Марк Андриссен, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz, рассуждает о высокотехнологичных стартапах, возможном повторении пузыря доткомов, о прорывных идеях и о том, какими качествами должен обладать предприниматель.
Ищите компании, у которых есть реальный продукт, реальные рынки и реальные клиенты
На пике пузыря доткомов в девяностых годах, высокотехнологичные компании из Кремниевой долины «создавали продукты не очень хорошего качества и неслись на фондовую биржу, очертя голову, — вспоминает Андриссен, — инженеры ненавидели проекты, над которыми они работали, потому что компании были чрезмерно ориентированы на продажи. Часто употреблялись фразы типа: «Давай масштаб или проваливай домой», или моя любимая: «К черту подробности, заключайте сделки». В результате такого подхода к работе эти компании просто исчезали».
Сейчас люди считают, что некоторые компании переоценены. Годовой доход Facebook, например, вырос с нуля до $10 млрд меньше, чем за 10 лет. Рынок высоких технологий, в частности мобильных приложений, растет в геометрической прогрессии. Только у WhatsApp 450 млн активных пользователей: «Вы можете считать, что крупные интернет-сервисы с миллиардами пользователей не стоят ничего, но я не рекомендовал бы так думать», — говорит Андриссен.
Многие крупные высокотехнологические компании щеголяют низкими мультипликаторами (соотношение капитализации и выручки), при этом у них высокие показатели кассовой наличности, что в совокупности совсем не характерно для «эпохи пузыря».
Стиль управления изменился
В девяностые венчурные капиталисты и инвесторы очень быстро отстраняли основателей технологических стартапов от управления и ставили на их место профессиональных управленцев, которые делали акцент на продажи и маркетинг, уделяя меньше внимания проектированию и разработке продуктов. Теперь все поменялось: «Технического гения в должности СЕО мы воспринимаем как должное; Марк Цукерберг стал апофеозом этого. Но мы качнулись в другую крайность — забыли, как строить бизнес, в частности мы забыли об искусстве маркетинга и продаж», — говорит Марк.
В компаниях Кремниевой долины хорошо работают две модели управления. Первый пример — Facebook: пост СЕО занимает основатель и технический мозг компании (Марк Цукерберг), а в должности операционного директора (COO) — отличный управленец и продавец, такой как Шерил Сандберг. «Шерил — настоящий профессионал, и все хотят ее видеть на позиции второго человека в компании»,- говорит Андриссен.
Образец второй модели — партнерство Билла Кэмпбелла (основатель и бывший CEO компании Intuit) и Скотта Кука (председатель правления, также выполняющий функции СЕО). Такая модель подходит компаниям, в которых нет основателя, который способен или заинтересован стать СЕО. Кэмпбелл не разбирается в технологиях, но отлично умеет руководить предприятием, уважает разработчиков, и, что еще важнее, не испытывает страха перед ними.
Шансы на успех высокотехнологичного стартапа по прежнему невелики
Около 4000 высокотехнологичных стартапов ежегодно пытаются получить венчурные деньги. При этом фонд Марка инвестирует только в два десятка проектов. В целом венчурная отрасль финансирует порядка 200 проектов в год, при этом лишь около 15 из них генерирует 95% прибыли.
Есть ли у вас качества предпринимателя?
«Мы тяготеем к людям, которые никогда не сдаются, никогда не бросают свою затею, то есть обладают теми качествами, которые никто не указывает в своем резюме. Мы ищем храбрецов и мы ищем гениев. Сейчас много говорят о том, как важно терпеть провалы. Я называю это пораженческим фетишем: «Провал – круто, он вас учит многому, надо много раз потерпеть поражение», — только и слышно. Но мы считаем, что поражение – отстой! Успех — вот что круто!»
Прорывные идеи кажутся сумасшедшими (на первый взгляд)
Найти примеры дико успешных компаний, чей продукт изначально казался безумным, не составит никакого труда. 30 лет назад идея о том, что у каждого дома будет персональный компьютер, казалась очень странной. Всего несколько лет назад мысль о том, что вы будете делить свое авто или жилье с незнакомцами, чтобы заработать деньги, казалась сумасшедшей (сегодня по этой модели успешно работают Airbnb, Uber и др.). «По настоящему прорывные идеи выглядят очень странными на первый взгляд, — говорит Андриссен, — и факт того, что идея выглядит странной, может быть хорошим сигналом для основателя стартапа. Странность — возможное объяснение причины, по которой существующие компании еще не сделали этого».
Текст: Билл Снайдер
Фото: Робин Туоми
Мнения читателей
Андрей
Неплохо. Но маловато. Есть ресурс, широко известный в очень узких кругах, где миллионеры и миллиардеры делятся опытом и дают четкие инструкции:
https://www.big-money.info/