Первые навыки работы со стеклопластиком Юрий Калныш приобрел в одиннадцатилетнем возрасте, занимаясь в харьковском яхт-клубе. Детское увлечение стало основой профессионального и предпринимательского пути Юрия: повзрослев, он занялся тюнингом автомобилей — сначала как частный мастер, а потом, после пары неудачных попыток начать бизнес с партнерами, как основатель собственной компании Carbon Art, которая занимается тюнингом автомобилей, а также превращением стандартных машин в мобильные офисы и кинотеатры.
Идея превратить свое хобби в бизнес у Юрия Калныша появилась еще в середине 1990-х, когда на постсоветском пространстве стал пользоваться популярностью тюнинг автомобилей. Юрий мог изготовить уникальный конструктивный элемент из стеклопластика (это один из основных материалов, используемых для тюнинга), но денег хватало только на то, чтобы оборудовать небольшую мастерскую в арендованном гараже, что позволяло выполнять лишь единичные заказы. В конце 1990-х Калныш переехал в Москву, где продолжал попытки построить бизнес, параллельно подрабатывая то барменом, то строителем. В 2004 году ему предложили отвечать за техническую часть в тюнинговом проекте G-Tuning. Заработка хватало только на удовлетворение насущных потребностей, зато, как вспоминает Юрий, он приобрел опыт работы с «дорогими» клиентами: «Одно дело — делать что-то для своих друзей, другое — для заказчика, который хочет модифицировать свой Mercedes 230 SL». Компания G-Tuning выполняла 3-4 заказа в месяц, зарабатывая на этом 200-300 тыс. рублей. Бизнес с таким оборотом не мог развиваться: не хватало денег на закупку оборудования, нарушались сроки исполнения заказов, что не способствовало притоку клиентов. Калныш понял, что оставаться в компании смысла нет, и решил предпринять очередную попытку начать собственный бизнес. Но реализацию этого плана пришлось отложить на два года: столько потребовалось на реабилитацию после падения, приведшего к перелому бедра, и неудачной операции, проведенной московскими хирургами. Долечиваться Юрий уехал в Харьков. Лежа с ноутбуком в больничной палате, он занимался поиском клиентов, насколько это было возможно в его положении. За реализацию тех немногих проектов, которые ему удавалось заполучить, отвечал его брат. Бизнес фактически вернулся к состоянию частной мастерской в гараже.
Восстановившись после травмы, Калныш устроился в московскую тюнинговую компанию, которая вскоре закрылась из-за кризиса. Зато один из клиентов, впечатленный мастерством Юрия, предложил ему открыть собственный бизнес и выразил желание инвестировать в проект 1,5 млн рублей. На деле сумма инвестиций оказалась гораздо скромнее — всего 300 тыс. рублей, но этих денег хватило на аренду помещения, наем персонала и небольшую рекламную кампанию в интернете. Так в 2009 году начала свое существование компания Carbon Art. Довольно скоро между Юрием и инвестором начались трения: «Мой партнер, ничего не понимавший в тюнинге, просто «включал директора». Мне не нравилось, что он указывает мне, что и как я должен делать». Расставшись с партнером, Калныш начал управлять Carbon Art в одиночку.
Юрий говорит, что тюнинг для него — смысл жизни: «Мне нравится делать красивые машины. Иногда смотришь, какие машины к нам приезжают переделывать, так как до этого их тюнинговали в дешевом сервисе, и думаешь: я бы так не смог… Так испортить точно не сумел бы».
Carbon Art занимается только тюнингом автомобилей класса премиум, так как и «работать с ними интересней», и платежеспособность клиентов выше. Калныш подчеркивает, что владельцы таких машин весьма придирчивы к качеству, и ему, считающему себя перфекционистом, это импонирует: «Каждую машину я делаю как для себя. Если мне нравится, то понравится и клиенту. Если мне не нравится, то будем доделывать, пока не доведем до идеального состояния».
