Вадим Кулубеков из Новосибирска был признан молодым предпринимателем №1 в России по мнению жюри престижного международного конкурса GSEA. За семь лет он с нуля построил многомиллионный бизнес, предлагая строительным компаниям инновационные модульные конструкции, заменившие привычные бытовки.
Вадим Кулубеков родился в Казахстане в семье врачей, но по стопам родителей не пошел: он видел, что благородная профессия не принесла его родителям достатка. Юношеская мечта разбогатеть, помноженная на прирожденный энтузиазм и жажду что-то делать своими руками, определила судьбу Кулубекова. «На меня очень повлиял переезд в Новосибирск, — говорит он. — Смена обстановки, высокие цены, обеспеченные одноклассники, от которых мне не хотелось отставать — все это подтолкнуло меня к деловой активности». В 15 лет он начал разносить газеты и зарабатывать набором текстов. Любимым хобби было занятие радиотехникой. После школы Вадим поступил в Новосибирский университет на факультет автоматики и вычислительной техники, однако вскоре понял, что это не то, чем он хотел бы заниматься в будущем. «На третьем курсе у меня не стало отца, и я окончательно понял, что нужно себя обеспечивать, — вспоминает Кулубеков. — Я читал много бизнес-книг и искал информацию в интернете. К девятнадцати годам у меня уже сложилась определенная бизнес-философия, и я решил брать судьбу в свои руки». Дальше будущий предприниматель действовал по заповеди Говарда Шульца, создателя Starbucks: «Если у вас не было шанса, значит, вы им не воспользовались». Кулубекова попросили распечатать бизнес-план сети вендинговых кофейных автоматов, он им заинтересовался и решил, что это подходящий бизнес для старта. «С одного автомата можно было зарабатывать 10 тыс. рублей в месяц, я нашел возможность привлечь инвестиции в размере 100 тыс. рублей, купил автоматы в Москве, доставил их в Новосибирск и стал предпринимателем», — рассказывает Кулубеков. Инвестиции помогли привлечь прочитанные бизнес-книги: «Роберт Кийосаки пишет, что деньги можно найти всегда, было бы желание. Все ограничения — внутренние, они у нас в голове, мы сами их себе ставим». Кулубеков начал активно искать инвесторов и в итоге им стал отец его подруги. «Он согласился дать нужную сумму при условии, что бизнес будет записан на его дочь. Мне было все равно, кто будет собственником. Интересно было заниматься процессами, понять, что это такое, научиться», — объясняет Кулубеков. Через полтора года он продал бизнес: предпринимателя не удовлетворяло отсутствие креатива. «Мне хотелось создать бизнес, у которого будет какое-то конкурентное преимущество, а в вендинге кто раньше поставит аппарат на выгодное место, тот и выиграл. Это неинтересно, здесь никак нельзя отличиться, вложить частичку себя. Я до сих пор не понимаю, как там можно конкурировать». На вопрос, продолжал бы он заниматься вендингом, если бы это был сверхприбыльный бизнес, Вадим отвечает: «Может быть и продолжал, но он бы точно не был основным. Я все равно придумал бы что-нибудь другое, чтобы уйти от рутины».
После продажи вендингового бизнеса за те же 100 тыс. рублей предприниматель стал искать более подходящую для своего темперамента область, в которую можно было бы инвестировать. «Хотелось сделать что-то в реальном секторе, что-то, что можно потрогать руками», — рассказывает Кулубеков. Несмотря на образование программиста, Вадим скептически относится к интернет-бизнесу, называя его «посреднической деятельностью».
«Перед самым кризисом 2008 года в стране был строительный бум, — вспоминает Кулубеков. — Мне нравилось строительство. Хотелось что-то производить. Мусорные контейнеры или что-то еще». Поиски подходящей идеи сначала привели к пилораме, которая по воле случая оказалась рядом со складом, где Кулубеков вместе с партнерами хранил новогодние елки — их продажи были временным заработком на тот момент. Вадим зашел на пилораму, узнал, что за 100 тыс. рублей можно купить такое же производство, принял решение и начал разрабатывать бизнес-план. «Я создавал производственный участок, и нужно было где-то разместить рабочих. Начал искать модульные бытовки. Оказалось, что их очень трудно достать — очередь расписана на два-три месяца вперед». Тут и пришла идея, которая впоследствии выросла в компанию «Ависта Модуль» с многомиллионным оборотом. «У меня был опыт работы в «Гербалайфе», где, с одной стороны, я научился преодолевать свои внутренние страхи и продавать товар, а с другой стороны, мне быстро надоело постоянно впаривать товар, чтобы его купили. Поэтому у меня выработался принцип: нужно делать такой бизнес, чтобы не ты продавал свою продукцию, а чтобы ее покупали». Под этот принцип модульные конструкции подходили идеально. «Я их принципиально не называю бытовками, для меня это ругательное слово. Все равно, что машину называть «тачкой» или «телегой», — замечает Кулубеков.
