Безналичный расчет кредитными картами вытесняет «наличку»: он и безопаснее, и карман не тянет. Однако такое удобство стоит дополнительных денег — издержки российских предпринимателей в разы больше, чем у зарубежных коллег.
Владельцы небольшой калининградской компании по торговле сантехникой «Спектр» решились ввести на предприятии услугу безналичного расчета, или эквайринга, когда поняли, что теряют потенциальных клиентов. В какой-то момент соучредитель фирмы Елена Переверзева решила понаблюдать за торговым залом. Через несколько дней она пришла к выводу, что за это время могли бы совершить покупку, но не сделали этого восемь человек, у которых не оказалось с собой наличных денег — только банковские карточки. Продавец магазина отправлял их к ближайшему банкомату, но возвращались не все: кто-то уходил по другим делам, кто-то не хотел терять процент на обналичке, так как банкомат был не от «его» банка.
Так что когда в «Спектр» обратился представитель местного отделения Альфа-банка с предложением воспользоваться услугами эквайринга, основатели компании сразу согласились. «Осенью мы планируем открыть магазин качественной обуви, надеемся, что покупатели, на которых она рассчитана, будут чаще расплачиваться при помощи банковских карт», — говорит Елена Переверзева. А из клиентов, приобретающих в «Спектре» сантехническое оборудование, картами сейчас оплачивает свои покупки примерно каждый пятый.
С тем, что безналичный расчет внедрять выгодно, согласен и московский предприниматель Максим Коновалов, владелец нескольких точек, торгующих спортивным и туристическим инвентарем: «Это необходимость, продиктованная временем. Многие покупатели недовольны, если нет терминалов, ведь все больше работодателей переводят зарплату своим сотрудникам на банковские счета, и им удобнее расплачиваться картой».
Российское правительство уже подало сигнал о том, что введение безналичной формы оплаты в стране неминуемо. В Минфине подготовлен законопроект, которым предусмотрено, что с 1 января 2014 года магазины и предприятия сферы услуг могут обязать принимать к оплате банковские карты. Государство стремится сделать оборот денег в стране максимально открытым и прозрачным, поэтому оно заинтересовано в переходе на транзакции с использованием карт, которые скрыть невозможно. Рынок массового эквайринга в России, конечно, будет развиваться не с нуля, но с достаточно «низкой базы». Как показывают расчеты крупнейшей процессинговой компании UCS (ЗАО «Компания объединенных кредитных карточек»), чей оборот по большей части основан как раз на эквайринге, рост сегмента в 2012 году в 10 раз опережал динамику ВВП: 40% и 4% соответственно.
При значительном количестве эквайеров (в основном банков) в России доля торгово-сервисных предприятий, принимающих к оплате банковские или кредитные карты, весьма невелика по мировым стандартам: лишь 250 тыс. из более чем миллиона зарегистрированных компаний. По данным компании 2GIS, в Москве карты к оплате принимают всего в 16,4% торговых точек, а в Санкт-Петербурге — только в 15,6% заведений (к слову, в Екатеринбурге этот показатель выше — 19,2%).
Эксперты объясняют это общей неразвитостью финансовой инфраструктуры, все еще небольшим количеством платежных карт и низкой культурой обращения с таким инструментом платежей. В результате многие россияне используют карты только для того, чтобы получать наличные из банкоматов. Как отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, ссылаясь на статистику ЦБ, по итогам 2012 года до 83% от общего объема безналичных транзакций в денежном выражении приходилось именно на операции cash out — снятие наличных денег. «Развитие безналичных расчетов — весьма актуальная задача, — говорит Клягин. — Дальнейшее расширение розничного безналичного оборота позволит в перспективе повысить прозрачность операций и значительно сократить нагрузку на монетарный сектор. И даже без учета вероятного сокращения теневого сектора уже в среднесрочной перспективе это позволит сэкономить до нескольких процентов ВВП».
Преимущества эквайринга для компаний, занятых в сфере торговли и услуг, несомненны. «Покупателю нет необходимости иметь при себе наличные, но при этом он все равно может совершать покупки, в том числе и на достаточно большие суммы, — говорит директор по продажам UCS Владимир Кононов. — Это расширяет круг потенциальных клиентов, а кроме того, раз такие потребители существуют, то они более охотно будут обращаться в те точки, где предусмотрена подобная услуга». По мнению вице-президента ВТБ24 Алексея Дегтярева, такие покупатели обычно относятся к категории более состоятельных клиентов. Так что и потратить они могут больше.
