Мария и Виталий Тимохины нашли пустовавшую нишу на рынке уличной еды — развернули торговлю жареными европейскими каштанами с лотков. Бизнес оказался не такой уж легкий, да вдобавок чувствительный к кризисам. Если бы не санкции и рост курса евро, к настоящему моменту «Каштанофф» смог бы увеличить продажи в несколько раз. Сейчас бизнес развивается медленно, но супруги все равно довольны — они «застолбили» перспективный сегмент и продают франшизу.
В начале 2013 года супруги Тимохины задумались о собственном бизнесе. Готовой идеи у них не было, поэтому был предпринят мозговой штурм. Друзья посоветовали обратить внимание на общепит, утверждая, что в этой сфере малым предпринимателям реализовать себя легче всего. Тимохины хотели найти свой «голубой океан», но опасались, что в Москве уже представлены все виды уличной еды. «Не хватает жареных каштанов», — вдруг осенило Марию.
На следующий день она нашла в интернете контакты оптовой базы, в прайс-листе которой значились каштаны. Попытка сделать заказ не удалась — оказалось, что каштанов на том складе никогда в глаза не видели — плоды были указаны «для ассортимента».
В итоге продавцы жареных каштанов с Украины предложили Тимохиным купить три тонны замороженных орехов и пару стилизованных под паровозики жаровен. Поставщик также пообещал обучить россиян технологии приготовления плодов. «Украинцы продали каштаны по сильно завышенной цене, но нам тогда не из чего было выбирать, — говорит Мария. — Так мы сразу потратили все сбережения — 3 млн рублей, и у нас на складе оказалась целая гора каштанов. Когда я первый раз их попробовала, то была разочарована — не понравилось. Подумала: конец — ухнули все деньги на какое-то барахло».
Однако в первый же день продаж разочарование Марии сменилось радостью: посетители «Пикника Афиши», который проходил летом 2013 года в Коломенском, быстро раскупили весь товар. В дальнейшем компания устанавливала «паровозики» на разных мероприятиях и в некоторых парках. Торговля пошла бойко: «украинских» каштанов хватило лишь на пять месяцев.
Тимохины поняли, что нашли свою «золотую жилу». Они изучили все, что касалось каштанов и их логистики. Деревья, дающие съедобные орехи, произрастают в Закавказье, Китае, на юге Европы и кое-где в Северной Америке. Но в сыром виде каштаны быстро портятся, а обрабатывают их только в Европе. В Италии и Швейцарии работают две фабрики, где орехи очищают, калибруют и замораживают. В таком виде они могут храниться до двух лет в холодильниках, их можно транспортировать куда угодно в рефрижераторах. Именно на этих фабриках закупаются все европейские продавцы каштанов. Но если в Старом Свете это сезонный бизнес, то Тимохины решили продавать каштаны в России круглый год. Так что должны были стать желанными клиентами для европейцев.
Не тут-то было. Итальянцы пошли на контакт с русскими только после звонка от общих знакомых. Сотрудничество продлилось недолго — вскоре Евросоюз ввел антироссийские санкции, а Россия 7 августа ответила эмбарго на ряд продовольственных товаров. «Машина стояла на погрузке, когда пришло известие про эмбарго. Итальянцы тут же разгрузили машину — а у нас уже все оплачено», — рассказывает Мария. Деньги россиянам вернули, но они потеряли много времени и нервов: партию каштанов привезли с швейцарской фабрики в самый последний момент — на следующий день компании уже нечем было бы торговать.
Теперь «Каштанофф» закупает плоды только в Швейцарии, против которой эмбарго не выставлялось (а позже пришло разъяснение, что под запрет попадает импорт только сырых каштанов). Но санкционная война серьезно ударила по бизнесу: вырос курс евро, и для компании закупочная цена повысилась вдвое. «До Нового года мы продавали порцию из 10 каштанов по 150 рублей, теперь придется повысить цену, но не более 200 рублей, иначе это будет безумие», — говорит Мария.
Сейчас у «Каштанофф» в Москве уже 11 уличных «паровозиков», хотя могло быть значительно больше. И не только из-за валютных курсов: возросла стоимость аренды склада, а банки отказываются выдавать кредиты, так как у компании небольшие обороты. «Их вообще не интересует малый бизнес, — считает Мария Тимхина. — Но мы все равно развиваемся, в том числе за счет франчайзи».
Это направление бизнеса появилось почти случайно: предпринимателям из Челябинска также пришла в голову мысль торговать жареными каштанами. Они стали искать информацию и выяснили, что уже есть фирма с налаженными каналами поставок и отработанными технологиями. Постепенно челябинцы купили несколько франшиз, они охватывают своей сетью города Урала, а также Санкт-Петербург. Другие партнеры работают в Воронеже и Сочи, вскоре каштаны будут продаваться в Казани и Уфе. Всем им «Каштанофф» поставляет плоды со склада в Подмосковье, пока что в год каждому региону хватает 5 тонн. «При этом потенциал развития сети очень хороший, — считает Мария Тимохина. — Нам постоянно звонят, но мы тщательно выбираем партнеров. В этом году придется также повысить и стоимость франшизы, которую ранее продавали по 350 тыс. рублей».
Мария Тимохина
Родилась в Москве. В 2008 году окончила Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина. В 2013 году вместе с супругом открыла компанию «Каштанофф».
Текст: Ольга Венседорина