Три года назад будущий СЕО стартапа VCV (сокращение от Video CV) Николай Волчков участвовал в реализации кинопроекта и обратил внимание на бюджетную проблему: «Многие актеры, которых мы рассматривали в качестве кандидатов на роли, проживали в других городах, и нам приходилось приглашать их на кастинг в Москву за свой счет». Друг Волчкова, Илья Лазученков (ныне — совладелец проекта), предложил создать онлайн-сервис, позволяющий актерам снимать на веб-камеру мизансцены по заданию режиссера. Развивая эту идею, друзья решили, что у нее может быть более широкое применение: не только актеры, но и соискатели любых вакансий могли бы записывать видеоролики, чтобы произвести первое личное впечатление на потенциального работодателя еще до приглашения на собеседование.
Занимаясь поисками инвестора для запуска VCV, партнеры познакомились с Сергеем Кузнецовым, в то время занимавшим должность заместителя гендиректора в Фонде содействия жилищному строительству. О сложностях с подбором персонала Кузнецов знал не понаслышке, и, поверив в перспективы проекта, он согласился стать главным акционером и принял активное участие в доработке сервиса.
В течение всего 2011 года прототип VCV тестировался в Красноярске. У главного инвестора есть связи в регионе — ранее он работал в «Норильск-Телекоме» и был знаком с инфраструктурой и многими крупными работодателями. «Мы хотели изучить реакцию жителей крупного регионального центра на новый сервис, прежде чем выходить на федеральный уровень, — объясняет Волчков. — Хотелось опробовать проект, условно говоря, в «столице в миниатюре». При этом важно было протестировать сервис в городе, удаленном от Москвы, чтобы не было утечки информации». Офис решили не открывать, ограничились только отдельными представителями — продавцами. Выяснилось, что даже вдали от столицы соискатели и работодатели готовы пробовать новый инструмент. По итогам тестирования была скорректирована часть функционала, добавлены новые опции, изменен дизайн и устранены ошибки. В сентябре 2012 года проект был перезапущен с прицелом на всю Россию. На тот момент в VCV было инвестировано около 30 млн. рублей.
Основатели проекта говорят о «гибкой бизнес-модели», подразумевая под этим разные варианты монетизации сервиса в будущем. «Это может быть либо ресурс, «заточенный» под потребности работодателя, то есть предоставляющий возможности тестирования соискателей и проведения точечного отбора, либо массовый сервис для соискателей, — объясняет Волчков. — При этом мы понимаем, что наш клиент — это компания, которая заинтересована в найме квалифицированных и мотивированных сотрудников, стремящаяся к снижению текучести кадров и оптимизации бизнес-процессов. А уровень соискателей, создавших свое видеорезюме, на порядок выше других. Сам факт того, что они не поленились рассказать о себе на камеру, уже свидетельствует об их способности преодолевать барьеры, заинтересованности в достижении результата и, следовательно, определенном уровне мотивации».
Оптимизация бизнес-процессов работодателя, о которой говорит Волчков, — это прежде всего экономия времени HR-менеджеров, которые теперь могут проводить меньше личных встреч с соискателями: «По статистике, из тридцати откликов на вакансию на собеседования приглашают десять кандидатов. Результативных встреч из них максимум одна-две. Благодаря использованию VCV можно значительно экономить время и силы».
Другое преимущество, по мнению Волчкова, — более высокое качество видеорезюме по сравнению с традиционными резюме в письменной форме. «Но наш сервис не стремится заменить базы данных для первичного поиска резюме в интернете, так же как не заменяет личное собеседование», — замечает он. Менеджеры по персоналу могут использовать VCV для проведения «интервью по запросу», отправляя уже найденным по другим каналам кандидатам приглашение ответить на вопросы в формате видеопрезентации.
Стартап активно сотрудничает с вузами, поскольку студенты, выпускники и молодые специалисты попадают в категорию наиболее заинтересованных пользователей. «Они еще не могут похвастать опытом работы в текстовом резюме, зато могут продемонстрировать свое красноречие, харизму, горячее стремление работать или, например, знание иностранного языка. Ведь из текстового резюме невозможно понять, насколько человек коммуникабелен. Поэтому мы делаем большую ставку на студентов», — подчеркивает Волчков.
В настоящий момент соискатели пользуются сервисом бесплатно, а работодатели платят не за доступ к базе, а только за результат, то есть за факт совершенного действия: приглашение кандидата на интервью или самостоятельные отклики соискателей. В компании разработали гибкую тарифную сетку, зависящую от количества требуемых откликов в месяц.
Пока перед основателями стоит задача расширения клиентской и пользовательской базы, сервис позволяет бесплатно публиковать неограниченное количество вакансий, размещать виджет (модуль записи видеорезюме) на сайте работодателя, а также предоставляет услуги собственных рекрутеров и персонального клиентского менеджера. Сейчас в штате компании три рекрутера, которые ищут подходящих кандидатов и предлагают им создать видеорезюме и откликнуться на вакансию, которая им интересна. Менеджеры, в свою очередь, помогают выстроить работу клиентам с использованием нового инструмента, контролируют объем откликов и приглашений, консультируют по вопросам видеовакансий и размещению виджета, собирают данные о необходимых соискателях и передают их рекрутерам.
На момент подготовки этой статьи в базе VCV насчитывалось более 1300 вакансий от семисот с лишним работодателей. Услугами VCV уже воспользовались такие компании, как РЖД, Почта России, сеть ресторанов Аркадия Новикова, Rambler, «Афиша» и др. Основным каналом привлечения новых клиентов являются менеджеры по развитию бизнеса, совершающие «холодные звонки». Чтобы выйти на точку безубыточности к концу 2013 года, компания агрессивно наращивает клиентскую базу. В плане развития технологий и сервиса предполагается запуск приложений для социальных сетей и мобильных платформ, внедрение системы тестирования кандидатов по компетенциям и профессиональным навыкам, новые возможности использования соискателями собственных видеорезюме. В компании рассчитывают, что до конца 2013 года у них появится порядка 500 платных клиентов. Сейчас таких всего девять.
Николай Волчков утверждает, что конкурентов и аналогов с похожей бизнес-моделью у VCV нет ни в России, ни в мире, поэтому через год он рассчитывает выйти на внешние рынки и уже ищет для этого новых инвесторов. «Я хочу, чтобы видеорезюме стало нормой во всех процессах, связанных с трудоустройством и наймом работников», — говорит он.
Николай Волчков
В 2007 году окончил факультет социологии экономики и права Государственного педагогического университет имени В.И. Ленина. Начал работать еще во время учебы. В 2002 году стажировался в исследовательском холдинге «Ромир Мониторинг». В 2004-2007 годах работал в медиакомпаниях «Амедиа», «Вокруг Света Продакшн» и др., в том числе на должности финансового менеджера. В 2006 году преподавал курс «История социологии» в ПГУ им. В.И. Ленина. В 2008 году создал рекламное агентство DKNAGroup. В 2010 году занялся реализацией проекта VCV.ru, который был запущен на общефедеральном уровне в сентябре 2012 года. Является CEO компании. Также основал компанию «Скай», которая занимается продажей спортивной одежды и прокатом горнолыжного оборудования.
Текст: Алексей Упатов