Оценивая успехи бизнеса, мы традиционно обращаем внимание лишь на положительные качества руководства компании, которые определяются набором избитых фраз вроде «опытный», «хороший наставник», «умеет воодушевить», «легко находит общий язык с людьми». Но что будет, если попробовать обратный подход: выявить недостатки, которым в той или иной степени подвержены все руководители, независимо от уровня их бизнеса? Известные ситуации из жизни крупных компаний неоднократно доказывали миру: если босс мнит себя богом или судьей, слишком консервативен, жаден или постоянно кричит на сотрудников – это верный путь к провалу, так что именно перечисленные ниже качества, без особого преувеличения, можно назвать «смертными грехами» руководства.
Страдает «комплексом бога»
Шеф считает себя экспертом во всех областях, начиная от отладки программного обеспечения и заканчивая работой бухгалтерии, он не готов слушать советы, всегда все «знает лучше». Классическая история, обсуждение которой часто можно услышать в курилках многих компаний.
Как избежать?
Примите тот факт, что руководитель не может и не должен знать все. Доверяйте своим сотрудникам, не бойтесь задавать вопросы. Так вы продемонстрируете, что уважаете сотрудников как специалистов и избавите себя от необходимости пытаться понять, как правильно сводить дебет с кредитом в бухгалтерском балансе. Кроме того, помните, что вы и ваши сотрудники – команда — и вы вместе работаете для успеха компании: как показывают исследования Edelman Trust Barometer во всем мире (и в России также) доверие общественности к компаниям гораздо выше, чем к их лидерам. В России бизнесу доверяют 32% респондентов, когда же речь заходит о доверии непосредственно руководителям эта цифра падает до 12%. Печально, но факт: с точки зрения лояльности потенциальных клиентов ваша компания практически всегда более успешна, чем вы лично.
Закрыт от сотрудников и партнеров
Чтобы раз и навсегда утратить доверие сотрудников, потерять общий язык и уважение партнеров достаточно вести себя скрытно и постоянно отказываться от диалога.
Кэрол Бартц, в прошлом директор по CEO Yahoo считала себя интровертом – ей просто некомфортно было много времени проводить в общении с коллегами. Но она поборола эту черту своего характера, научившись «заряжать свои батарейки» прогуливаясь по парку, а на работе стала боле общительной и открытой к диалогу. В результате, и госпоже Бартц стало легче работать, и ее коллегам – легче взаимодействовать и общаться с ней.
Как избежать?
Еще Томас Джефферсон говорил, что искусство управления состоит в искусстве быть искренним. Помните об этом, будьте искренне и не уходите от общения с партнерами и сотрудниками.
Нерационален
Многозадачность руководителя – это хорошо, но, если босс хватается за десятки проектов, или даже просто не думает на перспективу в рамках одной компании, забывая о том, что любое его действие влияет на бизнес в перспективе, как правило все заканчивается плохо.
Таких примеров можно привести тысячи, но хочется рассказать о мультимиллионере Крисе Гарднере. Он занимался продажей мед. сканеров – потратил на них все семейные сбережения и был абсолютно уверен в успехе, но через некоторое время стало очевидно, что отрасль развивается и закупленные им сканеры не интересуют врачей. Гарднеру, оказавшемуся на улице без денег и жилья хватило сил и духа изменить сферу деятельности – он сумел пройти стажировку в Dean Witter Reynolds и в 1982 году стал единственным из 20 стажеров, кто перешел на постоянную работу в компанию. В 1987 году он основал собственную маклерскую фирму Gardner Rich & Co. Спустя несколько лет его компания со стартовым капиталом в 10 000 долларов США и единственным предметом мебели: деревянным столом, который также служил семейным обеденным столом, была продана за несколько десятков миллионов долларов.
Как избежать?
Стремитесь стать профессионалом в своем деле – изучайте ту область, в которой работаете, стройте долгосрочные планы… Нет ничего плохого в том, чтобы реализовывать несколько проектов, но среди них должен быть флагман – бизнес в той области, в которой вы разбираетесь.