Прежде чем вкладываться в новое производство, предприниматель дал объявление в газете, чтобы оценить спрос. Звонков было много, и решение было принято. Изучив рынок, Кулубеков обратил внимание на перспективные направления модульных зданий. «Я посчитал, что с одного модуля буду иметь 30 тыс. рублей прибыли. Одно здание состоит из 30-40 модулей, то есть приносит 1 млн рублей прибыли. Сразу же поставил долгосрочную цель — выйти на рынок вахтенных поселков». В апреле 2007 года была зарегистрирована компания «Ависта Модуль».
Инвестиции в сто тысяч рублей пошли на оборудование. Конструкцию модулей Вадим изучал на заводах, занимающихся их производством: приезжал туда под видом клиента, заходил на производственные участки, делал зарисовки. На одном из таких заводов Кулубеков заплатил сварщику, чтобы тот показал, как делать металлоконструкцию. На строительство первого модуля ушел месяц, причем Кулубеков участвовал сам в его сборке. «У нас ничего не было. Голое поле. Я привез из дома кресло, стол, мне отдали сломанный ноутбук, который я починил за 500 рублей — вот и все». Чтобы привлечь первых покупателей, Кулубеков начал демпинговать, предлагая свои модули по 80 тыс. рублей — на 20-30 тыс. рублей дешевле, чем на рынке. Довольно скоро он получила заказ на десять модулей, и хотя у «Ависта Модуль» не было мощностей, чтобы уложиться в срок, компания заказ приняла. «Это был заказ на двухэтажные модули, которые мы не знали, как делать. Конструкторов не было, приходилось самому все разрабатывать. Ездил по заводам, стоял у проходной и спрашивал у всех подряд, не сварщик ли он. Подвозил до дома и спрашивал, как что делать». Через полгода компания производила уже 10-15 модулей в месяц. А через год первой в Новосибирске получила сертификат на производство вагон-домов на базе тракторных шасси. Выручка в 2008 году составила почти 14 млн рублей, а в следующем — уже 30 млн рублей. Кулубеков поставил перед компанией цель ежегодно удваивать выручку. Вся прибыль вкладывалась в производство и в открытие новых направлений. Так, в 2009 году компания начала строить здания на базе модульных конструкций, а в 2010 — вахтенные поселки с инженерными системами. «Сейчас мы уже готовы брать заказы «под ключ» в голом поле», — замечает Кулубеков. Два года назад компания начала строить каркасные здания на базе металлокаркаса и сэндвич-панелей, а в 2013 году запустила и собственное производство сэндвич-панелей.
Особняком стоит производство модулей «Хаски» (еще одна разработка Кулубекова). «Раньше мы производили цельные сварные модули, которые очень дорого было перевозить. Я понимал, что в Новосибирске мы не найдем много клиентов, так что логистика была одной из главных статей расходов, и в других регионах наши модули были неконкурентоспособны из-за высокой цены. В 2008 году я купил за 280 тыс. рублей австрийский модуль Containex, разобрал его, чтобы понять, как он устроен». Кулубеков модифицировал конструкцию и получил сборно-разборный модуль, который позволял в четыре раза сэкономить на перевозке. В 2011 году «Ависта Модуль» запустила производство «Хаски», и только тогда Кулубеков поверил в стабильность своего бизнеса и впервые взял производственное оборудование в лизинг. До этого он предпочитал заемными ресурсами не пользоваться. Всего, по его подсчетам, за семь лет в компанию было вложено около 100 млн рублей.
Сейчас «Хаски» приносят компании основной доход. «Ависта Модуль» производит их около 120 единиц в месяц, что соответствует площади 2 тыс. кв.м. При этом каркасных зданий (цехов, гаражей, пожарных постов и т.д.) компания производит больше — 4 тыс. кв. м. в месяц. Еще выпускается 600-700 кв.м. нестандартных конструкций, укомплектованных сантехническим и иным оборудованием. В прошлом году оборот компании составил 450 млн рублей — в два раза больше, чем в 2012. таким образом поставленная цель пока выполняется, но Кулубеков, похоже, уже устал от этой гонки. «Ежегодное удвоение — очень серьезная нагрузка, — признается он. — Быстрорастущая компания уже не так легко управляется. К тому же 2014 год обещает быть сложным для России вообще. После дорогостоящей олимпиады у государства нет денег, так что госконтракты в этом году мы не рассматриваем вообще».
