Крепкая дружба партнеров способствовала созданию многих успешных компаний. Но нередки и случаи, когда разногласия между друзьями, открывшими совместный бизнес, приводили к его краху. Стоит ли затевать общее дело с закадычными друзьями? Помогают или мешают личные отношения зарабатывать деньги?
«Ему можно доверять как самому себе. Он понимает меня с полуслова. Он никогда не обманет…» — примерно так рассуждают люди, решившие строить бизнес вместе с друзьями. Но проходят месяцы — или годы, — и количество претензий партнеров друг к другу начинает расти как снежный ком. О былом согласии остаются только воспоминания. Дружба и бизнес «трещат по швам»…
«При правильном подходе к делу нет необходимости жертвовать интересами бизнеса или дружбой», — уверен великий Ричард Брэнсон. Тридцать лет назад разногласия между Брэнсоном и его лучшим другом и партнером Ником Пауэлом чуть было не привели к разорению созданной ими Virgin Group. Когда из-за негативной экономической ситуации компания понесла убытки в размере 1 млн. фунтов стерлингов, отношения друзей, разошедшихся во мнениях относительно дальнейшей стратегии, стали быстро портиться. Тогда Брэнсону пришлось принять сложное, но, как показали дальнейшие события, верное решение. Он занял денег, чтобы выкупить долю Пауэла. При этом оставил другу право забрать себе те компании, которые были ему особенно дороги, — например, кинобизнес. Когда юридические формальности были улажены, друзья устроили пышное празднование «развода» в ночном клубе. Дружбу и бизнес удалось сохранить.
«Нет ничего плохого в том, чтобы заниматься бизнесом вместе с друзьями… Я поощряю это», — продолжает Брэнсон. Но если между друзьями начнутся трения, то, по словам Брэнсона, надо сразу ставить вопрос ребром. Иначе конфликт так и будет тлеть, а сотрудники, увидев натянутость ваших отношений, могут принять чью-либо сторону, и тогда соперничество только усилится. Если это произойдет, ваши личные взаимоотношения — а заодно, возможно, и ваш бизнес — могут пойти прахом. Раз уж вы приняли решение прекратить партнерство, постарайтесь убедить друга, что так будет лучше — выкупите его долю, если сможете. Если вам удастся договориться полюбовно и вы обеспечите партнеру достойный уход, то в будущем сможете возобновить дружбу и заново навести разрушенные мосты.
Одна из проблем, с которой сталкиваются друзья-предприниматели через несколько лет совместной работы, — разная скорость обучения и приобретения практического опыта. Пока один из партнеров становится «чемпионом» бизнеса и готов ставить новые рекорды, другой едва дотягивает до уровня «перворазрядника».
«Когда десять лет назад я задумал создать свою компанию, то решил сделать младшим партнером моего хорошего друга, — рассказывает Андрей Корнеев, совладелец компании «Инжиниринг Групп», занимающейся консалтингом в банковском и финансовом секторах, строительством, проектированием и поставками медицинского и инженерного оборудования. — Я сразу предупредил друга, что планирую активно развиваться, и подчеркнул, что если он отстанет от меня, то ничем не смогу ему помочь».
Стремление к высшим достижениям у Корнеева было, как говорится, «в крови». До того как заняться бизнесом, он успел завоевать множество наград на чемпионатах Европы и мира по плаванию, а в 1998 году стал рекордсменом мира и победителем Игр доброй воли. «За несколько лет мне удалось построить устойчивый бизнес, — продолжает Корнеев. — Но чем сложнее становились задачи, которые нам приходилось решать, тем отчетливее я видел, что мой друг не справляется с проблемами, которые возникают на каждом новом витке развития компании. Более того, у него не было и особого желания двигаться вперед — его вполне устраивало существующее положение дел. Это, конечно же, удручало. И я отправил его учиться по программе MBA, решив, что, оказавшись среди топ-менеджеров, желающих приобрести новые знания, он тоже начнет работать над собой. Но пока это мало помогло: он выделил из состава группы людей, похожих на него, и довольствуется тем, что нашел схожих «исполнителей». Он продолжает оставаться хорошим исполнителем — все мои поручения, в принципе, выполняются. Но сначала мне приходится долго объяснять, «как» и «что» нужно сделать, а затем еще и контролировать весь процесс. Получается, что фактически мой друг исполняет роль помощника, но никак не полноправного партнера, способного действовать самостоятельно. Долю же прибыли от совместного бизнеса я ему выплачиваю в полной мере, как и договаривались».
Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше всего еще до вступления в партнерские отношения задать себе вопросы: «Есть ли у друга предпринимательская жилка? Достаточно ли у него знаний для этой деятельности? А если нет, то хочет ли он их приобретать?»
