Александр Ерасов начал собирать радиоаппаратуру по схемам из научно-популярных журналов еще в 1970-х, учась в пензенской школе. Увлекшись в 9-м к лассе игрой на электрогитаре, юный техник изучил инструмент и начал мастерить аксессуары к нему — в частности, звукосниматели. В магазинах их в продаже не было, но зато можно было купить все нужные комплектующие и сделать звукосниматель собственными руками. Когда поделками Ерасова начали интересоваться не только одноклассники, Александр превратил свое хобби в бизнес. Сейчас музыкальная корпорация «Ерасов» с годовым оборотом 1 млн. евро торгует звуковым оборудованием уже на мировом рынке.
Продавать в 1970-е звукосниматели одноклассникам и знакомым было очень выгодно (при себестоимости деталей в три рубля продать готовый продукт можно было за пять рублей), но незаконно. Когда во время учебы в Пензенском политехническом институте Александр расширил ассортимент и клиентскую базу, его подпольный бизнес заинтересовал милицию. «Бывало, вызывали на беседы, я давал объяснения по поводу своей деятельности», —
вспоминает предприниматель. Несмотря на запреты, Ерасов в домашних условиях делал гитарные «примочки» и продавал их где только можно. «Ездил по московским ресторанам, предлагал там изделия музыкантам, они охотно брали товар. Бывало, во время поездок на море в Болгарию продавал сумку гитарных эффектов, которые брал «на всякий случай», — вспоминает предприниматель.
Основной заработок в то время Ерасову приносила работа преподавателем (он читал курсы по электротехнике и радиоизмерениям в приборостроительном техникуме, руководил детскими творческими ансамблями) и музыкантом (Александр играл в ресторане на гитаре). В 1988 году, когда разрешили создавать кооперативы, Александр оставил другие занятия и сосредоточился на бизнесе, сделав ставку на производство музыкальной техники. «Но доллар к тому времени стал дешеветь, и производство стало практически убыточным», — рассказывает Ерасов. Чтобы сохранить коллектив, насчитывавший к тому времени около 20 человек, Ерасов занялся торговлей, а всю прибыль от нее реинвестировал в убыточное производство.
Но торговля, несмотря на всю ее доходность, не вдохновляла Ерасова. Александр продолжал настраивать свой бизнес, пытаясь сделать производство коммерчески успешным. Он пополнил свою команду профессионалами из местных НИИ и выпускниками инженерных специальностей пензенских вузов и занялся активным поиском схем сборки электронной музыкальной техники (документацией с Ерасовым «по знакомству» делились звукоинженеры гастролирующих коллективов, многие схемы придумывались самостоятельно). Команда Ерасова научилась собирать аналоги российского и зарубежного оборудования, марка «Гамма» стала узнаваемой в масштабах страны, но «мануфактура» оставалась по-прежнему дотационной.
Один раз бизнесмену почти удалось занять перспективную нишу в смежном сегменте рынка. Когда в начале 1990-х в России появились магнитофоны с разъемами типа «тюльпан», инженеры из команды Ерасова быстро научились их делать, и предприниматель успешно продавал их через комиссионные магазины и предприятия «Культторга». Но Ерасов недооценил перспективы роста рынка, и, когда спрос на «тюльпаны» стал массовым, предприятие оказалось не готовым удовлетворить его. Корпорация не успела заменить металлоемкую технологию изготовления разъемов, при которой штырек выплавляется из цельного латунного металлического прута, на более экономичную, когда штырек делается из тонкой латунной трубки. «В итоге нишу заняли китайцы», — комментирует Ерасов.
Однако Ерасов не сдавался, с завидным упорством инвестируя в производство. «В том, что «железки» — в отличие от спекуляций — не приносили прибыли, не было никакой вины коллектива. Поэтому я продолжал платить сотрудникам зарплату, которая индексировалась каждый год. У меня было почти интуитивное чувство, что команду во что бы то ни стало надо сохранить — пусть даже это направление «питается» за счет других. Я старался вселить в ребят уверенность в завтрашнем дне, дать им и их семьям ощущение стабильности», — рассказывает бизнесмен. Шанс команде, казалось бы, безнадежно «подсевшей» на дотации, предоставил августовский кризис 1998-го.
В тот момент, когда курс доллара взлетел вчетверо, производство неожиданно стало в два раза более рентабельным. Себестоимость продукции корпорации и без того была невысокой — за счет концентрации производства в одном месте и договоров с «дешевыми» поставщиками. «Отпускная цена тогда выросла вдвое», — вспоминает Александр Ерасов. Впрочем, стоимость иностранных продуктов взлетела еще выше, и бизнес Ерасова «заиграл» по-новому: его продукция была дешевле зарубежных аналогов в 2-3 раза, но при этом такого же качества.
