Маргарита Датская
Президент бизнес-школы AMI, соосновательница издательства BestBusinessBooks. Член советов директоров ряда компаний. С 1997 по 2007 год — вице-президент по коммуникациям и развитию Стокгольмской школы экономики в России. Эксперт в области стратегического менеджмента и лидерства.
Мне была нужна метафора или сильный пример того, что я имею в виду, когда говорю о таких управленческих инструментах как миссия, ценности и видение. Каждое из этих слов само по себе звучит как чистая и бесполезная абстракция, которая к менеджменту «притянута за уши» какими-то врагами здравого смысла и практиков бизнеса. Такой метафорой мне представился лермонтовский герой Печорин, который, как возможно все еще помнят из школьной программы, страдал от бессмысленности и бесцельности человеческого существования, защищаясь от него сарказмом и цинизмом, одновременно страдая от желания что-то изменить и сделать иначе.
Современные организации полны таких печориных – разочарованных романтиков, которые хотели бы, чтобы в организационной жизни было больше смысла, помимо исключительно зарабатывания денег. Достаточно только взглянуть на посещаемость сайта о Дилберте, где миллионы сотрудников со всего мира «прикалываются» над превратностями корпоративной судьбы. Сошлюсь также на многочисленные исследования, доказавшие, что деньги не могут заставить человека работать лучше или с большей вовлеченностью. Недостаточная оплата, конечно, может демотивировать, но никак не влияет на эффективность деятельности.
И здесь в лице миссии и видения мы имеем довольно эффективные инструменты нематериального стимулирования. С их помощью мы можем оказывать влияние, чтобы вдохновлять людей на достижение целей. Что же мешает нам правильно использовать эти инструменты во благо организации, и как могло случиться, что взамен они превратились в бессмысленное подобие офисных обоев?
Cтоит взглянуть на историю вопроса. Миссия, видение, ценности, амбициозные мотивирующие цели – все эти важные для успеха организации понятия появились благодаря знаковой книге Джима Коллинза «Построенные навечно» — которая, к слову говоря, входит в список 20 самых значимых книг о менеджменте всех времен. Для скептиков стоит отметить: Коллинз в хорошем смысле этого слова помешан на исследовании долговечности успеха организации и вопросах устойчивости и эффективности. Тем более интересен вывод – ведь объяснение успеха Коллинз видит в ключевой идеологии компании.
А теперь представим какой взгляд на мир, какие умения и представления необходимо иметь руководителю, способному работать с ключевой идеологией. Ведь слово «идеология» сразу правильно расставляет акценты в том, как нам понимать и использовать миссию и видение.
Сложность работы с идеологией в том, что и миссия, и видение – это важные элементы смыслообразования, а следовательно, как мы знаем по собственной истории и опыту, идеи работают только если мы способны прямолинейно, последовательно и честно доказывать, что слова в миссии компании и ее ценности – это не просто слова, это не обман – это всерьез. В противном случае, мы получим вместо вдохновения и мотивации – цинизм и корпоративный юмор.
Часто мы видим, как руководитель-собственник, много лет строивший организацию «под себя» в соответствии со своей личной миссией, собирается отойти от оперативного управления. И в этом случае формирование миссии и видения особенно актуально. Потому что важно, чтобы состоялась передача смысла существования организации до того, как он уйдет.
Давайте разберемся, в чем отличие этих понятий. Миссия отвечает на вопрос «зачем?». В чем высшее предназначение организации? В чем ее высший смысл? Видение же представляет собой то, что произойдет, когда миссия реализуется. Несомненно, она привязана к конкретным результатам деятельности компании и завязана на моделировании целей. Оно действует как инструмент визуализации видения.
На мой взгляд, миссия и видение должны рождаться естественно, затрагивая эмоции сотрудников и вызывая в них желание участвовать. Если этого не происходит, и миссия «выдавливается», то в лучшем случае сотрудники проявляют к этому полное равнодушие, в худшем – раздражение: ведь им запудривают мозги каким-то эфемерным понятием, не подкрепленным реальным наполнением. Именно поэтому, несмотря на то что сейчас формирование миссии и видения вошли в моду, и эти понятия стали частью бизнес-планов многих компаний, я твердо убеждена, что в мире бизнеса можно вполне успешно существовать и без них. Возможно, пока вы не придете к ним позже или «нащупаете» в процессе деятельности, — тогда это будет то настоящее, сделанное не ради соответствия корпоративным нормам, а служащее единой ценностной платформой, объединяющих и вдохновляющих людей на достижение общих целей.