Квалифицированных специалистов по тюнингу в России мало, а универсалов — еще меньше. Поэтому, например, в Carbon Art работают два дизайнера: один отвечает за внешнюю отделку, другой — за внутреннюю. Было бы дешевле и проще поручить всю работу одному работнику, но, увы, на рынке такого не нашлось. «У нас дружный коллектив, я со всеми общаюсь не как начальник, а как товарищ, — говорит Юрий. — Иногда приходится настаивать на своем, но такое случается редко. Чаще моему мнению доверяют, потому что знают, что я профессионал и работал в разных качествах. Был карбонщиком, формовщиком, установщиком, макетчиком и т.д. Сотрудники сами приходят со мной посоветоваться».
Такие же дружеские отношения Юрий старается поддерживать и с клиентами, многие из которых становятся постоянными. «Часто клиент приезжает с готовым, как ему кажется, проектом, который на деле оказывается «сырым». Приходится объяснять, почему ему будет удобнее так, а не по-другому», — рассказывает Калныш. После согласования проекта составляется детальная смета, и если клиент ее одобряет, то вносит предоплату. Необходимые запчасти, а также внутреннюю «начинку» (телевизоры, игровые приставки, блоки питания и т.п.) Carbon Art закупает у партнеров-дистрибьюторов, а потом доводит до нужной кондиции. «Многим кажется, что комплектующие зарубежного производства безупречны, но это не так. Любые детали известных брэндов нам приходится дорабатывать — даже при том, что мы принципиально выбираем только дорогие марки», — замечает Юрий.
Срок выполнения заказа варьируется в зависимости от сложности задачи. Одна из самых востребованных услуг — установка комфортабельных задних сидений от Mercedes с функциями подогрева, вентиляции, массажа и т.д. На это уходит три недели, а средний чек составляет 500 тыс. рублей. Более сложный заказ может выполняться до нескольких месяцев и облегчить кошелек клиента на несколько миллионов рублей. Несмотря на такой уровень цен, проблем с поиском клиентов Carbon Art не испытывает. Производственная площадка, на которой размещается компания (360 кв. м), уже стала тесна для нее, поскольку не позволяет одновременно обслуживать более десяти машин. Из-за этого заказчикам приходится ждать своей очереди, и Калныш уже запланировал расширение площадей до 600 кв. м.
Юрий отмечает, что один из факторов, побуждающих его наращивать производственные мощности, — возросший спрос на мобильные офисы — микроавтобусы, в которых место водителя отделено перегородкой от пассажирского салона, а салон оснащен так, что в нем не стыдно проводить переговоры и заключать сделки. Инвестиции в это направление составили 9 млн рублей. «Мы хотим поставить производство мобильных офисов на поток, — говорит Калныш. — Раньше на выполнение таких заказов уходило минимум полгода, а мы планируем сократить этот срок вдвое». Чтобы отойти от штучного производства, в компании создают набор пресс-форм, необходимых для изготовления элементов мобильного офиса. Окончательная цена мобильного офиса зависит от класса машины. Так, оснащение не самого дорогого автомобиля обойдется примерно в 4,5 млн рублей (не считая стоимости самого авто), что на 1,5 млн рублей дешевле, чем в среднем по рынку. Калныш вновь повторяет о своей приверженности перфекционизму и сетует на недобросовестных конкурентов, продающих в России готовые автомобили с мобильными офисами турецкой сборки, но с гордой надписью «сделано в Германии». Цена немецкая, а качество исполнения — турецкое.
Предприниматель рассчитывает, что после отработки всех производственных процессов его компания будет делать по 12 мобильных офисов в год. «Спрос есть», — уверен он. Калныш надеется, что благодаря этому спросу Carbon Art вскоре станет самодостаточным тюнинговым центром. Сейчас, поясняет он, некоторые технологические процессы приходится передавать на аутсорсинг, поскольку держать в штате всех необходимых специалистов нерентабельно.
Текст: Алексей Упатов
Фото: www.carbonart.ru