Николай Додонов
Бизнес-тренер, разработчик авторских тренингов и семинаров по тайм-менеджменту и управлению привычками для топ-менеджеров. Специалист по личной эффективности руководителя. Автор книги «АнтиТайм-менеджмент». Владелец и руководитель торговой компании «ЕТ-Россия» (компоненты для фрезерных станков). Основатель сервиса для учета личных финансов FastBudget.
В предыдущей статье этого цикла речь шла о том, как формулировать цели. Это важно, ведь правильно поставленная цель – половина успеха. Вторая половина – грамотный план. Вернемся к нашей чашке чая. В прошлый раз мы выяснили, что чашка чая вполне подходит под определение цели. А «налить чашку чая» – это план? Конечно, план, состоящий из нескольких последовательных действий.
Но почему разница между планами «налить чашку чая» и «открыть новый филиал» столь огромна? Дело в масштабе целей и необходимости учитывать различные факторы. Для подготовки программы, которая приведет к результату, нужно, чтобы в памяти были актуальные данные.
Если речь идет о чашке чая, такой информации у нас в избытке, причем для массы запасных вариантов. Закончился чай? Мы идем в ближайший магазин. Сломался электрочайник? Вскипятим воду на плите. Разбилась чашка? Всегда есть запасная. У нас есть практически 100% информации для реализации исходного плана и достижения конечной цели.
Продумывая большие и сложные планы, мы не имеем порой и 50% необходимой информации. Этот пример подводит нас к понятию неопределенности. При планировании изменчивость данных настолько высока, что даже самые свежие могут очень быстро потерять свою актуальность.
Простые планы мы контролируем полностью, находясь в зоне определенности. Если программа сложная, мы уже не можем все учитывать. Поэтому, какой бы план мы ни сформировали, он заведомо неактуален. Хороших планов не бывает в принципе. Есть плохие, которые уточняются и вовремя корректируются, а есть те, которые не актуализируются.
Вторая проблема состоит в том, что мы, планируя, всегда становимся заложниками нескольких ошибок. Например, ошибки подтверждения – состояния, когда в нашей голове существует некая картина, которая захватывает наше мышление настолько, что мы неспособны признать ее неправильной. У нас рождается гипотеза, и все следующие варианты худо-бедно идут в ее рамках. Какое отношение это имеет к планированию? Разрабатывая план, мы дополняем его чем-то новым, но никогда не отказываемся от исходной точки зрения.
Вторая ошибка – ошибка опровержения. Представьте, что мы снова в состоянии влюбленности. Мы звоним своему объекту страсти, а он не берет трубку. И мы думаем: «Наверное, не слышит. Или занят. Или телефон дома забыл, а может, потерял». А на самом деле, возможно, человек просто поставил на нас беззвучный режим навечно, но этот вариант никак не учитывается, потому что в нашей картине мира нет ситуации, когда нас игнорируют. Ошибка опровержения – тот эффект, когда все проблемы планов, с которыми мы сталкиваемся, списываются скорее на неучтенные случайности, а не на реальные недостатки исходной модели. Мы создали план и думаем, что он хороший и продуманный. Но потом он сталкивается с реальностью и терпит неудачи.
Третья ошибка связана с тем, что чем дольше мы работали над планом, чем больше энергии он у нас забрал, тем больше мы его ценим. Мы еще, может быть, даже не начали с ним работать, еще не испытали, но уже защищаем его и считаем хорошим. Почему? Потому что мы вложили в него силы. И чем больше сил было потрачено, тем сложнее будет признать, что первичный план никуда не годен.
Четвертая ошибка заключается в том, что чем дольше мы с этим планом провели, тем больше он похож на чемодан без ручки, который и нести тяжело, и бросить жалко. Как можно расстаться с тем, на что потрачено столько сил и времени? Нет, надо доработать план, довести его до ума и увеличить бюджет.
Для нас должен быть очевиден факт: хорошо планировать невозможно. Не бывает работоспособных планов, которые гарантируют успех. Но это не значит, что мы можем вообще не составлять программу. Нет, у нас должен быть определенный алгоритм, который позволяет учесть влияние неопределенности и минимизировать его. Какой?
При планировании нам нужно думать не о конкретных действиях, а о том, ради чего мы собираемся что-либо делать. И как только мы сформулировали проблему, мы не придумываем, как ее решить, а начинаем искать готовое решение. Мы запираем свой креатив, потому что наши идеи – это холодные клиенты. Чтобы они превратились в результат и рентабельность, они должны пройти сито проверки практикой. Кстати, до конца доходит примерно та же самая конверсия: около 3-7%.
Как бы мы ни любили свои собственные идеи, мы должны сказать себе: «До меня сотни людей уже сталкивались с подобной проблемой, им в голову приходили те же мысли, которые они опробовали на практике. Мир уже отобрал для меня самые жизнеспособные. Мне осталось лишь найти их».
Если этот этап пройден успешно, мы получаем апробированную модель действий, которую нужно только адаптировать под наш рынок, компанию и ситуацию.
А что делать, если готового решения нет? Тогда мы вырабатываем свое, но по определенной схеме. Первый вариант, который приходит в голову, под замок. Представьте, что по каким-либо причинам вы не можете его выполнить, и сформулируйте еще минимум два решения. Если мы остановимся на самом первом, то обязательно попадем в ловушку тех четырех когнитивных ошибок, о которых говорили выше.
Этот вариант будет нам так нравиться, что мы не сможем объективно оценить его. И чтобы не выбирать между одним и ничем, нам обязательно нужно найти по крайней мере еще два решения.
Затем мы начинаем разрабатывать прототипы. Прототип – это способ проверки идеи на принципиальную работоспособность. Прототип должен быть максимально дешевым (в идеале бесплатным) и должен быть реализуем в максимально короткое время.
При проверке нам обязательно нужно определить стоп-линию: сколько времени и денег мы готовы потратить на то, чтобы определиться, работает наша идея или нет. Например, если через две недели мы не видим результата, мы перестаем дорабатывать и улучшать прототип и отказываемся от этой идеи. Это позволяет избежать гораздо более серьезных и дорогих ошибок в будущем.
Мнения читателей
Андрей
Николай сила анти-ТМ, ждем еще интересных статей.