У британского предпринимателя Сону Шивдасани, основателя сети люксовых курортов Soneva, свои представления о роскоши. Он уверен, что золоченый декор, ванны с шампанским и прочие стереотипные атрибуты «красивой жизни» не отвечают устремлениям современных горожан, истосковавшихся по простой и естественной жизни. Приобщая своих клиентов к концепции «умной роскоши», Сону для начала просит их разуться и… не надевать обувь все время, пока они находятся на отдыхе. Почувствовав себя «робинзонами» на обитаемом, но не страдающем от перенаселенности острове, гости открывают для себя такие радости, как здоровый сон в просторной бамбуковой хижине, услуги туземца-«пятницы», наблюдение за звездами в телескоп и салат со своей грядки. Тихая жизнь сама по себе стала роскошью в XXI веке — и она оправдывает высокий ценник.
Сону, вы один из пионеров рынка экоотелей. Как вы пришли в этот бизнес?
Я около трех лет проучился в Оксфорде, а английские университеты отличаются тем, что там скорее учат думать, чем дают какие-то практические навыки. Потом мы с женой переехали в Женеву, где жила моя семья. Мой брат управлял семейным бизнесом, и я задумался, чем мог бы заняться. Я вместе с моей женой Евой несколько раз побывал на Мальдивах, и мы очень полюбили это место. Я даже думаю, что мы могли провести там одну из наших прошлых жизней — мы верим в реинкарнацию. В то время на Мальдивах были только отели категории одна-две звезды для массовых туристов. Бизнес был очень простой, но наносил чудовищный вред окружающей среде из-за использования морской воды. Душ, прачечные, канализация — все на морской воде, которая сливалась прямо под деревья, и они гибли буквально у нас на глазах.
Нам пришло в голову, что мы могли бы сохранить кусочек потрясающей местной природы, построив на одном из островов свой дом. В состав архипелага входит множество островов, но правительство Мальдив отказало нам — купить землю можно было только под строительство отеля. Тогда мы решили создать что-то люксовое и нашли необитаемый остров — это оказался будущий курорт Soneva Fushi.
Мы начали строительство в 1991 году, а открылись только в 1995-м. Это было настоящее приключение для нас с Евой: прежде мы не имели такого опыта. Ни строителей, ни подходящих материалов на Мальдивах не было, так что нам пришлось самим организовать импорт и нанять людей, которые покупали бы для нас материалы необходимого качества.
Кто ваши архитекторы, дизайнеры?
Мы сами. Я автор концепции, а Ева — креативный директор, она выбирает все материалы, продумывает интерьеры. Все виллы построены из экологически чистой древесины и бамбука, находятся в уединенных местах в джунглях. Внутри — самая современная техника и такой же уровень комфорта, к которому привыкли наши посетители. В городе они живут в просторных апартаментах и не хотят стеснять себя на отдыхе.
Сколько вы инвестировали в свой первый курорт?
Не очень много. В то время открыть отель на Мальдивах было значительно дешевле, чем сейчас, потому что сами острова были не таким раскрученным местом.
Сложно ли вам находить подходящие места для отелей?
Мы очень требовательны при выборе места для будущего курорта. Для нас важно, чтобы, с одной стороны, он находился в уединенном месте — так мы можем создать ощущение эксклюзивности. Например, тайский отель Soneva Kiri расположен на острове Ко-Куд, где нет даже дорог, только рыбацкие деревушки, уединенные пляжи, нетронутые джунгли. На острове всего две тысячи местных жителей, а половина приезжих — наши гости. Для сравнения: самый популярный таиландский курорт Пхукет ежегодно посещают 5 млн человек, там слишком людно. С другой стороны, наши курорты не должны располагаться «неизвестно где» — до них должно быть легко добираться. Поэтому найти подходящее место довольно трудно.
Расскажите поподробнее про концепцию ваших курортов.
Наша философия, которую мы называем «умной роскошью», родилась из размышлений о том, как изменилось само понятие «роскошь» в последние десятилетия. До Второй мировой войны богатые люди жили в основном за городом. По утрам они катались на лошадях, после обеда выходили прогуляться, а на столе привыкли видеть овощи, выращенные в их собственных угодьях. Все это было для них обыденностью. А вот одеться в дорогие наряды к ужину, остановиться в пятизвездочном отеле и выпить шампанского считалось роскошью.
