Шанс привлечь инвестора и получить импульс к росту есть у компании любого размера. Но предприятиям малого или среднего бизнеса для этого приходится менять собственную концепцию развития, отказываясь от такого сильного конкурентного преимущества, как закрытость бизнес-процессов. Кроме того, обязательное условие получения инвестиций от долевого партнера — допуск инвестора к участию в капитале компании. Иногда это чревато потерей контроля над компанией.
В 2006 году страховая компания «Ингосстрах», стремясь усилить свои позиции на рынке добровольного медицинского страхования, стала искать профильного игрока для поглощения.Частных медицинских учреждений в Москве было уже немало, однако страховщик остановил свой выбор на молодой и небольшой сети клиник «Будь здоров». По словам сотрудников, проводивших сделку, в клиниках «Будь здоров» им особенно запомнилось то, что в коридорах не пахло хлоркой. Дезинфекция проводилась с использованием современных и более эффективных средств. Как минимум это означало, что владельцы медучреждения исповедуют неформальный подход к бизнесу и стремятся соответствовать передовым зарубежным санитарно-гигиеническим стандартам. Возможно, именно такая мелочь и сделала клинику наиболее привлекательной в глазах инвестора.
Инвестиционная привлекательность — это комбинация нескольких основных критериев, которым должна отвечать организация, чтобы реальный или гипотетический инвестор захотел вложить в нее средства. Некоторые из этих критериев можно измерить, поскольку они обладают четкими параметрами. Для других никакие единицы измерения не годятся — речь может идти о таких неосязаемых вещах, как отсутствие запаха хлорки в больничном коридоре. Подобные «мелочи» могут дать инвестору гораздо больше информации, чем любые документы.
Необходимость заниматься повышением инвестиционной привлекательности возникает у предприятий независимо от того, относятся ли они к малому, среднему или крупному бизнесу. Деньги с рынка нужны, если компании для дальнейшего развития недостаточно внутренних ресурсов и средств. При этом рассчитывать на получение банковских кредитов может далеко не всякая организация. Кредиты, как правило, выдаются уже действующему, более или менее устойчивому бизнесу, способному нести нагрузку, связанную с долговыми обязательствами (с учетом процентов), зарекомендовавшему себя на рынке положительными финансовыми результатами, со сложившейся кредитной историей и имеющему возможность предоставить банку залог.
К тому же при помощи кредитов не всегда можно обеспечить долгосрочное или прорывное развитие. Именно в таких случаях средства предоставляют стратегические инвесторы (например, более крупные игроки из той же или сопредельной отрасли) или финансовые инвесторы — фонды прямых инвестиций, венчурные фонды. Взамен «стратег» может приобрести крупную долю в предприятии (вплоть до контрольного пакета акций), надолго войти в капитал компании и в конце концов купить ее всю. Второй вариант привлечения сторонних инвестиций — передача профессиональным инвесторам существенной доли бизнеса, которая через несколько лет может быть выставлена на продажу целиком или частями. Есть и третий вариант, для которого необходим определенный уровень инвестиционной привлекательности, — через публичный рынок (IPO/SPO, private placement, размещение акций по закрытой подписке).
«Внешние инвестиции — один из самых эффективных способов получить средства на развитие, хоть он и обходится дороже обычных банковских кредитных ресурсов, — поясняет Иван Нечаев, генеральный директор компании «Русские навигационные технологии» (РНТ). — Ведь в отдаленной перспективе придется расплачиваться частью прибыли, а в текущий момент —делиться управлением и участием в капитале». Долговое финансирование обычно дешевле долевого, так как у банков ожидаемая доходность ниже, чем у возможных совладельцев в лице инвестора.
Найти того, кто готов профинансировать за счет собственных ресурсов предстоящее развитие компании, сможет только та компания, которая убедит инвестора, что он не прогадает, вложившись в нее. Стратегический инвестор или фонд должны быть уверены в том, что через некоторое время они смогут выйти из капитала как минимум без убытков. Крупным компаниям быть убедительными нетрудно: как правило, они известны на рынке, а с их финансовыми и операционными результатами можно легко ознакомиться, поскольку это публичные игроки. Представителям малого и среднего бизнеса в этом смысле труднее, поскольку у многих инвестиционная привлекательность не на должном уровне. Приходится специально улучшать ее, даже если организация не намеревалась менять свою управленческую концепцию. Идеальный портрет привлекательной для инвестора компании таков: эффективная, финансово успешная в данный момент или в потенциале, транспарентная, конкурентоспособная и устойчивая к рискам.
