Открыть архитектурное бюро — заманчивая идея. Во-первых, спрос на дизайнерские услуги в России растет. Во-вторых, для открытия бюро не требуется существенных вложений. И, наконец, по сравнению с развитыми странами рынок архитектурных бюро в нашей стране практически пуст. Корреспондент журнала «Свой бизнес» Ольга Бахлина выяснила, какие трудности ждут тех, кто решит начать бизнес в этом красивом сегменте рынка.
В Москве более 250 архитектурных бюро, совокупный годовой оборот которых составляет около $300 млн. Цифры приблизительные, поскольку архитектурные бюро редко раскрывают финансовые показатели, а некоторые архитекторы даже не регистрируют предприятия. «Рынок архитектурных бюро в России пока не насыщен, поэтому, конечно, есть смысл открывать новые бюро. Например, в Берлине в десятки раз больше конкурирующих успешных архитектурных компаний, чем в Москве», — говорит Сергей Чобан, совладелец архитектурной мастерской «Speech Чобан&Кузнецов» и партнер берлинского бюро Nps Tchoban Voss.
Как правило, к открытию собственного архитектурного бизнеса приходят люди, долго и успешно проработавшие в бюро по найму, набравшиеся опыта и наладившие связи с клиентами. Другая возможность для старта — выполнение аутсорсинговых функций. Например, бюро А2ОМ — партнер люксембургской архитектурной компании Beng в Москве. «Мы на аутсорсинге выполняем проекты для Люксембурга», — поясняет Андрей Адамович, генеральный директор А2ОМ. Иностранцы заинтересованы в российских архитекторах прежде всего из-за разницы в уровне зарплат: архитектор в Москве получает обычно 30-50 тыс. рублей, а на Западе (в пересчете на рубли) — 80-100 тыс. Для российских архитекторов такое сотрудничество — отличная возможность набраться опыта. «В Люксембурге нет архитектурного института, поэтому тот, кто хочет стать архитектором, должен ехать на учебу в соседние страны. Архитекторы там не просто стоят дороже — их мало. Когда мы искали сотрудников в Москве, нам прислали множество хороших портфолио, и мы всего за неделю нашли четырех архитекторов. В Люксембурге это было бы нереально», — объясняет Андрей Адамович, добавляя, что их зарубежный партнер заинтересован в том, чтобы московский офис раскрутился и начал работать самостоятельно.
Коммерческий директор архитектурного бюро «Остоженка» Владимир Ерманенок считает, что для старта в этом сегменте бизнеса не нужно обладать миллионами. Успех дела зависит не столько от отлаженных бизнес-процессов, сколько от знаний, опыта, идей, способности «чувствовать профессию». «Я знал отличных предпринимателей, которые открывали бюро и нанимали архитекторов, но дело проваливалось. Этот бизнес — трудный: нужно быть подкованным как творчески, так и коммерчески», — подчеркивает Ерманенок.
Первоначальных вложений для создания архитектурного бюро почти не требуется: можно сделать сайт для привлечения клиентов и рисовать эскизы интерьеров, сидя дома. Впрочем, компания будет выглядеть более солидно, если снимет офис (аренда небольшого помещения в центре Москвы обойдется в 30-40 тыс. рублей в месяц).
По мнению Сергея Чобана, самая большая проблема при открытии бюро — поиск единомышленников, сотрудников и партнеров. «В одиночку работать гораздо сложнее», — уверен он. А вот Владимир Ерманенок считает, что главная сложность — найти заказчиков. К примеру, 40 сотрудников бюро «Остоженка», которое работает на рынке уже 23 года, сейчас ведут 15 объектов, а у только что открывшегося бюро обычно всего 2-4 заказчика. «Если случится кризис и эти четыре заказчика вдруг уйдут, бюро-новичок просто закроется. А у нас больше шансов остаться на плаву», — предупреждает о рисках Владимир. Владельцы архитектурных бюро признаются, что зачастую заказчик — это источник не только доходов, но и головной боли. У клиентов зачастую весьма своеобразные представления о хорошем вкусе, с первого раза результат им нравится редко, так что архитекторам приходится идти на уступки и выполнять дополнительную работу в рамках того же бюджета. Нередко заказчик утверждает проект только после многочисленных исправлений.