Впрочем, если у партнера есть какие-то важные положительные качества, то «рубить сплеча» тоже не стоит.
«Я много раз думал, что нам, возможно, стоит просто остаться друзьями, отказавшись от совместного бизнеса, — продолжает Корнеев. — Но меня всегда останавливает одно обстоятельство: я могу положиться на своего друга, как ни на кого другого… А как поведет себя новый партнер, мне непонятно. Так что пока наши дружеские отношения перевешивают, и я закрываю глаза на несовершенства партнера…»
Будущий успех во многом зависит от психологических особенностей партнеров. Авторитарность и умение взять на себя ответственность в начале пути могут быть явным плюсом. В паре кто-то должен быть «вожаком», который способен принять решение и сказать «последнее слово». Но если у младшего партнера тоже много амбиций, возникают конфликты.
«На практике часто возникают ситуации, когда один из друзей превращается из партнера в руководителя, оставляя за собой только функции по координации работы, — рассказывает вице-президент по работе с VIP-клиентами банка «Глобэкс» Роман Мурашов. — В итоге мы получаем партнера-манипулятора, что начинает негативно сказываться на работе».
Даже если, кроме шкуры неубитого медведя, вам делить еще нечего, стоит задаться вопросом: «Смогу ли я, когда все будет «в шоколаде», добровольно отказаться от половины полномочий, ответственности, прибыли и славы?» Если ваш ответ «нет», то, возможно, лучше делать бизнес в одиночку, привлекая только наемных работников.
«Одно дело, когда вы берете на работу друга, поскольку уверены, что он специалист высокого уровня, на которого можно положиться в делах, — добавляет Евгений Ромаскевич, генеральный директор интернет-платформы ExpoGlobus.com. — Если же вы делаете это только потому, что он ваш друг, то деловое общение начинает строиться на эмоциях, а это может разрушить и дружбу, и бизнес».
Лучше всего, когда партнеры четко распределяют обязанности и зоны ответственности еще «на берегу».Договариваться надо, не делая никаких скидок на личные отношения. Другу простить можно многое, но бизнес серьезных ошибок не прощает.
«У друзей, особенно давних, как правило, одинаковые ценности. Иначе они и не дружили бы! — говорит Георгий Мордехашвили, соучредитель компании «Ника». — Но когда начинается бизнес, на первый план выходит отношение к деньгам и к работе. Любому бизнесу вредят жадность и лень. Бездельник может быть прекрасным другом, но никогда не станет хорошим партнером по бизнесу. Поэтому один из важных факторов успеха — следование установленным однажды правилам. Мы с партнерами составили своеобразный кодекс чести еще в период становления компании, в 2005 году. Это уникальный закрытый документ, положения которого свято соблюдаются. Кодекс регулирует наши взаимоотношения и бережет дружбу».
Кроме того, Мордехашвили считает, что более устойчивой становится компания, созданная не двумя, а тремя партнерами. В этом случае вероятность того, что более харизматичный партнер «перетянет одеяло на себя», снижается. А значит, уменьшается и число конфликтов.
«Споры подчас бывают неразрешимыми, и у одного из двоих партнеров всегда есть соблазн возомнить себя более достойным и умным. Когда же учредителей трое, группа становится намного устойчивее, потому что третий сможет выступать арбитром. Например, в нашем кодексе оговорено разрешение споров на основе мнения большинства», — добавляет Мордехашвили.
Однако при составлении правил важно не превратить этот процесс в формализованную процедуру. «У друзей все договоренности строятся обычно на психологическом контакте, — говорит бизнес-тренер и консультант Эдуард Колотухин. — А переход к формальностям обычно рассматривается как проявление недоверия — со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Впрочем, несмотря на все проблемы, есть масса положительных примеров ведения бизнеса с друзьями.
«В феврале 2009 года мы с Марией Волконской, будучи коллегами по работе в крупной банковской группе и добрыми подругами, решили открыть свой бизнес, — вспоминает Галина Грешнер, президент компании G-Holding, занимающейся консьерж-сервисом. — Мы не сомневались в успехе, поскольку у нас перед глазами был пример «старших товарищей». Та самая банковская группа, в которой мы с Марией вместе работали, была создана двумя друзьями. Они начали с небольшой торговой компании и довели свой бизнес до уровня крупнейшей финансовой группы, имеющей международное признание».