Некоторыми элементами инвестиционной привлекательности многие компании обладают изначально. «Иногда приобретаемой компании нет смысла принимать специальные меры, так как потенциальные инвесторы прекрасно знакомы со структурой бизнеса приобретаемого объекта и имеют представление о том, как развивать актив», — заявляет аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко.
Например, среднее по размеру предприятие РНТ, крупный миноритарный пакет в котором в 2008 году приобрел «ВТБ Управление активами», оказалось сразу интересным инвестору, поскольку являлось лидером на корпоративном рынке телематики. Компания разработала и производит спутниковые системы GPS/ГЛОНАСС-мониторинга и контроля транспорта «АвтоТрекер». В момент сделки в «ВТБ Управление активами» отмечали, что решение инвестировать в РНТ было принято, когда стало ясно, что к развитию навигационных систем проявляет пристальное внимание государство, а значит, сектор будет усиленно развиваться. Самой же РНТ пришлось выполнить лишь ряд формальных процедур, чтобы соответствовать принятым в «ВТБ Управление активами» требованиям при совершении подобных сделок.
Работа на перспективном рынке для компании, ищущей инвестора, — желательное условие, но вовсе не обязательное. «Потенциалом, который заинтересует инвестора, также может обладать некая идея, имеющаяся в арсенале предприятия — хорошо, если она подтверждена патентом на правообладание, — или прорывная технология, новаторская концепция в управлении, оригинальные маркетинговые решения», — говорит Иван Нечаев.
Многие малые предприятия не испытывают потребности во внешнем финансировании, поскольку ограничены в своем развитии — не только из-за нехватки людских и финансовых ресурсов, но и из-за отсутствия идей, концептуальных продуктов, особенностей сферы деятельности и даже формы собственности. По данным «Опоры России», малый бизнес в нашей стране на 80% состоит из мелких торговых организаций с одной-двумя точками (как правило, в форме ИП или ООО), чей годовой оборот далек от параметров в 100 млн. рублей, установленных законом. «Конечно, если малое торговое предприятие открыло несколько успешных магазинов, используя какой-то оригинальный подход, то его с удовольствием приобретет крупный ритейлер, — считает вице-президент общественной организации «Опора России» Владислав Корочкин. — В таком случае этому малому предприятию практически ничего не надо делать для повышения своей привлекательности». Она самопроизвольно сформировалась благодаря наличию торговых точек и их удачному расположению. После приобретения магазинов ритейлер-инвестор просто отформатирует их под свои стандарты.«Помимо идей многое зависит от целей владельцев, — отмечает Владислав Корочкин. — Если они довольствуются небольшой пекарней, гончарной мастерской или даже управлением крупным бизнес-центром, то инвесторы им не нужны. Более того, оставаясь закрытой с точки зрения бизнес-процессов, компания имеет колоссальное конкурентное преимущество».
Чаще проблема повышения инвестиционной привлекательности актуальна для высокотехнологичных стартапов или уже сформировавшихся средних предприятий с оборотом от 100 млн. до 1 млрд. рублей. Стартапы, обладая идеей, зачастую не имеют средств на исследования, а средним компаниям требуются деньги на масштабное внедрение разработок или новаторских концепций, указывает Анатолий Вакуленко.
Например, компании Comdi — разработчику и провайдеру сервисов для проведения Web-семинаров и дистанционного обучения через интернет — потребовались массированные вливания для удержания ведущих позиций на рынке интерактивных видеокоммуникаций. «Сектор каждый год вырастает вдвое, на нем запускается множество стартапов, — рассказывает генеральный директор Comdi Дмитрий Скрипников. — Мы стали лидерами благодаря уникальному продукту и сильной команде — и еще потому, что первыми начали продажи, сформировав портфель сильных клиентов. Эти факторы инвестиционной привлекательности стали для нас ключевыми. Главное — не упустить время: рынок растет, и появляются другие компании, а для нас важно удержать лидирующие позиции».
Крупный пакет в Comdi в мае 2011 года приобрел один из самых активных инвесторов, вкладывающихся в развивающиеся компании, — «ВТБ Капитал». Все средства (руководитель не имеет права разглашать условия и параметры сделки) Comdi вложила в дальнейшее развитие продукта, укрепление команды разработчиков, продвижение сервиса и маркетинг.