Архитектурные бюро проектируют интерьеры квартир и офисов, а также готовят проекты домов и зданий. Свежеиспеченному бюро проще начать с разработки дизайна квартир — то есть рисовать эскизы, которые дают заказчику представление о том, как будет выглядеть его квартира. Расценки за такие работы составляют около $40-70 за кв. м. Если заказчика все устраивает на этом этапе, начинается следующая стадия — так называемая «рабочка», или рабочее проектирование, когда архитектор готовит технические чертежи (включая коммуникации и т.п.). «Если речь о квартире, то архитектор может рассчитать «рабочку» сам. Сложнее проектировать дома, в этом случае может понадобиться субподрядчик», — объясняет Андрей Адамович.
На следующей стадии — осуществление архитектурного надзора — архитекторы контролируют ход работ непосредственно на объекте, следя за тем, чтобы рабочие не отклонялись от плана. Не все клиенты, получившие проект, заказывают эту услугу, а некоторые отказываются от услуг архитекторов сразу после получения эскиза: решив, что дальше взаимодействовать с архитектурным бюро дорого, клиент отправляется к знакомым строителям, которые и выполняют работу архитектора.
На проект квартиры у архитектора, как правило, уходит месяц, проектирование дома занимает три месяца. «В принципе, проект квартиры можно разработать и за неделю, если нет никаких других заказов. Но обычно бюро работают сразу над несколькими проектами, поэтому в такие сжатые сроки они укладываются редко», — говорит Андрей Адамович.
Следующая ступенька — проектирование дома или офиса. «Когда архитектор начинает проектировать дома, он выходит на качественно новый уровень», — рассказывает Андрей Адамович. Стоимость дизайнерских работ также повышается — до 100 евро за кв. м.
По словам Адамовича, будущие заказчики чаще всего выбирают бюро по рекомендации: «Если вы сделали свою работу хорошо, то к вам непременно постучатся новые клиенты. Если знакомым вашего предыдущего заказчика нравится интерьер в его доме, они обязательно выяснят, чья это работа».
С тем, что лучшая реклама для архитектурного бюро — качественно выполненный заказ, согласны и в архитектурном бюро Za bor, получившем заказ от «Яндекса». «Частный клиент, для которого мы построили дом, работает в «Яндексе», — рассказывает соучредитель бюро Za bor Арсений Борисенко. — Сначала он предложил нам заняться первым питерским офисом компании. Это было в 2008 году. Результат ему понравился. В итоге наше бюро разработало проекты для 18 офисов этой компании в трех странах». На разработку каждого проекта у Za bor уходило около двух месяцев, стоимость проекта составляла от 1,3 тыс. до 5 тыс. рублей за квадратный метр.
Найти клиентов или хотя бы заявить о себе можно и на профессиональных конкурсах. Конечно, сам факт участия в конкурсе не гарантирует новых заказов. По статистике, которую приводят участники нашего обзора, из ста конкурсов хорошему архитектору удается выиграть десять, а до реального строительства дело доходит только в трех случаях. Информацию о конкурсах можно найти на портале Archi.ru и других сайтах. В основном там анонсируются открытые конкурсы, но иногда организуются и закрытые, в которых участвуют только именитые архитекторы.
Архитектор может заработать и на процентах от расходов на покупку стройматериалов. На Западе подобная схема называется партнерской и считается легальной, а в России не афишируется. Дело происходит так: архитектор убеждает заказчика приобрести материалы именно в том магазине, который платит архитектору процент от сделки. Дизайнер может намеренно снизить цену за проект, а затем получить комиссионные.
Текст: Ольга Бахлина