Верн Харниш
Основатель всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), руководитель учебных программ для предпринимателей в Массачусетском технологическом институте (MIT), основатель и CEO компании Gazelles Inc.
Когда Дитмар Петутшниг испытывает потребность в квалифицированных инженерах для своей производственной компании ISD Limited, находящейся в Новой Зеландии, он отправляется в порт. Для него критически важно привлекать на работу людей, которые впишутся в культуру компании, — но сделать это не так-то просто, учитывая удаленность страны. «Как вы будете искать инженеров, если все инженеры хотят уехать из страны?» — вопрошает Петутшниг.
Сезон рекрутинга у Дитмара Петутшнига начинается в конце октября — начале ноября, когда владельцы яхт, бороздящих морские просторы, укрываются в портах Новой Зеландии от штормов. На приходящих судах часто встречаются люди, которые в прошлом были достаточно успешны в бизнесе, чтобы позволить себе купить корабль, способный пересечь океан. «Кроме того, любители длительных морских путешествий обычно хорошие механики, поскольку в океане приходится все чинить самому, — замечает Петутшниг. — И обычно они изобретательные и стойкие люди, которым пришлось пройти через очень сложные ситуации. Трудности их не пугают». Именно таких людей Дитмар Петутшниг хочет видеть в ISD — и поэтому делает все, чтобы они процветали в компании.
Не все растущие компании сталкиваются с подобными географическими проблемами при рекрутинге. Но даже находясь в таких «рассадниках» инженеров, как Кремниевая долина или Бостонский технополис, приходится бороться за таланты.
Инновационные методы Петутшнига — пример для любой компании, находитесь ли вы среди молочных ферм или в большом городе. Самое главное в методике владельца ISD — появляться в нужном месте в нужное время. В некоторых городах для этого нужно посещать тусовки талантливых «технарей». Для предыдущей фирмы Петутшнига, Nunet AG, такой подход был бы весьма полезным. Но в ISD он поддерживает контакты с моряками, которых считает своими «рекрутинговыми агентами», чтобы узнать, когда прибудут новые «соискатели», — и появляется на берегу, готовый завязать разговор. Если Петутшниг находит общий язык с новоприбывшими, он предлагает им выпить кофе или делает что-то еще для продолжения разговора. «Я стараюсь узнать, о чем они мечтают, что их занимает», — говорит он. Потом он заводит речь о возможности задержаться на какое-то время в Новой Зеландии, работая на ISD. Иногда подходящие кандидаты проявляют интерес и откладывают отплытие на следующий сезон или на пару сезонов.
Официально принятый в Новой Зеландии трехмесячный испытательный срок позволяет и ISD, и кандидатам понять, насколько они подходят друг другу, прежде чем решиться на долгосрочные отношения. На данный момент в ISD подобным образом успели принять на работу четырех человек — директора (который стал бизнес-партнером Петутшнига) и трех инженеров. Всего в компании 20 сотрудников, и Петутшниг уже поставил себе целью за три года увеличить оборот до $10 млн. Мне кажется, с такими инновационными практиками найма у него все получится.
Софтверная компания Atlassian с отделениями в Сиднее (Австралия) и Сан-Франциско (США) тоже использует творческий подход, чтобы привлечь правильных людей. За последние два года она увеличила количество сотрудников больше чем вдвое — до 550 человек. Несколько месяцев назад стартовало «рекрутинговое турне», в рамках которого сотрудники Atlassian проехали на автобусе по европейским городам, чтобы найти 15 разработчиков за 15 дней. «У нас была уникальная возможность, так как европейская экономика сейчас не в лучшей форме», — говорит Йорис Луижке, вице-президент по персоналу Atlassian. Во время тура представители компании предлагали кандидатам выпить пива и рассказывали про жизнь в Австралии. О ходе турне компания ежедневно отчитывалась в Twitter, привлекая внимание прессы — от испанского телевидения до Wall Street Journal. Благодаря этому Atlassian получила более тысячи анкет и нашла 15 отличных разработчиков, готовых переехать в Австралию.
Из истории с турне Atlassian можно извлечь пару важных уроков: в компании поняли, что рекрутинг — это, как сформулировал Луижке, «игра с числами», и постарались поднять шумиху, чтобы привлечь большое количество кандидатов. Отыскав же подходящих людей, они не тянули кота за хвост, а сразу предлагали им работу. «Мы отобрали лучших из лучших», — говорит Луижке. Именно так — креативно и агрессивно — нужно действовать в сегодняшней экономике, чтобы заполучить технических гениев до того, как это сделают ваши конкуренты.
Перевод: Ирина Сергеева