Компания, которая поставила себе цель повысить уровень своей инвестиционной привлекательности, должна прежде всего сформулировать идею и понять, в каком сегменте рынка она намерена развиваться, кто может стать стратегическим партнером. Только после этого стоит переходить к следующему этапу — определению круга возможных инвесторов. Одновременно следует приступить к осуществлению целого ряда дорогостоящих операций. Для проведения этих операций нужны немалые средства, они требуют много времени и кардинальных изменений в подходе к проведению бизнес-процессов. Так что бессмысленно приводить предприятие в порядок за неделю до встречи с потенциальным инвестором. Почти всегда необходимо формализовать все процедуры: прежде всего, нужно провести юридическую экспертизу и привести правоустанавливающие документы в соответствие с законодательством. Также необходимо забыть о схемах налоговой минимизации, позаботиться о переходе к международным стандартам отчетности. Мероприятия по совершенствованию производственных процессов могут включать в себя целый комплекс процедур: от минимизации издержек до внедрения автоматизированных IT-систем.
Очень важно создать публичную историю компании с помощью рекламы, комментариев в СМИ, различного рода пиар-акций, участия в тематических и даже благотворительных семинарах и т.п. В результате всех этих действий компания приобретает тот «товарный» вид, который и формирует ее привлекательный облик. При этом процесс создания инвестиционной привлекательности компании и управления ею не может быть конечным — этим нужно заниматься постоянно.
Комментарии экспертов
Иван Нечаев,
гендиректор компании «Русские навигационные технологии»:
Насколько целесообразно повышать свою инвестиционную привлекательность? Ответ на этот вопрос зависит от того, к чему компания стремится. Есть организации, которые сидят в своей нише, имея ежегодный оборот не более 1 млн. рублей, — таким привлекать средства не нужно, их устраивает сложившееся положение дел. Что же касается компаний, которые сформулировали желание стать привлекательными для инвесторов, то у них как минимум должны быть идеи — желательно, чтобы они были конкурентоспособны не только в России, но и на глобальном рынке, — а также хорошее видение своего будущего. Подобные игроки стремятся вырасти в большую компанию и обладают необходимым для этого потенциалом. Им-то и нужно становиться инвестиционно привлекательными, чтобы получить деньги на развитие. В этом случае перемены, которые начинают происходить внутри компании, оказываются вторичными, а на первый план выходит стратегия развития, позволяющая достичь намеченной цели, — она сама по себе меняет всю «внутреннюю кухню» организации.
Дмитрий Скрипников,
гендиректор Comdi:
С учетом того что есть практика многораундности инвестиций, компания Comdi искала средства для развития, подразумевая под этим не столько деньги, сколько качественного инвестора, способного принести вместе с деньгами опыт и знания, необходимые для построения успешного бизнеса. Мы изначально пошли по пути формирования компетенции, которая сама по себе является одним из факторов инвестиционной привлекательности: стали выбирать инвесторов с сильной историей и хорошими условиями. Ведь чтобы привлекать очередные инвестиции, нужны люди, которые этим занимаются профессионально и могут защитить свои и наши интересы. Мы обращались в несколько крупных инвестфондов (упоминать названия других фондов я не могу), но «ВТБ Капитал» изначально являлся для нас приоритетным. Переговоры длились полтора года: фонд изучал нашу динамику, выясняя, сможем ли мы выдать необходимый результат с определенной командой и продуктом. Эти параметры являются нашими сильными сторонами, по сути — элементами инвестиционной привлекательности. Comdi продемонстрировала гибкость, клиентоориентированность и, заключив первые контракты с ключевыми клиентами на рынке, в итоге получила за 9 месяцев выручку, в 1,5 раза превысившую требования фонда.
Владислав Корочкин,
вице-президент Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:
Любая компания, которая обладает потенциалом роста и может рассказать о нем в письменном виде так, чтобы этот потенциал стал виден инвестору, является инвестиционно привлекательной. Иногда достаточно даже патента или бизнес-плана, под реализацию которого могут найтись бизнес-ангелы или венчурные организации. То есть главное — наличие потенциала для развития, на основании которого можно строить прогноз будущей прибыли или выплаты дивидендов. А подобный потенциал есть не у такого уж большого количества идей или игроков рынка. В том случае если инвестор ищет уже сложившееся малое или среднее предприятие, важно формализовать «портрет» компании: представить инвестору не только бизнес-план, но и принципы будущей стратегии развития; подтвердить положительную кредитную историю; если необходимо —
представить бухгалтерские документы, свидетельствующие об определенном уровне прозрачности компании и т.д.
Tекст: Ольга Венседорина