Всего два года назад у G-Holding был один небольшой офис на Новой Риге. А сейчас компания имеет уже 75 точек продаж в Москве и Подмосковье. При этом Галина и Мария остаются лучшими подругами. «Существует расхожее мнение, что с друзьями делать бизнес нельзя — дружбе придет конец, — продолжает Грешнер. — Такое действительно возможно, но только если эта дружба не настоящая. Я считаю, что и в нашем с Машей случае, и в случае с вышеупомянутой финансовой группой тот факт, что эти бизнесы создали именно друзья, стал залогом успеха.
Нам не нужно притираться друг к другу, мы понимали, кто какую задачу выполнит лучше. Мы никогда не подсчитывали, кто больше вложил в дело или сделал для успеха: решили — на паритете, значит, на паритете. Никто не говорит, что это просто. На наших кухнях было много споров относительно тех или иных проектов. Но за пределы кухонь разногласия не выходят.
Партнеры — как семья. Вы можете ругаться с партнером, отстаивая свои взгляды, но на людях вы единое целое: поддержите друг друга, даже если в глубине души с чем-то не согласны. Наверное, в этом и есть основное преимущество партнерства».
Комментарии экспертов
Роман Масленников,
директор PR-агентства «Простор: PR&Консалтинг»:
В моей жизни были примеры бизнес-партнерства с друзьями, но должен честно сказать, что я остался недоволен этим сотрудничеством.
Такие отношения выгодны только на старте: не надо платить друг другу зарплату — сколько заработали, столько и заработали. Но потом начинаются сплошные минусы. В лучшем случае теряется запал, в худшем — дружба.
Поэтому важно вовремя сделать какие-то шаги, чтобы сохранить или бизнес, или дружбу. Мы с друзьями немного затянули с этим — еще месяц-другой, и мы рассорились бы окончательно. Один компаньон сразу вышел из нашего бизнеса (мы тогда занимались организацией вечеринок). Из двух оставшихся в проекте один продолжал работать на месте, другой — дистанционно. И начались склоки: «Кто больше сделал?», «Почему я работаю больше, а получаю столько же?»
Выход я видел только один — закрыть проект. И уже после этого начал заниматься этой деятельностью единолично.
Ольга Лукашова,
совладелец агентства маркетинговых коммуникаций Com-2.ru:
Мне очень нравится выражение «Дружба дружбой, а пирожки — врозь». Дружить в ущерб себе — это уже не дружба. В любых отношениях важно, чтобы удовольствие получали все стороны, участвующие в процессе. Если друзья — люди, которых связывают обоюдное доверие, общие интересы и увлечения, взаимная симпатия и уважительное отношение друг к другу, то можно утверждать, что именно друзья — наилучшие партнеры.
Однако по своему опыту знаю, что даже таким друзьям нужно научиться разграничивать коммерческие и чисто человеческие отношения. Особенно когда один из друзей начальник, а другой — подчиненный. Важно распределить роли и стараться быть гибкими в любой ситуации. В моей личной практике есть примеры как «за», так и «против» сотрудничества с друзьями. В конечном итоге все зависит от личности. Не считаю, что необходимо сознательно ограничивать перспективы своего бизнеса принципиальным отказом от работы с друзьями — ведь среди них может оказаться специалист, умеющий принимать профессиональные решения. Как руководитель я принимаю и поощряю дружбу в команде и не могу припомнить ни одного случая, когда бы она мешала рабочему процессу. Скорее наоборот: друзьям свойственна взаимовыручка.
Тенгиз Саникидзе,
соучредитель, генеральный директор часового завода «Ника»:
Когда мы основали компанию, моя дружба с будущими партнерами длилась уже долгие годы. Мы дружили семьями и много времени проводили вместе. Меня тогда тревожило только одно: как мы все себя поведем, когда начнем зарабатывать большие деньги? Дело известное: дружбе ничего не угрожает, пока делить нечего.
Конечно, существует мнение, что лучше с друзьями бизнес не начинать. Но мой опыт говорит об обратном. Мне действительно очень повезло с партнерами. Изначально у нас было самое главное — доверие друг к другу. Мы разделили зоны ответственности за бизнес, и каждое направление деятельности компании оказалось в надежных руках.
Это тоже очень важно — деловой подход к ведению бизнеса. Не менее важна и взаимная терпимость. Между друзьями не может быть гонки, как не может быть и самоутверждения за счет друга. Дело надо вести без взаимных упреков — спокойно и рассудительно.
Я хорошо помню, как получили первые дивиденды и разделили их поровну. Все были по-настоящему счастливы, и тогда моя первоначальная тревога рассеялась. Все было достойно, честно и порядочно — как полагается. Наверное, в любом бизнесе важна элементарная человечность. Как говорят у нас в Грузии, «проще поломать себе голову, нежели имя».
текст: Любовь Лерокс