Кэмерон Герольд
Наставник, бизнес-тренер, консультант по вопросам управления. Занимал руководящие посты в ряде компаний, наибольшую известность приобрел в качестве операционного директора компании 1-800-GOT-JUNK, которая за семь лет его руководства увеличила оборот с $2 млн до $106 млн. Сейчас возглавляет основанную им компанию BackPocket, которая оказывает консалтинговые услуги предпринимателям по всему миру.
Современная система образования склоняет детей становится адвокатами, экономистами, докторами, но не предпринимателями. А выделяющихся из толпы детей с синдромом дефицита внимания, известного так же как «синдром СЕО» (кстати, этот синдром был у Стива Джобса, Теда Тернера, и у всех троих основателей Netscape), тут же пытаются вернуть к «стандарту». В программах MBA я не вижу большой пользы для предпринимателей. Программы MBA рассчитаны на тех, кто решил строить карьеру в корпорациях.
Тогда как же люди осваивают предпринимательское ремесло? Этому надо учить дома с самого детства. Первые сделки я провернул, когда мне было всего 7 лет. Я заметил, что в химчистках у клиентов покупают вешалки за 2 цента. В этом я увидел возможность для заработка. Я говорил своей матери, что иду гулять с детьми, а сам ходил по соседям и спрашивал нет ли у них ненужных вешалок. За пару недель мне удалось собрать тысячи вешалок, которые я складывал в шкафу в подвале. После чего я стал обзванивать все химчистки в своем городе, и договорился о продаже вешалок по цене не 2, а 3,5 цента за штуку. Потом я еще много чем занимался: собирал металлолом по автомастерским, собирал мячи для гольфа и продавал их. Вначале я начал работать кэдди (помощником игрока в гольф), но быстро понял, что деньги можно зарабатывать куда быстрее. Кэдди должен был таскать сумки с клюшками в течении 5 часов и получал за это $10. Но на нашем поле для гольфа была 13-я лунка на очень высоком холме. Те игроки, которые обходились без помощника, но не хотели тащить свои сумки на холм, были готовы платить мне один доллар только за то, что я подниму их сумку. Позже я обнаружил, что на поле есть озеро, куда очень часто попадают мячи и их никто не собирает. Я забрался в пруд и собрал сотни мячей. Никто не купил бы их все сразу, поэтому я занялся сегментацией рынка. Крутые, фирменные мячи я распределил в наборы по 12 штук и продавал каждый мяч по $2, нормальные мячи я продавал в наборах по 12 штук за 50 центов каждый, а совсем плохонькие сбывал по дешевке как мячи для тренировок.
1) Жизнь в достатке формирует у детей неправильные привычки
Жизнь в достатке формирует у детей неправильные привычки и приучает думать о работе с постоянной, стабильной зарплатой. Мне кажется, подход к воспитанию детей должен быть иным. Я учу своих детей (7 и 9 лет) искать возможности для заработка вокруг. Я говорю им, чтобы они искали, что нужно сделать в доме или в нашем саду и приходили ко мне с предложениями, или сам прошу что-то их сделать. Что же мы делаем дальше? Мы договариваемся. Договариваемся о том, что они получат за выполненную работу. Я не даю им какую-то стабильную сумму карманных денег, зато у них появляется больше возможностей для заработка, они ищут новые и новые возможности и в то же время они учатся вести переговоры.
2) Креативность в дополнение к сказкам
Не нужно каждый день читать детям сказки перед сном. Сделайте так: четыре дня в неделю вы читаете им сказки, три дня они вам рассказывают истории. Я с моими детьми часто играю перед сном, я даю им какие-то вещи, например, красную рубашку, синий галстук, игрушку кенгуру, ноутбук и прошу их рассказать мне историю об этих вещах. Такие занятия учат моих детей креативности, они учатся продавать, к тому же это просто очень весело.
3) Воспитывайте публичность
Приучайте детей к выступлениям перед публикой, даже если это будет просто роль в спектакле, который вы будете показывать друзьям. Это очень важный предпринимательский навык, который нужно развивать.
4) Плохой работник vs. хороший работник
Обращайте внимание детей, когда вы видите плохих работников, а когда хороших, показывайте детям, что значит хорошее обслуживание клиентов, а что – плохое.
5) Искусство торговли
Что, если продать все ненужные игрушки ваших детей на каком-нибудь интернет-аукционе? Сколько можно было бы на этом заработать? Научите детей пользоваться этими инструментами, покажите, как нужно продавать, как распознавать мошенников, как угадать правильную цену на товар, помогите им с фотографиями. Моим детям очень нравится это упражнение. Половину заработанных денег они тратят на что их душе угодно, а вторую половину хранят в банке и раз в год переводят своим брокерам (да-да у них уже есть брокеры!).
Статья подготовлена на основе выступления Кэмерона Герольда на конференции TEDx