Украинско-российский облачный сервис Jelastic конкурирует с решениями Amazon, Google, Microsoft и, по прогнозу одного из инвесторов проекта Сергея Белоусова (основателя компании Parallels), имеет все шансы нарастить оборот минимум до $100 млн. Первую версию продукта с таким высоким потенциалом программисты Руслан Синицкий из Житомира и Константин Александров из Воронежа создали за два года в свободное от основной работы время. Синицкий, выходец из НИИ, занимающий сейчас должность СЕО, признается, что его любимое занятие — решать сложные технические задачи, а предпринимателем он стал поневоле. Успех проекту обеспечили не только технологические преимущества продукта, но и уникальная для этого рынка система продаж, к созданию которой приложил руку тот же Белоусов.
Jelastic — продукт, созданный программистами для программистов. Это платформа для хостинга приложений на языках Java и PHP, сберегающая разработчикам время и силы. «Чтобы настроить сложное окружение для вашего приложения, нужно быть не только программистом, но и системным администратором. На нашей платформе вы можете в один клик выстроить вокруг приложения необходимую архитектуру нужной вам сложности», — объясняет Синицкий.
Со своим единомышленником Константином Александровым (до весны 2013 года он занимал в Jelastic должность CIO, а затем покинул компанию, чтобы сосредоточиться на собственном проекте Bigsens, основанном в ноябре 2012 года) Синицкий познакомился через интернет и за первые два года совместной разработки ни разу не встречался лично. Находясь друг от друга за 850 километров, двое программистов работали над проектом вечерами, но относились к нему не как к хобби. «Мы сразу поняли, что разрабатываем технологию не просто для себя и своих знакомых, а с прицелом на то, чтобы в будущем стать крупной серьезной компанией. Поэтому старались сделать продукт привлекательным для инвесторов: деньги охотнее вкладывают в прототипы, а не в абстрактные намерения», — говорит Синицкий. Помимо труда за два года партнеры вложили в проект около $20 тыс. собственных средств — деньги понадобились на оплату серверов и других ресурсов. Попыток ускорить процесс разработки, взяв в команду наемных программистов, основатели не предпринимали: Синицкий считает, что стартапу это не пошло бы на пользу. «Еще во время разработки прототипа мы зарабатывали деньги, выполняя реальные заказы с помощью нашей платформы. Вместо недель на их выполнение уходило несколько дней», — добавляет он.
В 2010 году к команде присоединился третий партнер — Алексей Скутин, взявший на себя продвижение проекта (в настоящее время он занимает пост CFO). По его инициативе в декабре 2010 года Jelastic стала участником конкурса Dev Generation, на котором выиграла главный приз ($100 тыс.), после чего тут же получила «посевные» инвестиции от фонда Runa Capital ($500 тыс.). Лишь на этом этапе Синицкий, Александров и Скутин познакомились друг с другом лично. Синицкий уверяет, что собирался искать инвесторов не в России, а в Кремниевой долине, и участие в конкурсе нужно было лишь для того, чтобы «тренировать питчи». Но от предложенных денег основатели отказываться не стали. Первые инвестиции позволили нанять людей в штат (команда выросла примерно до 20 человек) и начать разработку второй версии продукта, благодаря которой впоследствии удалось кардинально изменить стратегию развития компании.
Естественно, компанией кто-то должен был управлять, и Руслану Синицкому пришлось стать бизнесменом. Теперь, как и подобает гендиректору, он разрывается между переговорами с партнерами и совещаниями с коллегами, хотя при этом мечтает вернуться к разработке. И не только мечтает, но и обещает сконцентрироваться на создании новых продуктов, когда сможет делегировать рутинные обязанности. Очевидно, Синицкий в роли СЕО устраивает инвесторов. Сергей Белоусов (являющийся не только основателем Parallels, но и старшим партнером Runa Capital) вызвался быть его ментором, как и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий (этот фонд тоже вложился в Jelastic). Среди технологических советников — автор языка программирования PHP Расмус Лердорф, создатель языка Java Джеймс Гослинг и другие известные личности мировой IT-индустрии.
Когда Jelastic только «вышла из подполья» в 2010 году, Синицкий представлял себе «крупную серьезную компанию» именно так, как она выглядит сейчас: 70 тыс. клиентов, продажи по всему миру. Сейчас его амбиции выросли: глава Jelastic считает достойными примерами для подражания такие компании, как Oracle, Apple, Samsung, Honda. «Эти компании изменяют или в ближайшем будущем изменят мир. Меня привлекает эта возможность — создавать что-то новое и улучшать тем самым жизнь», — говорит он.
