Спустя три года отметит свое 125-летие транснациональная корпорация Philips — один из мировых лидеров на рынке бытовой электроники и медицинской техники. И крупнейший в мире производитель светотехники. На родине компания, созданная нидерландским предпринимателем Герардом Филипсом, удостоилась заветного титула «Королевская», даже не будучи поставщиком двора Ее Величества королевы Нидерландов.
Буржуйские гульдены для диктатуры пролетариата
Впрочем, это не единственный парадокс в истории компании, богатой на курьезы.
Взять хотя бы знаменитых родственников основателя компании. У Герарда Филипса был двоюродный дядя, прославившийся на весь мир на иной стезе, хотя тоже самым непосредственным образом связанной с капиталом. Звали двоюродного дядю Карл Маркс. Когда основатель марксизма писал в Лондоне первый том «Капитала», то частенько наведывался в Нидерланды. Там Маркс пытался излечиться от двух хронических болезней, преследовавших его всю жизнь, — фурункулеза и хронического безденежья. Первую хворь автор «Капитала» лечил на морских курортах, а вторую регулярно (хотя и неохотно) «врачевал» богатый дядюшка — местный торговец текстилем Лион Филипс, женатый на сестре матери Маркса — Генриетте Прессбург.
В те далекие времена два старших внука суконщика, Герард и Антон, еще пешком под стол ходили. А позже, уже после смерти своего знаменитого родственника, тоже создали свой капитал — более вещественный и осязаемый.
До этого Герард Филипс успел «заболеть» очередной новинкой технического прогресса — электрической лампочкой. И даже кое-что в ней усовершенствовал и запатентовал. Оставалось только запустить новинку в промышленное производство, что молодой изобретатель и сделал, основав в 1891 году в Эйндховене компанию Philips & Co. Финансовую помощь новому предприятию оказал отец-банкир, купивший сыну пустовавшее фабричное здание, где было начато производство ламп накаливания и другого электрооборудования.
Поначалу дела шли со скрипом, и к 1895 году компания оказалась на грани банкротства. Тогда 37-летний глава компании привлек к семейному делу младшего брата Антона, который был на 16 лет моложе. Поручив дипломированному инженеру заниматься «непрофильным делом» — рекламой и маркетингом, старший Филипс не ошибся: благодаря «креативным» находкам младшего брата семейный бизнес быстро встал на ноги. В частности, Антону принадлежала оригинальная по тем временам идея использовать в качестве рекламы почтовые открытки с народными костюмами и названием компании, «написанным» с помощью электрогирлянд.
К началу нового столетия компания братьев Филипс стала одним из ведущих производителей лампочек в Европе. А у себя на родине — еще и крупнейшим работодателем (в 1910 году на братьев работало более 2000 человек). Любопытно, что один из первых крупных экспортных заказов поступил в 1898 году из Санкт-Петербурга, куда «наводить мосты» отправился Антон Филипс. Это был заказ на 50 тысяч ламп-свечей, вставлявшихся в хрустальные канделябры, для освещения Зимнего дворца. Первое российское представительство компании было открыто там же в 1914 году — и закрыто спустя всего три года по понятным причинам.
В том же 1914-м Герард Филипс создал в своей компании специальный исследовательский отдел, сотрудникам которого вменялось в обязанность «держать руку на пульсе» технического прогресса, выявляя самые перспективные открытия и разработки.
Отдел со своей работой справлялся на ура. Спустя четыре года Philips & Co. первой в мире наладила выпуск медицинского рентгеновского оборудования. Затем последовали разнообразные электровакуумные приборы (для их массового производства пришлось купить две компании — британскую Mullard и немецкую Valvo), а там уж оставался один шаг до радио и телевидения. Любопытно, что нидерландская компания в 1925 году начала сразу с экспериментов по передаче изображения и лишь спустя два года приступила к производству более «освоенных» к тому времени радиоприемников.
Тогда же был выпущен фирменный аппарат для звукозаписи Philigraph и появился первый логотип Philips — со звездами и «волнами эфира». В 1938 году те и другие были заключены в стилизованный геральдический щит, что указывало на богатую «патентную историю» компании (о которой чуть ниже).
