Юрий Кузнецов
Окончил Санкт-Петербургский университет (специальность — психолог), прошел курс обучения в Japan Kinesiology Institute (Осака, Япония). Владелец и президент международной тренинговой компании GRC, основанной в 1992 году. Компания специализируется на корпоративных тренингах и тренингах личностного роста, занимается семейным консультированием, ZEN-коучингом. 53 филиала GRC открыто в 47 городах России и за рубежом.
presidentgrc@gmail.com
Сегодня, когда даже правительство не скрывает, что в стране сложная экономическая ситуация, у многих предпринимателей возникает страх перед неизвестностью и возможными неудачами, усугубляемый ухудшающимися финансовыми показателями компании. Но это не повод паниковать: пришло время большей ответственности.
Пока петух никуда не клевал, все было хорошо. Но во время кризиса многие начинают ощущать себя заложниками ситуации: мол, плохая экономика в городе, области, стране, мире. Между тем во время кризиса нужно научиться сохранять спокойствие и не паниковать. Паника лишает нас способности трезво мыслить. Толку от этого нет. Важно осмотреться и проанализировать ситуацию: где и как ваша компания может быть полезна другим людям. Я всегда говорил, что если предприниматель будет думать о том, как в первую очередь удовлетворить потребности других, то он может не беспокоиться о своем собственном выживании. Его услуги или продукция всегда будут востребованы.
Что такое ответственность? С философской точки зрения — это контекст, в котором мы живем. Мы не можем жить вне ответственности. Мы ответственны и за свои «да», и за свои «нет». Другое дело, что очень часто мы не замечаем своей ответственности за то, что происходит вокруг. Коллапс любой компании неизбежен, если уровень безответственности достигает того предела, за которым уже невозможны нормальные отношения в команде, а возможности зарабатывать и создавать ценности отсутствуют вообще.
Когда все хорошо, большинство предпринимателей не задумываются о таких важных составляющих бизнеса, как обучение сотрудников, мотивация, самомотивация, миссия, стратегические цели и планы. Но предприниматель должен уделять этому время всегда. У многих компаний стратегии и планы разработаны только на один год. Может быть, в этом и есть какая-то доля разумности, но я считаю, что стратегические цели должны быть путеводной звездой для бизнеса. Планы по достижению целей, конечно, можно менять, но стратегические цели и ту миссию, то добро, которое компания несет людям, — нет. Если вы доктор и ваши соседи попросят срочно помочь больному — вы ведь не скажете им, что ваш рабочий день закончился и пусть они вызывают «скорую помощь». Свою миссию мы должны выполнять всегда.
Вопрос в том, как сделать ответственность контекстом жизни. По всей видимости, нужно рассматривать все происходящее как ресурс и как возможность сделать что-то полезное. Недавно прошла телевизионная акция на Первом канале, в ходе которой когда мы все смогли собрать 500 млн руб. для помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Прекрасно, но почему люди объединяются, только когда кому-то плохо? Почему нельзя объединиться, когда все хорошо?
Одна из самых больших ошибок — это увольнение людей из-за кризиса. На самом деле в сложные времена нужно, наоборот, сплачиваться и искать новые возможности: если ваша продукция сейчас не востребована, посмотрите, что востребовано. Те, кто успевает позаботиться об этом заранее, проходят через кризис намного легче. Простой пример: я долгое время пользовался пакетом телеканалов «НТВ-Плюс», платя за это около $100 в месяц, потом стал клиентом «Ростелекома», где тот же пакет стоит 600 руб. Сейчас я получил рассылку от «НТВ-Плюс», где мне предлагают то же самое за 500 руб. в месяц. Но они опоздали со своим предложением на полгода. Если в компании думают о клиентах и о том, как максимально удовлетворить их потребности, то компания будет процветать в любой ситуации. Но без ответственности это невозможно. Причем я имею в виду не только ответственность предпринимателя. Владелец бизнеса должен установить границы ответственности для каждого aнуту нужно помнить о том, что безопасность движения поездов зависит от простого стрелочника.