Новая стратегия развития предполагает удешевление конструкций и сдачу модулей в аренду. В принципе, компания занималась арендой модулей с 2008 года, но делала это не слишком осознанно. «Как-то раз клиент попросил реализовать модули, которые у нас купил, я согласился. Целый год они простояли у нас на площадке — их так никто и не купил. Но зато нашлись желающие взять их в аренду на два месяца. А когда мы разработали «Хаски», то задумались, как их популяризировать», — рассказывает Кулубеков. Предложение модулей в аренду теперь является частью маркетингового плана: предполагается, что взяв бытовку в аренду и оценив ее достоинства, клиент захочет купить такую. Сейчас аренда приносит около 7% от общей прибыли компании. «Здесь высокая маржинальность, но и капиталовложения большие. Это долгосрочная стратегия», — замечает Кулубеков.
Будущее своей компании Вадим связывает с диверсификацией спроса: «В Европе рынок модульных конструкций в разы больше, чем в России. Там такие конструкции используются не только в вахтенных поселках, но и в гражданском строительстве — как офисные здания, столовые, детские сады, больницы, школы. Но наш рынок пока еще к этому пока не готов».
В конце 2013 года Кулубеков был признан победителем российского этапа международного конкурса предпринимателей GSEA (интервью с организатором конкурса Сергеем Выходцевым читайте в этом номере «СБ»). «Я уже дважды признавался лучшим молодым предпринимателем, а GSEA стал для меня следующей ступенькой, — говорит Вадим. — У меня были свои цели в этом конкурсе: хотел найти ментора и хотел проявить себя как спикера. Я увлекаюсь ораторским искусством и даже занимался с преподавателем. Была цель создать личный бренд, чтобы привлечь в компанию лучших людей. Чтобы они почувствовали, что в «Ависта Модуле» интересно работать, что это успешная компания».
«Я хороший предприниматель, но плохой менеджер, — делает неожиданное признание Кулубеков. — Я не тот человек, который, добившись оборота в 500 млн рублей, теперь будет заниматься этим всю жизнь. Для меня этот проект — такой же эксперимент, каким в свое время был вендинг. Здесь я занимался всем: продажами, проектированием, информационными технологиями и т.д. Я по натуре стартапер, мне нужно постоянно двигаться. Мне интересно запустить проект с ограниченными ресурсами, сделать его прибыльным, а дальше пусть им занимаются другие. Моя главная компетенция — создание бизнесов с возможностью будущей продажи».
Ни возможных покупателей «Ависты», ни предполагаемых сроков заключения сделки предприниматель не называет, уверяя, что в ближайший год выходить из проекта не собирается. Однако идеи новых бизнесов уже прорабатывает, и на этот раз не полагается всецело на свою начитанность и прирожденную деловую хватку, а намеревается получить бизнес-образование на Западе. В качестве ролевых моделей Кулубеков рассматривает успешных предпринимателей и каждый месяц несколько биографических книг. «Ричард Брэнсон, Говард Шульц, Олег Тиньков… Мне интересно читать, как они развивались. Почему успешный предприниматель стал успешным? Я понял, что у многих предпринимателей сложная судьба, и что занялись они предпринимательством, потому что однажды их жизнь поставила перед выбором: либо рискуешь всем, либо всю жизнь будешь перебиваться с хлеба на воду. Когда я делал первые шаги в бизнесе, я не боялся рисковать. И сейчас тоже не боюсь. Мне до сих пор не страшно все потерять. Вся жизнь впереди. Даже если я все потеряю, это станет для меня уроком. Я не хочу разбогатеть здесь и сейчас, чтобы потом лежать на диване. Хочу создавать новое и готов терпеливо ждать прибыли. Если я создаю продукт, который является лучшим, то деньги придут — иначе быть не может. Невозможно создать успешную компанию, если твоя мотивация — заработать деньги. Мотивация должна быть другой: лучший продукт, лучший сервис».
Вадим Кулубеков
В 2007 году окончил Новосибирский государственный технический университет, факультет автоматики и вычислительной техники. В 2007 году основал компанию «Ависта Модуль». Победитель российского этапа GSEA 2013.
«Ависта Модуль»
Компания основана в 2007 году в Новосибирске. Производственная площадь 6 тыс. кв. м. В месяц компания производит около 7 тыс. модульных, каркасных конструкций и сэндвич-панелей. В числе клиентов — компании «РусГидро», Polyus Gold, «Северсталь», «Алроса». В 2013 году оборот компании составил 450 млн рублей.
Текст: Алексей Упатов
Фото: «Ависта Модуль»