Возможность серьезно увеличить размер среднего чека очень привлекательна для коммерсантов. По статистике, клиенты при оплате картой тратят на 30-35% больше средств, чем если бы они расплачивались реальными деньгами. «Человеку психологически проще заплатить каким-то виртуальным инструментом, чем расстаться с реальными купюрами», — объясняет Владимир Кононов.
Среди достоинств эквайринга можно отметить также уменьшение риска, который по определению высок при работе с «наличкой». Когда оплата происходит с помощью карты, отпадает необходимость в инкассации больших сумм — деньги сразу поступают на счет. Следовательно, предприниматель снижает затраты на обеспечение безопасности. Кроме того, ответственный продавец может подстраховаться, установив POS-терминал с обязательным запросом пин-кода. «Мы специально выбирали именно такой — у наших продавцов не хватает квалификации, чтобы установить идентичность подписи на карте и на чеке, — говорит Елена Переверзева. — Да и надежнее так, ведь документ, подтверждающий личность владельца карты, носят с собой не все».
Специалисты уверяют, что продавцам работать с картой даже проще, чем с наличными, — с помощью карточки покупка совершается на 20% быстрее, чем при расчете реальными деньгами.
Есть плюсы безналичного расчета и для конечных покупателей. «Во-первых, это удобно и безопасно. Кроме того, для владельцев карт предусмотрены, например, скидки и различные кобрэндинговые программы», — отмечает Максим Клягин.
По большому счету у эквайринга есть лишь один серьезный недостаток: из-за издержек, связанных с обслуживанием безналичных операций, существует риск повышения цены на товар. Правилами торговли предусмотрено, что отпускная цена товара должна оставаться неизменной независимо от способа оплаты, но любые правила, как известно, можно обойти. Например, в Ассоциации компаний розничной торговли «Акорт» указывают, что можно поднять цену на товар и при оплате наличными. Таким образом, правила не будут нарушаться, а дополнительная финансовая нагрузка ляжет на плечи конечного покупателя.
Комментируя законопроект Минфина, исполнительный директор ассоциации Илья Белановский отметил, что продавцы могут идти на такие ухищрения из-за беспрецедентно высокой комиссии за эквайринг — в России она составляет 2-3% от операции. В Европе за наземный эквайринг формата off-line (когда платеж происходит при физическом наличии карты) комиссия составляет всего 0,5%. Алексей Дегтярев утверждает, что средняя стоимость услуги эквайринга в России на данный момент чуть меньше — 1,8-2% от суммы покупки: «По сравнению с другими странами наши тарифы действительно выше, но надо понимать, что такая услуга вряд ли когда-нибудь станет совсем безвозмездной».
Владимир Кононов уверен, что взимаемая с торговых точек за эквайринговое обслуживание комиссия адекватна: «Наибольшую часть составляет IRF — то есть комиссия, которую платежная система выплачивает банку-эмитенту в качестве вознаграждения за то, что он выпустил и обслуживает карточку, которой пользуются потребители. Непосредственно выпуск карты стоит относительно недорого, но каждая транзакция должна быть обработана: нужно идентифицировать пользователя, подтвердить наличие средств, разрешить их использование, провести списание и т.д. Таким образом, в банке формируются определенные затраты на обработку транзакции».
Также в комиссию включена оплата услуг международных платежных систем за обработку транзакции, которая используется в том числе для поддержания и совершенствования технологий. Данные виды платежа (IRF и плата международным платежным системам) четко тарифицированы и зависят от типа бизнеса предприятия и типа использующейся карты. На рынке электронной коммерции из-за повышенных рисков комиссия может порой достигать 5%.
В общественной организации «Опора России», объединяющей представителей малого и среднего бизнеса, комиссию за пользование эквайрингом считают тяжелым бременем — особенно для индивидуальных предпринимателей, многие из которых работают с рентабельностью всего в несколько процентов. Тогда эквайринг им не потянуть.
Как бы то ни было, но комиссия interchange, которую устанавливают международные платежные системы конкретно для каждой страны, величина объективно существующая. Для предпринимателей, считающих ее непосильной ношей, выход пока один — не пользоваться эквайрингом. Кстати, бессмысленно внедрять эквайринг не только в малорентабельном микробизнесе, но иногда и в относительно крупных компаниях. Например, маржа автодилеров в России обычно составляет те самые несколько процентов, которые им пришлось бы отчислять с каждой сделки по карте. Так что им эквайринг невыгоден.