К 1932 году Philips продала свой миллионный радиоприемник, а спустя год — стомиллионную радиолампу, став крупнейшим производителем радиоаппаратуры в мире. К тому времени на заводах компании трудилось уже 45 тысяч человек.
Глобальная дискотека
Обязана своим существованием компании Philips и ныне функционирующая радиостанция Radio Netherlands, принявшая эстафету от радиостанции PCJ, основанной Герардом Филипсом еще в 1927 году. В эфире ее не было слышно только в годы гитлеровской оккупации Нидерландов.
Когда 10 мая 1940 года войска вермахта вошли на территорию королевства, компании Philips там уже не было. Узнав по своим конфиденциальным каналам о готовящемся вторжении, Антон Филипс вместе с остальным руководством успели перевести все основные капиталы в США и сами отправились туда же, улетев последним «мирным» рейсом. В годы войны детище Герарда Филипса (в 1942-м простившееся со своим основателем) продолжало исправно выпускать продукцию под маркой North American Philips Company.
После окончания войны ходили слухи о том, что огромное количество электрооборудования от Philips использовалось вермахтом. Компанию даже обвиняли в коллаборационизме — однако слухи не подтвердились и поднятая волна со временем улеглась. Не нашли вины руководства Philips и в том, что доставшийся оккупантам завод в Эйндховене продолжал работать все военные годы с использованием труда узников концлагерей. Из-за чего, кстати, стал единственным нидерландским промышленным предприятием, разбомбленным авиацией союзников…
Зато стал достоянием гласности другой факт, связанный с тем же заводом. Сын Антона Филипса — Фриц, единственный из членов семьи оставшийся на родине во время оккупации, спас жизнь 382 евреям, убедив немецкое командование в их «незаменимости» на собственном предприятии. За что сам провел несколько месяцев в немецком концлагере, а в 1996 году был официально удостоен звания «праведника мира», присуждаемого израильским Национальным мемориалом холокоста. Умер Фриц Филипс в 2005 году, дожив до ста лет.
После окончания войны руководство Philips вернулось на родину, и компания быстро восстановила свои лидирующие позиции на мировом рынке бытовой электроники — в основном благодаря лавине изобретений и инноваций. На сегодняшний день корпоративный отдел интеллектуальной собственности и стандартов обладает впечатляющей коллекцией трофеев: 55 тысяч патентов, 33 тысячи зарегистрированных торговых марок и 49 тысяч регистраций в области дизайна! По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, нидерландская компания является мировым лидером по запатентованным изобретениям.
Начало послевоенному «параду патентов» положила выпущенная в 1951 году электробритва с двумя вращающимися головками — Philishave. Спустя восемь лет Philips совершила настоящую технологическую революцию в мире музыки и шоу-бизнеса, выпустив первую аудиокассету. Первые мини- и микрокассеты, а также радиоприемник, совмещенный с кассетным магнитофоном, также выпустила Philips.
Параллельно назревала другая технологическая революция. С 1953 года нидерландская компания начала серьезно заниматься полупроводниками, в скором времени войдя в первую десятку мировых производителей этой технической новинки.
А в 1965 году выпустила первую собственную интегральную схему, что позволило Philips закрепиться в первой двадцатке мировых производителей микрочипов.
К концу 1970-х уже никто не подвергал сомнению лидерство Philips в производстве средств обработки, хранения и передачи информации. В 1972 году Philips на пару с Siemens основала сверхуспешную компанию звукозаписи PolyGram, в которой нидерландскому концерну принадлежало 60% уставного капитала. Специалисты компании разработали первые оптические лазерные диски LaserVision и первые оптические системы телекоммуникаций.
Несомненным является вклад Philips и в создание домашних видеомагнитофонов. Самый первый из подобных агрегатов (модель N1500) был представлен в Лондоне в 1972 году. Правда, изначально поставив «не на тот» стандарт, голландцы в итоге проиграли борьбу за глобальный рынок японской Sony с ее стандартом VHS. Но затем, решив идти «в ногу» со всеми, Philips присоединилась к «пулу VHS», а в 1982 году в партнерстве с той же Sony разработала первый коммерческий компакт-диск и видеоплеер — аккурат к выходу стомиллионного телевизора Philips! Результатом тесного сотрудничества бывших конкурентов стал и первый DVD, запущенный Philips и Sony в 1997-м на смену устаревшим «компактам», и первый диск Blu-Ray (в 2006-м).