Еще не став новой Apple или Samsung (задача, прямо скажем, трудновыполнимая), Jelastic уже конкурирует с Google, Microsoft и Amazon. «Когда мы только занялись своим проектом, Google начала разрабатывать нечто похожее — Google App Engine. Мы не испугались, а, наоборот, обрадовались: если «большой брат» занимается тем же, значит, мы идем правильной дорогой». В числе других платформ со схожим функционалом — Windows Azure от Microsoft, Force.com компании Salesforce и Amazon Web Services, старейший игрок на рынке. Облачные платформы Google и Microsoft позволяли разработчикам делать приложения, используя инструменты самой платформы. На практике это означает, что разработчикам приходится полностью переписывать уже готовое приложение, если они хотят перейти на новую платформу. У Jelastic таких ограничений нет. Различия в подходах не позволяют считать Jelastic прямым конкурентом Google или Microsoft, поэтому главным конкурентом Синицкий считает Amazon: «Именно с ними мы боремся за долю рынка. Большие компании не успевают быстро реагировать на изменяющиеся требования рынка. Мы реагируем быстрее, что-то улучшаем, тестируем, выпускаем новые релизы. Скорость особенно важна на ранних этапах развития проекта». Наращивать долю рынка Jelastic удается за счет более высокого уровня автоматизации: разработчики, выбравшие эту платформу, экономят больше времени, чем при работе в «облаке» Amazon.
В поисках бизнес-модели, которая позволила бы выделиться на фоне более крупных конкурентов, Jelastic резко изменила стратегию. Произошло это в 2011 году под влиянием партнеров Runa Capital Сергея Белоусова и Дмитрия Чихачева. Изначально своими клиентами Jelastic видела разработчиков — точно так же, как и почти все остальные игроки. Белоусов и Чихачев предложили сделать ставку не на рынок, насыщенный предложением, а на дистрибьюторскую сеть основанной Белоусовым компании Parallels, занимающуюся продажами через хостинговые компании. «Сначала мы сопротивлялись, но потом убедились, что это отличный канал продвижения. Нашим конкурентам нужно затратить в несколько раз больше усилий, чтобы, к примеру, выйти на рынок Японии. Сейчас мы уже прочно заняли лидерские позиции на рынке хостинг-провайдеров, и конкурентам будет довольно сложно потеснить нас», — уверен Синицкий. Теперь Jelastic получает доход в виде процентов от оплаты подписок клиентами хостинговых компаний (25-35%), а также в виде единовременных премий в размере до $50 тыс. при заключении контракта с каждым хостером. Чтобы выстроить новую систему продаж, весной 2012 года Jelastic привлекла дополнительные $2 млн от фондов Almaz Capital и Foresight Ventures. «Наша бизнес-модель является уникальной для этого рынка: конкуренты работают на ниве enterprise, а наша цель — стать стандартом для хостинг-индустрии», — поясняет Синицкий, добавляя, что работать в новом сегменте оказалось гораздо труднее. В частности, приходилось обучать хостинг-провайдеров, выступающих реселлерами Jelastic, позиционированию нового продукта, специфике продаж и т.д. В некотором смысле Jelastic является спасителем локальных хостеров, пытающихся конкурировать с облачными платформами Google и Microsoft: теперь они могут предложить своим клиентам сходную среду для разработки веб-приложений. Jelastic тоже не остается внакладе, получая прямой доступ к разработчикам, которых местные хостеры знают лучше, чем кто-либо еще. К концу 2013 года Синицкий надеется привлечь к сотрудничеству еще 12 новых хостеров, а количество разработчиков увеличить с 70 тыс. до 100 тыс. В следующем году компания рассчитывает иметь уже около ста хостинг-партнеров. Также в ближайшем будущем компания планирует расширить диапазон поддерживаемых языков программирования, а еще расширить спектр поддерживаемых серверов и баз данных. Но особые надежды в Jelastic возлагают на собственный магазин приложений, в котором независимые разработчики смогут «запаковывать» свои приложения и продавать их пользователям платформы.
На момент подготовки этого материала в компанию было вложено $3,5 млн, однако этой осенью планируется привлечь очередной раунд инвестиций и открыть новое структурное подразделение. «В 2012 году мы получили грант от Сколково в размере $800 тыс. на разработку прототипа облачного решения для корпоративных клиентов. По условиям гранта мы не могли запускать коммерческую версию. Сейчас у нас есть необходимые знания, и мы думаем о том, чтобы заняться этим направлением», — рассказывает Синицкий. Возможно, следующие инвестиции будут вложены как раз в развитие решения Jelastic Private Cloud для частных компаний с развитой инфраструктурой, с которыми компания планирует работать уже напрямую, а не через хостеров. «А лет через пять я хотел бы купить Parallels. С удовольствием приобрел бы их технологии», — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Синицкий.
Руслан Синицкий
В 2001 году с отличием окончил Житомирский военный институт радиоэлектроники (Украина) по специальности «Оборудование специального мониторинга». Через год, победив в конкурсе, был признан «Лучшим молодым сотрудником Национального космического агентства Украины». Имеет более 12 лет опыта разработки на языке Java. Работал инженером отдела науки в Национальном космическом агентстве Украины (2001-2007), старшим разработчиком графических интерфейсов в компании Datamash (2007), был руководителем группы в SolovatSoft (2008), занимал должность старшего архитектора интерфейсов в iQueLab Ltd (2008-2010). Сейчас является генеральным директором компании Jelastic, которую основал в 2010 году.
Текст: Алексей Упатов