Но во второй половине прошлого века все изменилось. Посмотрите на современных богатых людей. Около 90 процентов из них живут в мегаполисах, без свежего воздуха, в постоянном стрессе. Позолота, дорогие интерьеры отелей — все это будоражило людей, живших в сельской местности. Но, живя в большом городе, такой роскошью можно наслаждаться каждый день. Так что на Мальдивах вам на самом-то деле не нужно ужинать в ресторане Алена Дюкасса. Разве вы не можете получить это дома? В этом нет ничего нового, ничего особенного. На самом деле вы хотите видеть зелень, хотите быть ближе к природе. Вы скорее предпочтете пообедать под открытым небом в джунглях, где полно свежего воздуха, потому что в Москве, особенно зимой, вы постоянно находитесь в замкнутом пространстве. Из дома в машину, потом в офис, потом опять в машину — вы едва успеваете глотнуть свежего воздуха. У нас вы можете расслабиться, скинуть туфли, дышать полной грудью. Мы не везем наших гостей к виллам на частном самолете — мы отправляем их в небольшой круиз. В лодке их угощают свежими кокосами, а когда они попадают на остров, багаж уже ждет их на вилле. Мы всех просим разуться и ходить босиком, пока они гости Soneva. И это воспринимается как настоящая роскошь, потому что где еще вы сможете две недели обходиться без обуви? Это доставляет огромное удовольствие нашим гостям. Но этим погружение в роскошь не ограничивается. Мы можем предоставить гостю прислугу из числа местных жителей, чтобы облегчить знакомство с культурой островов. На каждом курорте Soneva мы отводим около двух гектаров земли под органическую ферму, где выращиваются овощи и фрукты для гостей. В городе вы никогда не получите по-настоящему свежие овощи или фрукты, а здесь специально для вас вырастили лучший салат. У нас есть кинотеатр под открытым небом, собственный телескоп, самый большой в регионе. Профессиональный астроном проводит для наших гостей лекции. Если это не роскошь, то что же тогда назвать роскошью? Вы же не видите звезд, живя в Москве.
Каков портрет вашего типичного клиента?
Наши гости — умные и искушенные люди. И, конечно, успешные, потому что отдых у нас — достаточно дорогое удовольствие. Мы открыли первые роскошные виллы на Мальдивах — с огромными пространствами, дающими возможность уединиться. Это, безусловно, важно для наших гостей, но дело не просто в дорогой вилле — мы даем им новые впечатления, новый опыт, о котором я уже упоминал.
Вы в бизнесе уже больше 15 лет. Как изменился спрос на экоотели за это время?
В 1990-х годах к нам приезжали либо молодые пары, отмечающие медовый месяц, либо люди зрелого возраста, которые уже вырастили своих детей и могли свободнее распоряжаться деньгами. Позднее на наши курорты стали чаще приезжать семьи с детьми.
Среди ваших гостей больше постоянных или новых клиентов?
Больше половины гостей — постоянные клиенты, они приезжают каждый год в одно и то же время.
Планируете ли вы расширять вашу сеть отелей?
Сейчас у нас два отеля, но к 2015 году мы планируем довести их число до пяти, а к 2020-му — до десяти. Мне кажется, это оптимально для такой сети, больше отелей сложно контролировать. К тому же мы бы хотели иметь долю не менее 50% во всех будущих отелях. В Soneva Kiri нам принадлежит доля в 70%, а в Soneva Fushi — 50%.
Сону Шивдасани
Основатель и CEO Soneva Group, сети люксовых отелей и вилл на Мальдивских островах (Soneva Fushi) и в Таиланде (Soneva Kiri). Вместе со своей женой Евой основал также и сети отелей и спа-центры Six Senses Resorts & Spas и Evason, которые продал в 2012 году. Учился в Итоне и в Оксфорде.
SLOW LIFE
Ценности Soneva зашифрованы в аббревиатуре SLOW LIFE («медленная жизнь»): Sustainable (устойчивый, возобновляемый), Local (местный), Organic (органический, экологически чистый), Wellness (хорошее здоровье), Learning (обучение), Inspiring (вдохновляющий), Fun (веселье), Experiences (опыт).
Текст: Александра Латышева
Фото: Soneva, Алексей Трошкин