Склонен к самосуду
Шеф любит устраивать «показательные порки» — унижает сотрудников, допустивших ошибки в присутствии коллег, легко выходит из себя, кричит на сотрудников. Без колебания избавляется ото всех, кто не проявляет 100% согласия с его позицией.
Джек Уэлч за свою склонность к самосуду и любовь покричать на подчиненных получил прозвище «Нейтронный». А, например, Фред Гудвин поставил на грань банкротства один из крупнейших британских банков именно из-за своей несдержанности.
Как избежать?
Ведите себя с сотрудниками так, как хотели бы, чтобы обращались с вами. Не унижайте людей, помните, что все вы – члены одной команды.
Перфекционист
Босс во всем стремится к совершенству, хочет участвовать в принятии любых решений, никогда не отдыхает.
Когда компании фокусируют свое внимание на внутренних показателях, они рискуют заразиться вирусом иррационального перфекционизма, в результате компания устанавливает для себя максимально высокие стандарты: «Мы все делаем идеально хорошо». В крайних проявлениях такой перфекционизм заставляет руководителей идти на ничем не оправданные расходы. Например, боссы Barneys в свое время пригласили мастеров из Европы для укладки мраморных мозаичных полов своего магазина на Мэдисон-авеню. Бывший генеральный директор IBM Луи Герстнер говорил, что, когда компания вступила в свою не лучшую пору, одной из причин кризиса являлся именно перфекционизм IBM: «компании на протяжении столь долгого времени сопутствовал успех, что она перестала сравнивать себя с конкурентами и начала оценивать свои достижения по внутренним показателям».
Как избежать?
Всегда верно оценивайте значимость того или иного процесса для работы компании – то, как выровнен текст в договорах никак не повлияет на работу производственного цеха. Пятый грех — это тот случай, когда поговорка «лучшее — враг хорошего» действительно актуальна.
Консервативен
Этому греху подвержены, как правило, руководители старой формации – которые упрямо придерживаться старых подходов, когда-то обеспечивших им успех.
Всемирно известная компания Motorola еще 10-12 лет назад была лидером в области производства сотовых телефонов – именно аппараты этой компании первыми появились в России! Но, когда производители сотовых телефонов стали активно насыщать свои модели новыми функциями (в частности, добавили и стали улучшать фото камеры) – компания довольно долго бойкотировала фотографическое направление. В период с 2005 по 2007 годы не было выпущено ни одного телефона этой марки, который мог бы рассматриваться как фотофлагман. В результате Motorola потеряла значительные позиции на рынке!
Как избежать?
Все мы знаем, что успешными становятся только те люди, которые обучаются всю жизнь, не смотря ни на возраст, ни на опыт. Не бойтесь новых технологий и новых решений – за ними будущее! Кстати, согласно данным компании Mozy, 57% руководителей боятся новых технологий. И в результате 37% новых проектов блокируются исключительно из-за фобий руководителей.
Недооценивает силу людей
Успех бизнеса во многом зависит от сотрудников компании. Если вместо того, чтобы доверится своей команде, обучить персонал, дать рекомендации, руководитель начинает доделывать работу сотрудников – развитие невозможно.
К сожалению, нам не удалось найти ни одного примера, где глава крупной компании говорил бы, что смог добиться успеха без взаимодействия с командой. Это невозможно! Но таких компаний миллионы – просто посмотрите вокруг, и вы увидите одну или несколько организаций, где боссы все еще не могут довериться своим сотрудникам. Посмотрите на них внимательно, ведь они находятся на пути к провалу.
Как избежать?
Дайте возможность сотрудникам качественно выполнять свои обязанности. Обучайте коллектив самостоятельности! Помните, что выполнять всю работу качественно вы не сможете! Лидерство – это сложная работа, где просто нельзя обойтись без ошибок! Важно вовремя понять свою неправоту и сделать все возможное для того, чтобы учиться на чужих ошибках, а не на своих!
Приглашаем на РеФорум 2015 — шоу форум о мотивации, управлении и лидерстве, который пройдет в бизнес-школе Сколково 12-13 ноября