Кроме наземного эквайринга (card present) и электронной коммерции довольно активно развивается эквайринг-самообслуживаение. Владельцы парковок, платных автодорог или автозаправок охотно внедряют эту услугу, которая позволяет существенно экономить на рабочей силе. Некоторая «выгода» есть и в том, что в бухгалтерской отчетности операции по эквайрингу проходят как обычная выручка на счетах. «А в части налогообложения эти расчеты приравнены к расчетам наличными; к сожалению, никаких налоговых льгот в данном случае организация не получает», — отмечает Алексей Дегтярев.
Чтобы предпринимателям, для которых эквайринг приемлем, можно было начать пользоваться услугой, достаточно дать об этом знать банку или специализированной компании, как это сделал владелец «Туркомплекта» Максим Коновалов. Он просто обратился в банк, где находится его расчетный счет. «Все остальное сделали без меня, я только предоставил некоторые учредительные документы, и через несколько дней мне выдали POS-терминал, который я подключил к интернет-линии», — рассказывает предприниматель.
Предприниматели могут выбрать эквайера самостоятельно. Эксперты в числе наиболее значимых игроков на рынке эквайринга выделяют Сбербанк, «Русский Стандарт», Группу ВТБ и еще ряд банков, а также компанию UCS, являющуюся родоначальником рынка эквайринга в России. Процедура подключения торгового предприятия к сети эквайрингового обслуживания достаточно проста. После заключения договора с эквайером процесс установки и подключения терминала займет около недели. Финансовая сторона вопроса, по словам Владимира Кононова, решается следующим образом: практически все эквайеры предоставляют оборудование и подключают клиента бесплатно, компенсируя затем эти издержки за счет взимаемой комиссии.
Комментарии экспертов
Елена Переверзева,
соучредитель ООО «Спектр»
От такой услуги для предпринимателя плюсов гораздо больше, чем минусов, даже если бизнес у него совсем небольшой, — хотя, конечно, предприятию придется нести расходы за пользование услугой эквайринга. Например, очень удобно, когда покупатель по какой-то причине возвращает товар, купленный по безналичному расчету: в этом случае деньги возвращаются банком на карту клиента тоже по «безналу», достаточно просто прокатать карточку в терминале. По сути дела, мы пользуемся беспроцентным кредитом банка — в таких случаях банк вообще не берет с нас никакой комиссии за проведенную операцию. За все время использования эквайринга я обнаружила только один минус, и то он не системный — в одном из наших магазинов не очень хорошая интернет-связь. Но мы эту проблему вскоре решим, поставив усилитель и заменив модем.
Владимир Кононов,
коммерческий директор UCS
При использовании услуги эквайринга продавец несет некоторые издержки. Но, как правило, продавцы охотно идут на это, так как выгода от работы с карточками значительно выше. Покупатель вообще не ощущает дополнительных расходов. Согласно правилам работы с международными платежными системами, продавец не вправе перекладывать расходы на эквайринг на потребителя. То есть цена при оплате карточкой не может отличаться от цены при оплате наличными средствами. Соблюдение этих правил контролируется эквайерами и платежными системами. Если потребитель пожалуется в международную платежную систему или банк на продавца, нарушающего эти правила, то к предприятию-нарушителю будут применены соответствующие меры. Правилами предусмотрена и подробная тарификация, зависящая от вида и статуса карт и вида деятельности продавца, так что по каждому предприятию можно рассчитать себестоимость обслуживания. Она сильно зависит от оборота компании, типов карт покупателей, которые они используют для оплаты. Чем ниже оборот и выше статус карты, тем дороже окажется для нас обслуживание.
Алексей Дегтярев,
вице-президент ВТБ24, начальник управления сети самообслуживания
Банки стараются быть осторожными и не предоставлять услугу эквайринга всем подряд. Дело в том, что в силу традиционной модели развития этого бизнеса у нас в стране сложилась определенная практика, при которой банк самостоятельно закупает и устанавливает на территории клиента за свой счет специальное устройство — POS-терминал. Он должен окупиться в течение определенного промежутка времени. Сам по себе терминал недорог и по стоимости сопоставим с простеньким кассовым аппаратом (10-15 тыс. рублей), но если таких терминалов много, то затраты на закупку и установку выливаются в кругленькую сумму и вопрос окупаемости затрат становится первостепенным. Поэтому при предоставлении услуги эквайринга опытные игроки тщательно оценивают своих клиентов с точки зрения возможности генерировать необходимый торговый оборот через банковские POS-терминалы и только после этого формируют коммерческое предложение.
Текст: Ольга Венседорина