Несколько лет назад Семен Кибало, бывший тогда студентом Санкт-Петербургского политехнического университета, насмотрелся американских молодежных комедий и захотел носить толстовку с логотипом своего вуза. В итоге толстовки пришлось делать самому — сначала для себя, потом для однокурсников, а через полгода молодой бизнесмен уже принимал заказы в офисе своей компании Unifashion на Невском проспекте.
Стартовый капитал Семену Кибало не понадобился — первую партию одежды он выпустил, собрав предоплату с друзей-студентов. Задача будущего основателя Unifashion была несложной — закупить нужное количество толстовок, найти фирму, наносящую принты на ткань, немного поработать курьером — и первая прибыль была у него в кармане. К маркетингу Семен подошел просто — открыл группу «ВКонтакте», а тут и сарафанное радио заработало — каждая проданная вещь рекламировала сама себя, потому что в университете все, кто видел толстовки, хотели такие же.
Первые толстовки были проданы в июне 2011 года, а в июле прибыль составила уже 100 тыс. рублей. «Я помню, как смотрел на стопку денег и думал — где подвох? Я занимаюсь тем, что мне нравится, я трачу на это несколько часов в неделю, и я заработал в 4 раза больше, чем за 40 часов в неделю на своей основной работе!» — восхищается Семен. По его словам, где подвох, он понял, когда арендовал офис и нанял сотрудников.
Потребность в офисе возникла уже через пару месяцев после старта — число заказов росло такими темпами, что складировать толстовки дома стало невозможно. «Они были везде — в шкафу, на кровати, даже на кухне!» — вспоминает Кибало. К октябрю Семен накопил 500 тыс. рублей и потратил их на печатное оборудование. Пидумал и название фирмы — Unifashion. Он решил, что печатать самому будет оперативнее и выгоднее. Но ему все еще не нравилось то, что сами толстовки, которые он закупал, каждый раз приходили разные: «Я подумал, что мы могли бы их усовершенствовать, сделать более удобными. В декабре я наладил собственный пошив на одной из фабрик в Питере. С тех пор мы перепробовали шесть фабрик и остановились на двух — в Москве и Петербурге. У нас свои лекала, мы брэндируем одежду — вшиваем бирки Unifashion. Также я купил оборудование, вырезающее пленки с логотипами университетов, которые потом в офисе переносятся под прессом на одежду, когда поступает заказ».
Ткани Unifashion закупает в Турции. Состав тканей — 80% хлопок и 20% полиэстер. По словам Семена, они не садятся при стирке, согревают в холодную погоду и позволяют коже дышать в теплую. «Это лучшее качество, которое мы смогли найти. Да, цены у нас выше среднего — одна толстовка стоит 1700 рублей, но зато она прослужит долго. Я хочу, чтобы клиенты к нам возвращались», — говорит Семен.
За два года ассортимент расширился. Изначально Кибало продавал только серые толстовки, а сейчас у Unifashion 12 цветов и 9 размеров. «Я заметил, что на девушках мешковатые толстовки унисекс плохо сидят, поэтому мы сделали женскую линию. Сейчас мы делаем толстовки на молнии, свитшоты (джемперы), футболки, рубашки-поло, спортивные брюки, бомберы (куртки на заклепках). В некоторых моделях мы делаем второй маленький карман внутри большого — для телефона, чтобы можно было слушать музыку во время занятий спортом» — делится Семен. Но классические толстовки с капюшоном — это «хлеб с маслом» для Unifashion, на них приходится 85% продаж студенческой одежды. Всего за два с лишним года было продано уже свыше 10 тыс. толстовок.
В 2011 году оборот компании составил 1,5 млн рублей, а в 2012-м уже 10 млн рублей. Кибало объясняет это вау-эффектом: достаточно было студентам увидеть толстовку, и они хотели такую же. Но рынок быстро насытился, и темпы роста снизились: в 2013 году оборот составил 15 млн рублей. К тому же появилась конкуренция — предприимчивые студенты из других вузов создали фирмы-клоны. «Сейчас есть пара компаний, которые делают хорошие продажи, работая с одним или двумя крупными вузами, но такого покрытия вузов, как у нас, нет ни у кого. Мы делали одежду для студентов из 500 вузов России и СНГ», — уверяет Кибало. По его словам, более половины заказов приходит из Петербурга, четверть из Москвы, остальное приходится на региональные вузы. В регионах продукцию Unifashion распространяют дилеры, в начале 2014 года появился первый франчайзи.
Не полагаясь только на студенческий спрос, Кибало решил расширять ассортимент. Сейчас у Unifashion пять направлений: университетская одежда, спортивная (для спортивных команд), корпоративные заказы, разработка собственной линии одежды стиля casual с принтами и услуги печати на одеже. Оборот распределяется неравномерно: 60% дает университетская одежда, 30% — корпоративная, 10% — печатная студия и спортивная одежда.
Кибало надеется, что корпоративная одежда в ближайшем будущем будет приносить ему больший доход. «Наши толстовки дорогие, но зато они хорошего качества, их хочется не только надеть один раз на корпоративном мероприятии, но и надевать на пробежку, за город. Мы стараемся донести до руководства компании, что так сотрудник начинает рекламировать свою организацию во внерабочее время», — рассказывает Семен. Сумма одного из последних заказов от компании Veeam Software составила 1,5 млн рублей. Однако Кибало уверен, что Unifashion останется, прежде всего, брэндом студенческой одежды. В его ближайших планах — открытие в вузах магазинов сувениров с университетской символикой.
Семен Кибало
В 2011 году окончил Санкт-Петербургский политехнический университет по специальности программист. В апреле 2011 года основал компанию по производству толстовок с символикой вузов Unifashion. В 2013 году оборот компании составил 15 млн рублей. В штате компании 6 сотрудников.
Охотник за идеями
Успешный запуск бизнеса вызывает желание стартовать вновь. Кибало хотелось реализовывать все новые проекты, но это могло повредить Unifashion. Он решил искать бизнес-идеи и делиться ими с другими предпринимателями. «Я довольно много путешествую и замечаю, что простых бизнес-идей, вроде Unifashion, очень много. В то же время многие молодые люди хотят начать свой бизнес, но не могут придумать самую первую идею», — рассказывает он.
Первое путешествие в рамках интернет-проекта «Охотник за идеями» состоялось летом 2013 года. Кибало поставил себе цель найти и описать 21 бизнес-идею за 21 день в США. Он проехал через 12 штатов и результаты поисков описал в своем блоге. Большинство идей — это продажи какого-то необычного товара или услуги. Среди них стикеры на телефон, таймер для еды, конструктор салатов, магазин тапочек. Кибало искал идеи, с которыми можно начать свое дело с небольшим стартовым капиталом. Среди спонсоров поездки была программа «Ты — предприниматель», которая взялась за реализацию некоторых собранных идей в бизнес-инкубаторах. Вторая поездка, в Японию, состоялась осенью 2013 года. Оттуда Кибало привез новую порцию простых идей, до которых никто в России не успел додуматься.
Текст: Александра Латышева
Фото: Александр Сайганов