Ерасов практически свернул торговлю и начал расширять продуктовую линейку под зарегистрированным еще в 1994 году товарным знаком YERASOV. Пензенский бизнесмен решил взять отечественный рынок музыкального оборудования ассортиментом: по словам предпринимателя, среди всех российских игроков именно его музыкальная корпорация стала производить самый широкий спектр оборудования.
Зазвучав по-новому в России, Ерасов решил наделать шуму и за границей. Услышав от одного из своих партнеров, что иностранные компании судят о других фирмах в том числе и по частоте посещения международных выставок, Ерасов в 2003 году отправился в свой первый заграничный поход, приняв участие в выставке Musikmesse-2003 во Франкфурте-на-Майне. С этого момента Yerasov Music Corporation участвует в выставках регулярно.
Через два года в портфеле предприятия появился контракт с германским ритейлером Music Store: немцы сами подошли к Ерасову на одной из выставок, проходившей в Санкт-Петербурге. Под брэндом Fame (использовать марку YERASOV в Европе стало юридически возможным только с 2006 года) из России в Германию начали поставлять гитарные и комбо-усилители, гитарные кабинеты, колонки, педали. Вслед за немцами подтянулись заказчики из Норвегии, Италии, Японии, Англии.
Экспортная доля продукции увеличилась до 15% от всего объема производства, оборот предприятия начал расти на 30-40% в год.
«Золотые», по признанию Александра Ерасова, времена бизнеса закончились в кризис 2008 года. В частности, сократились бюджеты госзаказчиков, обеспечивавших почти треть дохода Ерасову и не скупившихся до кризиса на громкие (во всех смыслах) корпоративные и концертные мероприятия. «Выросли цены на энергоресурсы, аренду, материалы», — добавляет бизнесмен.
Еще один удар нанесли китайцы, которые предложили рынку продукцию, которая, по мнению Ерасова, стала сравнимой по качеству с техникой от ведущих мировых производителей.
Команда Ерасова, основной костяк которой до сих пор составляют профи, которых Александр собрал в 1990-х, занялась новыми разработками. Усилители Bulldozer, Detonator и blueSpace, придуманные и собранные ими, имеют, по словам Ерасова, наилучшее соотношение цена/качество в мире. Этими самыми усилителями Александр решил оглушить американский рынок. Завоевывать США Ерасов планирует по отработанной методике — начав с участия в американских выставках в этом году.
Сейчас основными покупателями продукции Ерасова кроме госструктур с обмелевшими после кризиса бюджетами являются ритейлеры (170 торговых точек в России) и частные лица. Спрос со стороны последних растет: как отмечает Александр, россияне увлеклись домашним музицированием и стали чаще покупать оборудование домой. Набирает обороты и торговля через интернет: открытие собственной онлайн-площадки позволило Ерасову отчасти компенсировать падение прибыли в кризис. Доля экспорта (те самые 15%) не изменилась с докризисного уровня (средний размер разового заказа — 3-4 тыс. евро).
Ерасов считает, что его бизнес сейчас занимает промежуточную позицию между фабрикой по массовому выпуску продукции и индивидуально ориентированным производством. «Мы можем изменить отдельные характеристики наших изделий — цвет, форму, материал, — исходя из индивидуальных предпочтений заказчика, но при этом сохраняем базовые характеристики технологической линейки», — комментирует предприниматель.
Александр Ерасов
Родился в городе Пенза. Окончил Пензенский политехнический институт. В 1976-1988 годах работал преподавателем теоретических основ электротехники и электрорадиоизмерений, музыкантом, руководителем творческих ансамблей. В 1988 году основал кооператив «Гамма», в 1994 году преобразованный в корпорацию «Ерасов».
Музыкальная корпорация «Ерасов» основана в 1988 году как кооператив «Гамма», в 1994-м предприятие переименовано в YERASOV music corporation, тогда же начался выпуск продукции под лейблом YERASOV. Форма собственности за время существования предприятия менялась трижды: с кооператива на ПБОЮЛ, с ПБОЮЛ на ИП. На предприятии работает более 70 сотрудников. Производственные площади — 1,5 тыс. кв. м. Оборот за 2012 год — 1 млн. евро.
В отдельных сегментах рынка с предприятием Ерасова конкурируют московская фирма SMB-Effects (гитарные эффекты), омская AMT Electronics (усилители, эффекты), московская «Лель» (педали, эффекты, усилители, микшерные пульты).
Предприятию Ерасова высокотехнологичные комплектующие поставляют в основном иностранные компании. Ламповое оборудование завозится из Словакии, специальные тумблеры с серебром в контактах — из Франции, динамики — из США, Англии, Италии, Таиланда. Поставщики из России, по признанию бизнесмена, могут осуществлять стабильные поставки только менее технологичных компонентов и материалов.
Текст: Дмитрий Кристофор