Независимо от того, запустили ли вы интернет-магазин или открыли фитнес-клуб, все ваши усилия по управлению бизнесом и бессонные ночи на самом деле сводятся к трем важнейшим вопросам. В вашем распоряжении есть три ключевых документа, в которых можно найти ответы на них.
1. Генерируете ли вы прибыль?
Ищите ответ в отчете о финансовых результатах.
Чистый доход, который обычно соответствует чистой выручке, не отражает прибыльность вашего бизнеса, поскольку помимо доходов у вас есть прямые и косвенные расходы, необходимые для ведения бизнеса. Аренда, коммунальные услуги, страховка, переданные на аутсорсинг функции – все стоит денег. Таким образом, прибыль — это то, что остается у вас после оплаты всех расходов.
Если в конце месяца после вычета расходов из доходов у вас остаются деньги – поздравляю, вы зарабатываете деньги. Но знаете ли вы, что и зарабатывая деньги, вы можете обанкротиться? Знать, что вы зарабатываете деньги, недостаточно, прибыль должна конвертироваться в наличные деньги.
2. Как обстоят дела с кэшем?
Ищите ответ в отчете о движении денежных средств.
Если компанию сравнивать с организмом, то живые деньги – это кровь вашего предприятия. В идеале вам хватает выручки для оплаты всех счетов и не приходится влезать в долги ради этого. Чтобы такая ситуация была в стартапе, необходимо начинать бизнес с достаточно солидными резервами собственных средств. Хватить ли вам кэша, чтобы покрывать расходы хотя бы три месяца? Это вы сможете узнать из отчета о движении денежных средств. Помните, без свободной наличности бизнес умрет, как обескровленный организм.
Деньги приходят, когда ваши клиенты расплачиваются с вами. Но иногда вы не получаете полную розничную стоимость из-за того, что предоставляете скидки или отстёгиваете процент третьей стороне, например, за процессинг платежей. Тот факт, что на вашем ценнике написано число Х, не означает, что вы заработаете эту сумму, продав свой продукт. Вдобавок, возможна задержка между завершением проекта и получением оплаты за него. В частности, это сплошь и рядом случается в сфере профессиональных услуг. Достаточно ослабить контроль за поступлением денег — и ваш бизнес превращается в затратное хобби.
3. Вы сколачиваете или растрачиваете свое состояние?
Ищите ответ в бухгалтерском балансе.
Являясь владельцем малого бизнеса, какую долгосрочную цель вы ставите? Вы готовы упорно работать по 12-16 часов в день на протяжении десятилетий лишь для того, чтобы выйти на пенсию, когда это вам посоветует доктор? Или ваша конечная цель — продать свой бизнес? В последнем случае вас должен волновать вопрос, как добиться максимально возможной капитализации.
Выдающиеся предприниматели, строя свои компании, преумножают активы быстрее, чем обязательства, — гораздо быстрее. В некоторых случаях они продают бизнес, в других случаях они используют свой бизнес в качестве вспомогательного инструмента для привлечения венчурных инвестиций, чтобы привлечь венчурные инвестиции для новых предприятий. Это потрясающая система, если она работает. Сработает ли она в вашем бизнесе?
Есть ли у вас бизнес, который вы могли бы в конце концов продать? Бухгалтерский баланс здесь очень важен. Он показывает ваши активы, обязательства, собственный капитал и чистую стоимость бизнеса. Это не единственный способ оценить стоимость предприятия, но эта информация представляет огромный интерес для банкиров и инвесторов. Эти данные – первый шаг при расчете рыночной стоимости.
Умеете ли вы читать эти три документа — отчет о финансовых результатах, отчет о денежных потоках и бухгалтерский баланс? За двадцать лет в бизнесе я успела увидеть, что бывает, если вы не разбираетесь в этих документах: вы недополучаете огромную прибыль и потенциальные денежные потоки. Ваш малый бизнес может быть подвержен гораздо большему риску банкротства, чем вам сейчас кажется.
Хватит ли у вас духа вести машину с закрытыми глазами? Ни за что, правда? Именно поэтому я не советую вести бизнес, не зная, как ответить на эти три ключевые вопроса. Ответы на них найти проще, чем кажется, и они могут изменить ваше будущее.
Мнения читателей
Ден
Хорошая статья , спасибо!
Светлана Светлана
А я вот сама обучаюсь сейчас в сфере маркетинга в https://astobr.com/ , и там дают информацию и про брендинг проекта, и как продвигать сам проект. Так еще и вся эта информация остается у меня в личном кабинете. Всегда смогу открыть и посмотреть)
Андрей
Есть ещё множество важных нюансов. Рекомендую ресурс, широко известный в очень узких кругах, где миллионеры и миллиардеры делятся опытом и дают четкие инструкции: https://www.big-money.info/