем случае принимать решение о покупке ресурсов. Такую последовательность действий Кэпрон и Митчелл обосновывают предположением о том, что по мере продвижения от создания ресурсов к их заимствованию и покупке сложность задачи возрастает, а вероятность успеха снижается.
Авторы книги предлагают «дерево решений» для успешной навигации между тремя моделями. Для этого нужно ответить на четыре вопроса в следующей последовательности:
1. Есть ли у вашей компании внутренние ресурсы, «подобные тем, которые вам необходимо создать, и при этом превосходящие ресурсы ваших конкурентов»? Если да, создавайте их.
2. Можете ли вы легко заключить сделку для получения необходимых ресурсов? Если да, возьмите их взаймы, заключив договор подряда.
3. Должны ли вы тесно сотрудничать с поставщиком данных ресурсов? Если да, берите их взаймы, создав партнерство.
4. Можете ли вы успешно приобрести и интегрировать ресурсы, предоставляемые поставщиком? Если да, покупайте.
Хотя эти вопросы достаточно прямолинейны, авторы предупреждают, что ответить на них честно не так-то просто. Поэтому в книге предлагается множество советов и способов, позволяющих правильно понять задачи, стоящие перед компанией, а также приводятся примеры практической реализации этого метода.
Основная мысль, которую авторы книги «Создай, займи или купи» хотят донести до читателя, такова: каким бы из трех путей ни пошел руководитель в той или иной ситуации, все они должны вести к одной и той же цели — ресурсам, необходимым для успешной реализации корпоративной стратегии. Осознание того, что методы получения ресурсов для реализации стратегии и сама реализация этой стратегии — это две разные задачи, будет весьма полезным, поскольку поможет руководству компании избежать ловушки, когда вся стратегия сводится к поиску ресурсов. Ведь в этом случае заимствование и покупка ресурсов могут стать коварным и весьма непрочным костылем для компаний, которым стало трудно развиваться.
На самом деле в книге рассматривается только часть той «дилеммы роста», о которой упомянуто в названии: Кэпрон и Митчелл объясняют, как определить оптимальную модель для получения ресурсов, необходимых для роста, но при этом предполагается, что читатель уже знает, как выработать правильную стратегию роста и определить, какие именно ресурсы необходимы для ее реализации.
Тем не менее авторы предлагают весьма убедительную схему для определения правильных моделей получения ресурсов, оживляя довольный трудный для понимания текст множеством практических примеров.
Никакая стратегия не будет полноценной, пока не найден ответ на вопрос о методах ее реализации, и многие стратегии провалились именно потому, что никто не подумал задаться этим вопросом. Более того, уверенность при выборе стратегии и ее реализации в значительной мере зависит от того, знают ли в компании о том, как получить необходимые ресурсы. Книга «Создай, займи, купи» поможет вам усовершенствовать и стратегию вашей компании, и методы ее реализации.
“Sourcing Growth” by Ken Favaro reprinted with permission
from the Spring 2013 issue of strategy+business, published by Booz & Company Inc.
Copyright © 2013. All rights reserved. www.strategy-business.com
Текст: Кен Фаваро