От «лучшего» — к «разумному и простому»
Последнее десятилетие ХХ века прошло для компании под знаком реструктуризации и диверсификации бизнеса. И хотя отдельные «старые лошадки» продолжали исправно приносить прибыль (так, к 1995 году была продана трехсотмиллионная электробритва Philishave), от некоторых из них пришлось отказаться. В частности, в 1998 году звукозаписывающее подразделение PolyGram было продано канадскому «алкогольному» гиганту Seagram, который спустя два года сам прекратил существование, перейдя в собственность группы компаний Vivendi (на базе PolyGram была создана нынешняя Universal Music Group). А подразделение по производству мобильных телефонов в 2006-2007 годах ушло к китайцам.
В 1991 году компания сменила название — с трудночитаемого голландского N.V. Philips Gloeilampenfabrieken на более компактное Philips Electronics N.V. Сохранив при этом в своем имени тот самый титул «Королевская» (Koninklijke), дарованный еще в начале прошлого века. Только этот титул в Нидерландах означает совсем не то, что в других европейских странах, где сохранились конституционные монархии, — не «поставщик двора Их Величеств». По традиции, идущей с 1807 года, нидерландские компании могут добавлять к своему названию «высочайший» титул при выполнении трех условий: во-первых, компания должна занимать исключительно важное положение в своей отрасли; во-вторых, она должна «иметь национальное значение»; в-третьих, компании желательно обладать более чем вековой историей.
В 1995 году стартовала первая глобальная рекламная кампания обновленной Philips под слоганом «Давайте делать вещи лучше» (Let’s make things better). К тому времени штаб-квартира переехала из Эйндховена в Амстердам, что можно интерпретировать как возвращение к истокам — именно в столице Нидерландов начинал свои первые опыты с электролампами Герард Филипс.
В новое тысячелетие Philips вошла со слегка измененным имиджем, что нашло свое отражение и в смене корпоративного слогана. Новый звучит предельно просто: Sense and simplicity. Но это по-английски — просто. На русском однозначно переводится лишь второе слово, которое и означает собственно «простоту».
Зато первое слово допускает множество толкований: в зависимости от контекста это и «ощущение», и «сознание», и «здравый смысл», и «настроение». Но общая идея понятна: в XXI веке Philips позиционирует себя как производителя бытовой техники, которая легка в эксплуатации, удовлетворяет нуждам массового потребителя и обеспечивает ему достойную жизнь.
Подобные амбиции должны подтвердить и новая организационная структура компании, и ее последние новинки на рынке hi-tech.
В настоящее время концерн Philips состоит из трех главных подразделений — Philips Consumer Electronics, Philips Lightning и Philips Healthcare (бывшее Philips Medical Systems). В октябре 2006 года была окончательно оформлена продажа полупроводникового бизнеса Philips консорциуму частных инвесторов, создавшему на базе почти полувековых наработок Philips новую независимую компанию NXP Semiconductors. В том же году было решено окончательно убрать из названия компании слово «электроника», оставив только Royal Philips.
Среди «новинок XXI века» от Philips можно отметить оригинальную электрокофеварку Senseo (2001), новую линейку телевизоров MiraVision с технологией «зеркального телевидения» (2004), плоские телеэкраны с технологией трехмерного изображения WOW VX (2008). Впрочем, в том же 2008 году Philips была вынуждена свернуть и вы-пуск телевизионной техники, не выдержав «давления с Востока».
Зато в последние годы Philips агрессивно осваивает рынки бытовой медицинской техники и продуктов личной гигиены, скупая компании, работающие в этих отраслях.
Koninklijke Philips Electronics N.V.
• Основана в 1891 году.
• Штаб-квартира — Амстердам (Нидерланды).
• Штат (2012 г.) — 121,9 тыс. человек.
• Оборот в 2011 году — € 22,6 млрд
Текст и подбор фото: Владимир Гаков